Методическая разработка внеклассного мероприятия «Капля жизни»
методическая разработка по биологии (5, 6 класс)
Методическая разработка направлена на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему мир, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно изменением их сознания, формированием экологической компетентности, чтобы поведение людей в быту, в процессе производственной деятельности и на досуге было экологически оправданным.
В методической разработке показываются приемы работы с презентацией выполненной в программах Movie Maker и Power Point.
Данная разработка может быть использована учителями биологии и немецкого языка.
Целевая аудитория: 5-6 класс
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс педагогов Московского района Санкт-Петербурга
«Экология культуры»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Капля жизни»
Авторы:
Чальцева Елена Николаевна
учитель биологии
академическая гимназия №56
Пашкевич Галина Викторовна
учитель немецкого языка
ГБОУ школа № 356
Санкт-Петербург
2017
Аннотация
Методическая разработка направлена на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему мир, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно изменением их сознания, формированием экологической компетентности, чтобы поведение людей в быту, в процессе производственной деятельности и на досуге было экологически оправданным.
В методической разработке показываются приемы работы с презентацией выполненной в программах Movie Maker и Power Point.
Данная разработка может быть использована учителями биологии и немецкого языка.
Целевая аудитория: 5-6 класс
Актуальность
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 5, 6 – ых классов
«Капля жизни»
Цели : 1. Осознать важность воды для человека и человечества;
2. Показать, как с помощью простых действий можно экономить
воду;
3. Выработать навыки экономного использования воды дома.
Задачи : 1. Подготовить информацию в игровой форме;
2. Создать условия для игровой работы учащихся;
3. Подготовить раздаточный материал.
Планируемые результаты внеклассного мероприятия:
- формирование экологической компетентности и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды.
- формирование знаний и умений по предмету (биология, экология, немецкий язык) в рамках заданной темы.
- формирование умений и навыков использования ИКТ.
Ход внеклассного мероприятия.
- Определение темы и целей внеклассного мероприятия.
Цель: подготовка учащихся к работе, введение в тему внеклассного мероприятия.
Учитель предлагает учащимся просмотреть два слайд-фильма: «Водные ресурсы Санкт-Петербурга» (слайд № 1), «Водные ресурсы Германии» (слайд № 2). После обсуждения увиденного учащиеся формулируют тему и цель внеклассного мероприятия, о значении воды в жизни человека.
- Основной этап мероприятия.
Учащиеся делятся на малые группы (3-5 человек). Каждой команде выдаются паспорта, в которых кратко записаны задания, отведено место для записи ответов и где наблюдатели выставляют заработанные баллы (приложение № 1).
| Задание 1. Вспомните, для чего человек использует воду! Подумайте и заполните схемы (приложение № 2, 3). |
После того, как дети заполнят схемы, на экране появляются слайды, с помощью которых проводится проверка выполненных заданий. | |
| Пользуясь картинками, проговариваем, как мы используем воду в быту: чистим зубы, умываемся, принимаем душ, стираем, делаем влажную уборку, готовим пищу, пьем, моем посуду, поливаем цветы, используем в туалете и т.д. . Чем больше дети вспомнят, тем больше получат баллов (за каждый ответ – 1 балл).
|
| Пользуясь картинками, проговариваем, как мы используем воду в промышленности: судоходство, производство бумаги, тканей, пластмасс, металлургия, сельское хозяйство, пищевая промышленность, парфюмерия, медицина и т.д. И опять, чем больше дети вспомнят, тем больше получат баллов. |
| Задание 2. Какую воду мы используем для своих нужд, пресную или соленую? Чтобы дети правильно ответили на этот вопрос, им предлагают сначала заполнить таблицу (приложение № 4), а затем записать свой ответ в паспорт (приложение № 1), после чего происходит проверка выполненного задания и начисление баллов. Затем ребятам предлагают вспомнить, какая вода считается пресной, а какая соленой и записать ответ в паспорт. После чего опять происходит проверка и начисление баллов. |
| Задание 3. Как вы думаете, что является источником пресной воды на земле? Подумайте и заполните схемы (приложение № 5). После того, как ребята заполнят схемы, проверка задания происходит с помощью слайд-шоу. Несколько картинок с изображением рек под музыку сменяют друг друга, затем появляется схема, в которую нужно вписать слово «река», после чего появляются картинки с изображением озер, поэтому следующее слово, которое появляется на схеме, это – «озеро». Так происходит до тех пор, пока все слова (болота, подземные воды, ледники) не будут вписаны в схему. |
| Аналогично осуществляется проверка следующей схемы «Источники соленой воды на земле». |
| Задание 4. Какой воды на Земле больше, пресной или соленой ? Ребята смотрят на картинку с изображением Земли и в паспорт записывают ответ. А затем на экране появляется правильный ответ: соленой воды – 97%, пресной – 3%. Следующий вопрос : как вы считаете, вся ли пресная вода пригодна для питья ? Ответ: только 1%. И последний вопрос : а вся ли питьевая вода доступна для человека ? Ответ : только 0,003%. |
| Настало время ответить на главный вопрос : запасы питьевой воды на Земле ограничены или нет ? Ребята записывают ответ в паспорт, после чего на экране появляется: ограничены! В связи с этим с 2005 года Организацией Объединенных Наций (ООН) было провозглашено десятилетие действий «Вода для жизни». |
| Поэтому уже в 2005 году 2/3 населения нашей планеты столкнулись с нехваткой пресной воды. Более одного миллиарда человек на земле не имеют доступа к качественной, чистой питьевой воде. 2,2 миллиона людей в год умирают от болезней, связанных с потреблением неочищенной воды. Девять человек из десяти – это дети в возрасте до 5 лет. |
| Задание 5. А как же мы используем эту, в буквальном смысле, живительную влагу? Ребятам предлагают зайти в гости к Красной шапочке. |
| Чтобы ответить на этот вопрос ребята должны заполнить таблицу (приложение № 6), используя данные приведенные на слайде. |
| С помощью данного слайда происходит проверка выполненного задания. По нормам на каждого жителя Санкт-Петербурга должно расходоваться на бытовые нужды 220-250 литров холодной воды в сутки. Практически расход воды составляет не менее 300 литров. |
| По официальным данным средний объем подачи воды в городскую сеть составляет 2 578 000 м3/сутки (ежедневно Санкт-Петербург «выпивает» озеро площадью километр на километр и глубиной три метра). Для лучшего восприятия данной информации картинка с изображением лесного озера исчезает, а на ее месте появляется изображение обезвоженной, растрескавшейся земли. |
| Ребят просят помочь Красной шапочке восстановить озеро. Для этого они должны выполнить ряд заданий. |
| Что делать если капает кран? |
Как нужно мыть посуду? | |
|
|
| Если ребята правильно выполняют задания, озеро постепенно наполняется водой. |
Выполнив еще ряд заданий
| |
| ребята окончательно восстанавливают сказочный мир Красной шапочки. |
| На слайде показаны все правильные ответы, которые получили дети, выполняя задания. Задание 6. Подумайте и предложите, как еще можно экономить воду дома? Ребята разрабатывают свои рекомендации (приложение № 7), а затем каждая команда их зачитывает вслух. После этого на слайде появляются общие рекомендации. |
| Напоминаем детям, что 22 марта – всемирный день воды. |
- Заключительный этап.
Цель: подведение итогов внеклассного мероприятия, рефлексия, объявление победителей игры.
Учитель предлагает учащимся сделать выводы из увиденного и услышанного, оценить информативную ценность внеклассного мероприятия и интерес к нему, ответив на вопросы:
- Было ли мероприятие для вас интересным и познавательным?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось на мероприятии?
- Что вам не понравилось?
- Что бы вы еще хотели узнать?
Источники информации
Интернет – ресурсы: http://www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/publikation/long/2754.pdf http://www.deutscheweltweb.de http://www.deutschland.de http://www.umweltrat.de http://www.greenpeace.de
Источники для картинок:
http://xn--d1acpdpmv.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/05/vscocam-photo-1-2.jpg
https://faberlic.com/images/News/lADOGA-6.jpg
http://crystallinetravel.com/images/upload/120320163808_big.jpg
http://crystallinetravel.com/images/upload/120320163808_big.jpg
https://lumipolar.ru/userfiles/image/investment/invest_1200x750_2.jpg
http://www.photo.aroundspb.ru/cache/places/finnish_gulf/04_FULL_watermark.jpg
http://s-pb.in/images/phocagallery/photolove-2012-04-07-dcca/picturecontent-pid-4d3d6.jpg
http://www.diplomattour.ru/upload/iblock/902/9023d8ae44ea8b153b5871d47c363b77.jpg
http://pixdaus.com/files/items/pics/7/16/502716_4aa9545feb74cd40e83f6c91bedb08b2_large.jpg
http://panevin.ru/uploads/photo/2014/mosti_cherez_bolshuyu_nevu_1024.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/e_kaspersky/24977487/1455108/1455108_original.jpg
http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/image/2009/5/3393560.jpg
http://www.greenpeace.org/russia/ReSizes/OriginalWatermarked/Global/russia/image/2007/8/27-2012.jpg
http://www.dpioos.ru/eco/image?objectId=13479
http://smartnews.ru/storage/c/2012/11/13/1352807547_445045_39.jpg
http://kolpinonews.ru/u/news/upload/2947cc9e3039da0f.j
http://vegan.org/wp-content/uploads/2015/06/2.jpgpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/26468/205480.1fb/0_d269d_3560edfc_orig
http://i.47news.ru/photos/2013/07/1280x1024_7LlJcjNpmejs5Q9ns2p1.jpg
http://npoenergo.com/wp-content/uploads/2016/03/vidy-chistyashhikh-sredstv.jpg
http://i.ytimg.com/vi/to6q7HtomRE/maxresdefault.jpg
http://www.e1.ru/news/images/new/390359/images/1.jpg
http://imbip.ifmo.ru/images/news/big/32100.jpg
http://tavrida-stroy.ru/wp-content/uploads/2016/07/livnevie-stoki.jpg
http://amacumara.ru/wp-content/gallery/urban/swwater-21.jpg
http://amacumara.ru/wp-content/gallery/urban/swwater-17.jpg
http://amacumara.ru/wp-content/gallery/urban/swwater-32.jpg
http://readok.info/wp-content/uploads/2016/03/chemie.jpg
https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/06/09/regnum_picture_146545530876631_normal.jpg
http://akva-tm.ru/images/dlya-kvartir/gg.jpg
http://nashorel.ru/wp-content/uploads/2016/11/1438166573_-_normal-1024x683.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cb/Drehbarer_Wasserhahn.jpg
http://s1.ziareromania.ro/?mmid=9aa3916e68b8cacba
http://i3.wallpaperscraft.ru/image/reka_gory_kamni_nebo_101943_1024x768.jpg
http://900igr.net/up/datas/168657/026.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)
Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Цветы в жизни человека".
Цель: показать, что цветы всегда играли и играют особую роль в жизни человека; расширить кругозор учащихся; активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок, ответы на во...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы выбирает Жизнь!»
Наркомания – одна из острейших проблем человечества в настоящее время. Наиболее сильно она распространена в молодежной среде. Поэтому профилактика наркомании в школе особенно важна. В этом возра...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....