урок "Строение и жизнедеятельность кольчатых червей"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Особенности строения и жизнедеятельность кольчатых червей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii_7_klass.docx | 608.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Особенности строения и жизнедеятельность кольчатых червей» 7 класс.
Тип урока изучение нового материала
Форма урока: групповая с использованием элементов проектной деятельности.
Цель урока : изучить особенности строения кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных на примере дождевого червя.
Задачи урока:
Образовательная: изучить особенности организации кольчатых червей на примере дождевого червя как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями.
Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с рисунками , текстом учебника, дополнительным материалом, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; бережное отношение к «червям», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.
Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; микропрепараты; раздаточный материал, микроскоп. Проектор,компьютер, интерактивная доска, слайды.
Тема 5. Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви (6ч) . 20 урок по программе.
Самоанализ урока
Данный урок является первым в теме «Тип Кольчатые черви» и первым при изучении высших беспозвоночных животных. Материал урока опирается на знания, полученные при изучении двух предыдущих типов червей. Тип - урока изучение нового материала, комбинированный. Структура урока соответствует данному типу. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся - частично- поисковый;
по виду источник знаний - словесно-наглядно-практический;
- по форме совместной деятельности учителя и учащихся использовались частные методы: рассказ с элементами беседы, организация лабораторной работы, самостоятельная работа, работа в группах, взаимопроверка.
Разным сочетанием методов поддерживается активность и работоспособность учащихся в течение всего урока. Эти методы способствуют развитию у учащихся умений внимательно слушать учителя, наблюдать, делать выводы, проводить сравнение, адекватно воспроизводить прочитанное. Развитию мышления учащихся способствуют приемы:
-создание проблемных ситуаций;
- использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций - анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
Развитию воображения учащихся способствует образная подача материала. Старалась, чтобы весь урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. Все обеспечение урока способствует рациональному использованию времени. На уроке используется созданные мной инструктивная карта для учащихся, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы, презентация. Применение компьютерных технологий позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстративного сопровождения на уроке. В мультимедийных учебных пособиях сочетаются печатный текст, звук, графика, анимации и видео. Это дает возможность просматривать сложные явления и процессы (передвижение дождевого червя в почве). Задания в группе дифференцированные. Использование микроскопа позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта; изучать объект одному ученику. Это дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации. Домашнее задание подготовлено всем ходом урока, носит дифференцированный, закрепляющий и развивающий (творческий) характер.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Ребята поздоровайтесь с нашими гостями!
- Актуализация. Мы познакомились лишь с двумя условно выделенными группами червей - плоскими и круглыми. Представители плоских и круглых червей относятся к группе низших червей, а к высшим - относятся кольчатые черви.
Основная часть. Итак, у нас есть гипотеза, что у кольчатых червей более высокая организация по сравнению с плоскими и круглыми червями. И нам нужно эту гипотезу подтвердить. Чтобы доказать нашу гипотезу мы должны познакомиться с особенностями их строения и процессов жизнедеятельности.
Запишите число и тему урока « Особенности строения и жизнедеятельность кольчатых червей». Но вначале нам нужно узнать какое же место занимает кольчатые черви в животном мире. (Слайд классификация)
Царство Животные - подцарство Многоклеточные—Тип Кольчатые черви —3 класса: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки.
Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Внутреннее строение этих организмов напоминает устройство подводной лодки: кольца делят тело на отсеки. Внутри этого «корабля» проходит несколько труб: кровеносные сосуды и пищеварительная трубка. Даже форма тела обтекаемая. Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил - все это представители типа кольчатых червей. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя.
Работаем группой, у каждой группы своя тема исследования. Каждая группа в течение 10-12 минут, используя карточки - задания и рекомендации, изучите и выясните , в чем заключается высокоорганизованность кольчатых червей. Также оформляете свою работу на 1-2 листах. По истечении времени каждая группа выступят по исследованиям своего материала, а остальные в тетради делайте краткие записи. Итак, время пошло!
- Применение знаний в новой ситуации. ( оформление результатов).
Учитель корректирует работу, оказывает педагогическую поддержку по подготовке защиты проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание страниц, схем ит.д.). Каждая группа оформляет проект в соответствии данной темы: готовят выступления, плакаты, схемы.
- Проверка и оценка результатов. Выступление учащихся по группам.
Итак, слово представляем 1 группе, которые изучили вопрос . Желающие можете задавать вопросы после их выступления. Оцените качество работы группы.
- подведение итогов урока.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что говорит о высокоорганизованности кольчатых червей по сравнению с круглыми и плоскими червями. ( ответы нескольких ребят).
Итак, мы доказали в начале урока выдвинутую гипотезу высокоорганизованности кольчатых червей. Какая группа лучше всех выступила?
Наши проекты необходимы в дальнейшем изучении кольчатых червей и на уроке обобщения по червям.
Оцениваю работы уч-ся выступивших.
На закрепление мини тест:
- Дополнительной опорой (гидроскелетом) для кожно-мускульного мешка кольчатых червей служат: а) щетинки; б) вторичная полость тела, заполненная жидкостью;
в) сегменты тела.
- Об усложнении кольчатых червей по сравнению с круглыми червями свидетельствует: а) паразитический образ жизни; б) трехслойное строение тела; в) сегментация тела.
- Кровеносная система впервые появилась у :а) кольчатых червей; б) у плоских червей; в) у круглых червей.
- Пищеварительная система у кольчатых червей: а) имеется и подразделяется на отделы; б) есть, но не подразделяется на отделы; в) есть, но не имеет анального отверстия.
5.Оплодотворение яиц у дождевого червя происходит: а) в воде; б) в муфте; в) в почве. Ответы: 1в, 2в, 3 а, 4а,56. Оценка «5» - все 5 ответов правильные Оценка «4» - одна ошибка Оценка «3» - 3 правильных ответа
Домашнее задание.
- Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 83-92 и выполните задание в рабочей тетради №4 стр 61.;
- Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.
- Подумайте!
Учитель читает стих «Памятник червю»:
Есть памятник собаке
Есть памятник лягушке
Коту и обезьянам
И даже голубям
Бизону, долгоносику
И лоцману - дельфину
Но не найдете памятник
Вы дождевым червям.
Ну, почему вы помните
Про комара кусачего
Про зайца длинноухого, про синего кита
Вы их увековечили...
ЧЕРВЯМ поставьте памятник!
Чтоб знало человечество
На ком стоит Земля!
За что дождевым червям нужно поставить памятник?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)
Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....
«Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей ». 7 класс
Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедеятельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека. Совершенствоват...
Проверочные задания. "Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"
Проверочные задания...
Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)
Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....
Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....
Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"
Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...
Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.
Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи...