Исследовательская работа
методическая разработка по биологии (5 класс)

Давыдова Ольга Владимировна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ БИОЛОГИИ 5 КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская работа

Учителя биологии МБОУ Северная СШ

Давыдовой Ольги Владимировны

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ БИОЛОГИИ 5 КЛАССА

П.Северный 2017г

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся………………………………………………………………………….6

  1. Сущность проектной деятельности……………………………………….6
  2. Возможности школьного курса биологии 5 класса в организации проектной деятельности учащихся…………………………………………….10
  3. Состояние исследуемой проблемы в практике работы школ Варнавинского района Нижегородской области……………………………….28

Выводы по I главе………………………………………………………………..34

Глава II Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты…………………………….36

2.1 Методические условия организации экспериментального обучения…….36

2.2 Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения………………………………………………………………………….37

2.3 Результаты экспериментального обучения………………………………...48

Выводы по II главе……………………………………........................................52

Заключение………………………………………………………………………53

Список литературы, информационные источники……………………………54

Приложения……………………………………………………………………...57

Введение

   В настоящее время перед школьным образованием поставлены новые задачи. Процесс модернизации образования основан на новых требованиях, которые ориентируют учителя школы на формирование у обучающихся ключевых компетенций, основывающихся на первоначальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. Для выполнения всех этих задач образовательные организации ориентируются на современные стандарты – ФГОСы. Сейчас учителя школы должны не только сформировать у обучающихся системные знания, но и научить учеников применять эти знания и умения на практике в повседневной жизни, что и определяет условия для развития личности ребенка.

   В связи с этим были введены новые технологии в образовательный процесс, так как уже традиционные методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, не давали тех результатов, которые требовались [16, с.5].

   Эти новые технологии позволяют двум субъектам образовательного процесса работать не по привычной схеме: учитель является основным источником знания, а ученик заучивает то, что дает учитель, а совершенно новым взаимодействие учитель-ученик. В этом случае обучающийся сам добывает знания, применяет их, делает выводы, предположения. Учитель же должен направить ученика в нужное русло, подвести к правильному выводу и в качестве приоритетного направления своей профессиональной деятельности должен рассматривать личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие своих учеников. Одной из наиболее эффективных технологий, способствующих решению этой задачи является проектная деятельность, актуальность которой во многом обусловлена нерешенностью методических аспектов ее реализации в новых условиях работы школы [8].

     Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразовании окружающей действительности. [15, с.5]

Одним из вариантов решения этих проблем является проектная деятельность, позволяющая формировать у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности через возможность постановки цели и планирования ее изучения, обрабатывать и оценивать результаты [18, с.36].
          Метод проектов помогает сформировать у обучающихся следующие умения: подготавливать план работы для выполнения задания, работать в группах, определять свою роль внутри группы, находить информацию проверять достоверность, обобщать полученную информацию, делать выводы о проделанном задании. Метод проектов используется как на уроках, так и во внеурочной деятельности [27].

   Анализ состояния школьной практики в организации проектной деятельности обучающихся даёт возможность сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения [9].

 Актуальность выбранной нами темы исследования доказывается противоречиями, которые мы выявили в области проектного обучения. Это противоречие между формированием у обучающихся умений, которые развиваются в процессе реализации проектной деятельности, и небольшим количеством материалов по данной проблеме в педагогической и методической литературе [7, c.29-34]. Проблема, которая анализируется в данной работе, заключается в необходимости обнаружения условий, которые нужны для осуществления проектной деятельности учеников в обучении биологии.

 Объект исследования – процесс организации проектной деятельности учеников пятых классов.

Предмет исследования – условия организации проектной деятельности обучающихся при изучении биологии в пятом классе.

Цель исследования – разработать методику осуществления проектной деятельности школьников пятых классов, обеспечивающую развитие знаний и умений, формирующихся в процессе работы над проектами.

Для достижения цели работы,  были поставлены задачи:

1. Изучить данную проблему в педагогической и методической литературе.

2. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике работы школ Варнавинского района Нижегородской области.  

3. Разработать методику организации проектной деятельности учащихся 5 классов при изучении курса биологии.

4. Создать примерные темы проектов при изучении курса биологии в 5 классе.

Для решения этих задач  были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, анализ УМК для 5 класса, анкетирование, моделирование, математическая обработка данных опроса.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

   I глава, главным образом, раскрывает сущность проектной деятельности и непосредственно сам метод проектов, как форму организации проектной деятельности.

   II глава раскрывает возможность использования проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе.

Глава I Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся

1.1 Сущность проектной деятельности

   В настоящее время в образовательный процесс вводят инновационные технологии. К ним же и относится метод проектов. Это произошло потому что привычная нам всем школа, в которой учащиеся выступают объектами обучения, теряет свою актуальность. На это место приходит совершенно новая школа, где обучающиеся могут показать свои таланты и индивидуальность, способность принимать решения и делать самостоятельный выбор [17].

    Сейчас перед образовательными учреждениями стоят совершенно иные задачи. Учитель должен создать такую обстановку, которая способствовала бы самостоятельному поиску информации обучающимися. Они перерабатывают ее, делятся ей, а также свободно и быстро ориентируются в информационном пространстве. Для обучающихся должна быть создана такая среда и обстановка, которые бы позволяли осваивать знания по разным предметам.  Но при этом необходимо снизить нагрузку. Для этого нужно перейти от банального заучивания, к более интересным и увлекательным способом получения знаний, также показать возможность применения этих знаний в реальной жизни, на практике [25, с.238].

   Благодаря этим требованием к новому выпускнику школы образовательное учреждение ставит перед собой задачу подготовить творческую личность, образованную и способную дальше самообразовываться. Это предполагает включение в образовательный процесс новых методов и форм обучения, усовершенствование основ образования, в том числе привычных традиционных.

   Этот метод был разработан в США в конце девятнадцатого века. Родоначальники метода – Дж.Дьюи, Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Колминс и другие – выдвинули идею «обучения посредством делания». Они предполагали, что ребёнка можно заинтересовать, если тот, в свою очередь, сможет применить на деле свои знания [13, с.303].

   В России педагог Т.С. Шатский, активно стал внедрять эту методику в практику в начале 20 века. В 20 годы XX века этот метод получил большое распространение. Эта методика, предполагала замену учебных предметов на выполнение только практических проектов. Всё это привело к резкому спаду общеобразовательной подготовки. В результате чего это методика была приостановлена и до восьмидесятых годов больше не использовалась. В 80-х годах она снова пришли в нашу страну из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации В Россию хлынули потоки информации из-за рубежа, что привело к изменению всего общества в целом. И что было естественно, всё это повлекло появлению нового поколения детей [12, с.10].

   Как правило, дети не могут преобразовать всю информацию в знания. Избыток информации не приводит к системности знаний. И в этот момент стало понятно, что есть необходимость научить детей к правильному подбору, фильтрации нужной информации. Уже с начала девяностых годов многие ученые стали работать над использованием метода проектов. Их задача была показать, как возможно использовать параллельно этот метод и привычную нам классно-урочную систему обучения. После неудачного опыта в 20-ые годы в конце этого века метод проектов стали внедрять осторожно, опираясь на прошлые ошибки и новые методические разработки лишь небольшое количество школ, лицеев. И вот спустя 20 лет этот метод вошел буквально в каждую школу.

    Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющий практических заданий-проектов [14, с. 567]

  Также этот метод можно называть методом проблем. (13, с. 304]

  Если само определение «метод проектов» в разных источниках имеет одну суть, то сама сущность метода проектов неоднозначна. Можно выделить несколько главных критериев различия проектов:

1. Продолжительность (от одного урока до одного года).

 2. Области – от одного предмета до межпредметной области.

 3. Количество участников – от одного участника до группового.

4. Характер координации – скрытой или открытой

5. Доминирующая деятельность – игровой, творческий и др.

6. Характер отношений – от класса до международных.

Попробуем разобраться во всём этом разнообразии.

    В книге «Современные технологии» Е. Полат (2003) отмечает, что после того, как метод проектов потерпел неудачу в начале двадцатого века в России, он прошел некоторые изменения, а точнее – эволюцию. Если раньше этот метод использовали в целях свободного воспитания, то после его переработки он стал вполне структурированным разработанным методом системы образования [10, с. 65].

    Но всё же суть метода проекта даже после преобразования остается прежней – вызывать интерес учеников к выделенным проблемам, которые подразумевают обладание некоторыми знаниями и путем учебного проекта найти пути решения проблемы, а также на практике показать применение полученных знаний. Другими словами, переход от теории к практике.

      Метод проектов – это дидактический способ достижения цели через полную разработку проблемы, итогом которой будут реальные пути решения этой проблемы, оформленным любым допустимым способом [28].

    Для того чтобы ученик мог осуществить всю эту работу, учитель должен научить его самостоятельно находить и решать проблемы, используя знания из разных предметных областей, способность давать прогнозы при использовании данной проблемы. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную работу детей, независимо от того какая она будет– индивидуальная, парная, групповая. Проектная деятельность – это деятельность, которая должна заключаться выходом из проблемы. А вот решение самой проблемы может быть выполнено путем использования в совокупности различных методов и средств обучения, а также умений и знаний из различных отделов науки, технологий, творческих сфер.

   Проектное обучение-полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее [6].

  В своей работе Гузеев отмечает, что метод проектов чаще всего используется в дополнительном образовании. Дети выполняют данную работу во внеурочное время выбирают тему по своим личным интересам, развивая свои знания и умения. При этом получают удовлетворение от приобретения новых способностей. Метод проектов должен использоваться и на уроках, что ставит ученика в более жёсткие рамки и по выбору тем, и по ограничению времени для достижения результатов [5].

   Кроме того, на уроках требуется больше усилий от самого учителя для достижения цели учеников. Сам проект основывается на содержании предмета изученного или находящегося на стадии изучения учениками. И что очень важно, при использовании данного вида деятельности на уроках не приводит к конфликтам с другими методами.

   В настоящее время метод проектов имеет большую популярность, но не стоит перезагружать учеников проектами, так как это может сказаться на качестве результатов.

В процессе использования метода проектов развивается такие способности как коммуникативные, личностные, социальные, литературно-лингвистические, математические, художественно-соматические, манипулятивные, технологические.

1.2 Возможности школьного курса биологии 5 класса в организации проектной деятельности учащихся

     Прежде чем говорить о возможностях школьного курса биологии 5 класса в организации проектной деятельности, хотелось бы отметить значимость этого предмета в школе. При реализации одного из составляющих компонентов Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области экологии, большую роль играет биология. Проанализировав методическую литературу для учителей биологии [19, 20, 21, 22, 23, 24, 29], мы выделили главные цели и задачи, которые должны быть достигнуты путем преподавания биологии в школе:

-экологическое осознание; воспитание чувства уважения и любви к живой природе; компетентность в области духовно-социальных ценностей и норм.

-развитие разносторонних качеств личности, способствующие к обретению новых методов исследования природы в целях ее сохранения.

-формирование у обучающихся знаний в области эстетической и духовно-нравственной культуры, как способность бережного отношения к объектам природы.

-развитие умений применять приобретённые знания на практике.

-овладение способами для решения определенных задач и проблем.

     Как уже говорилось ранее в главе 1.1 для достижения этих целей необходимо введение технологии инновационного характера.

     Проектная деятельность в педагогической и методической литературе раскрыта вполне достаточно, но возможности ее применения в процессе обучения на уроках биологии затронута лишь не многими авторами.

      Но ведь по сути ни один из школьных предметов не может дать столько прекрасных возможностей, как урок биологии для использования проектной деятельности как в рамках урока, так и во внеурочное время. Большое разнообразие объектов, которые изучают на уроках ботаники, зоологии, человека, дают большие возможности для развития метапредметных, мыслительных и информационных навыков. Богатство красок, звуков и запахов, красоты природы открывает уникальные возможности для формирования и раскрытия логического и образного мышления, а также развития эстетического вкуса.

    Ранее мы сделали вывод о том, что проектная деятельность дает много возможностей как для учеников, так и для учителя. В своей статье Бусарова Н.В. и др. отметили, что для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике может помочь только переход на новый тип изучения – инновационный. Одним из которых и является метод проектов [4, c.151-157].

     Возвращаясь к вопросу нашей главы о возможности организации метода проектов на уроках биологии 5 класса, нужно отметить, что темы этих проектов должны быть привязаны к темам соответствующей рабочей программе по которой реализуется данных курс биологии. Кроме этого можно выбирать темы для метапредметных проектов: биология и химия, биология и география, биология и экология. Если темы взяты непосредственно из данного предмета, то это уместно будет на уроке, темы из метапредметной области могут использоваться во внеурочное время.

   В настоящее время в школах используются учебные линии различных авторов. Выше нами было отмечено что темы для проектной деятельности на уроках и во внеурочное время должны быть привязаны к темам реализуемой программы. Чтобы понять какие темы изучают в 5 классе нами были проанализированы программы нескольких авторов [1, 2, 3, 11], определены темы, где возможна реализация проектной деятельности и для сравнения представлены в таблице 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...