«Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей ». 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедеятельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека.
Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать характерные признаки типов червей и делать выводы об усложнении их организации в процессе игры;
Закрепить знания учащихся о гигиенических мерах по профилактике заражения паразитическими червями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.docx | 635.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение
плоских, круглых и кольчатых червей ».
Цель: Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедея-
тельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека.
Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать характерные признаки типов червей и делать выводы об усложнении их организации в процессе игры;
Закрепить знания учащихся о гигиенических мерах по профилактике заражения паразитическими червями.
Оборудование: таблицы«Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви», динамическая модель «Развитие цепня», влажные препараты »Аскарида» и «Печеночный сосальщик», таблички с названиями секторов, рисунки разных червей
Ход урока.
Организация класса.
Проведение игры.
Работа наша будет проходить на игровом поле, состоящем из нескольких секторов. Каждый сектор - это задания по характеристике червей.
Зачитать эпиграф на доске: «Черви - это бескостное ползающее животное с вытянутым телом».
1 сектор «Моя семья». Составление схемы классификации червей. (трое сильных уч-ся составляют схему у доски, остальные в тетради).
Тип плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви
Класс Класс Класс Класс Класс
Ресничные Ленточные Нематоды Малощетин- Многощетин-
ковые ковые
Сосальщики
Пиявки
Работа с классом: ( беседа)
а)Назовите представителей каждого класса; б)Укажите количество видов;
в)Назовите среды жизни.
2 сектор «По одежке встречают».
Тест «Выдай паспорт». ( Приложение1). (Учащиеся работают парами по рядам: 1 ряд-плоские черви;2 —круглые;3- кольчатые черви; проверяют ответы друг у друга; сравнивают с готовыми правильными ответами на доске; ставят оценки).
Задание уч-ся: Назовите признаки, общие для всех червей.
Вывод: название «черви» объединяет несколько самостоятельных типов животных разных по строению и образу жизни, но имеющих общие признаки.
3 сектор «Дважды два четыре». Знание общей характе- ристики не дает нам полного представления об этих животных, поэтому мы повторим особенности систем органов, определяющих биологический прогресс от плоских червей к круглым и кольчатым. (Учащиеся отвечают на вопросы на карточках, по таблицам у доски).
4 сектор « Удивительно, но факт...» Составить логически
связанный рассказ о размножении червей.
(К доске выходят 3 уч-ся и составляет схему размножения плоских, круглых и кольчатых червей, используя слова подсказки на карточке; остальные проверяют, исправляют и дополняют). (Приложение 2).
5 сектор « Ирония судьбы». Многообразие червей.
( На рисунках изображены представители от каждого типа, соединить стрелками животных одного типа, стрелки направить от эволюционно более древнего к эволюционно более молодому организму). Приложение 3).
6 сектор « Наши «недобрые» знакомые».
Вопрос уч-ся:
а) О каких животных идет речь?
б) Почему они «недобрые» ?
в) Какое значение для паразитов имеет « Закон большого числа»?
(Рассказ сильного ученика о развитии цепня по динамической модели на магнитной доске).
Задание уч-ся: Какие паразитические черви вызывают заболевания: ФАСЦИОЛЕЗ, АСКАРИДОЗ, ЭНТЕРОБИОЗ.
(Учащиеся рассказывают об этих заболеваниях).
7 Сектор « МОЙДОДЫР» Памятки каждому уч-ся по профилактике заражения паразитическими червями. ( Приложение 4).
8 сектор «Очевидное невероятное». ( Приложение 5).
Задание уч-ся: а) Какое положительное значение имеют черви;
б) Прочитайте на стр.92 учебника о значении пиявок.
9сектор «Конкурс идей ».Учащиеся независимо друг от друга работают над задачами, а затем в порах обсуждают ответы. ( Приложение 6).
III. Итог урока.
Приложение № 1. Тест « Общая характеристика червей»
Подчеркните цифры, обозначающие общие для всех червей признаки.
1 . Двусторонняя симметрия тела.
Трехслойное удлиненное тело.
Полость тела заполнена паренхимой.
Тело разделено на сегменты.
Наличие тканей, органов и систем органов.
Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.
Вторичная полость тела - целом.
Звездчатые клетки с ресничками, открывающиеся наружу выделительными порами.
Гермафродиты.
10. Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.
1 1 . Первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
Отсутствие твердых скелетных частей и настоящих расчлененных конечностей.
Эктодермальная глотка и энтодермальная средняя кишка.
Наличие кожно-мускульного мешка.
Раздельнополые животные - половой диморфизм.
Густая сеть капилляров в коже.
Парные щупальца и глаза на переднем конце тела.
На каждом сегменте тела две спинные и две брюшные щетинки.
Хвостовые железы на заднем конце тела.
Замкнутая кровеносная система, имеющая «сердца».
Щетинки на передней части тела, иногда глаза.
Приложение № 2. Поясок, гермафродиты, яичники, наружное оплодо- творение, половым путем, совокупительная сумка, семенники, кокон, внутреннее оплодотворение, яйцо, перекрестное оплодотворение, муфта, раздельнополые, яйцевод, семяпровод, кутикулярные иголочки.
Приложение № 3
Приложение № 4.
Памятка по профилактике заражения паразитическими червями. Тщательно мыть руки с мылом перед едой или после работы с землёй и посещения туалета. Овощи и фрукты мыть кипячёной водой. Избегать обсасывания травинок. Мясо и рыбу перед употреблением хорошо проваривать или прожаривать. Вовремя стричь ногти на руках, так как яйца червей скапливаются под ними вместе с грязью. Необходимо гладить нательное и постельное бельё. Проходить обследование на гельминты и выполнять рекомендации медработников. |
Приложение № 5. Положительное значение червей.
Улучшают плодородие почвы.
Дождевые черви служат пищей кротам, ежам.
Морские и пресноводные колчецы служат пищей рыбам,
ракообразным, кишечнополостным, иглокожим, поедающим их в
больших количествах, азовских нереид специально развели в
Каспийском море в качестве корма для рыб.
Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается за
первые признаки неблагополучия почвы.
Приложение № 6. Решение творческих задач:
1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок – циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.
Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?
Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными – космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?
Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?
Есть паразит, который обитает в теле муравьёв. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья – хозяина в пищеварительную систему коровы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)
Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....
Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви"
1. Общая характеристика червей (таблица) 2. Кроссворд по теме: "Плоские черви" 3. Составить из иллюстраций схему "Цикл развития печеночного сосальщика" 4. Составить из иллюстраций схему "Цикл разви...
Цифровой диктант биология 7 класс Круглые-Плоские -Кольчатые черви
дидактический материал к уроку обобщающего повторения биология 7 класс Цифровой диктант: "плоски-Круглые -Кольчатые черви"...
Обобщение по теме:"Круглые, плоские, кольчатые черви"
Представлена презентация для урока-игры по теме: "Обобщение теме "Круглые, плоские, кольчатые черви". К презентации прилагается протокол урока, который заполняют сами учащиеся по ходу урока и те...
Презентация по теме "Круглые и кольчатые черви" 7 класс
Презентация по теме "Круглые и кольчатые черви" 7 класс...
Вопросы к проверочной работе по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви» (7 класс)
Вопросы к проверочной работе по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви» (7 класс)...
Практическая работа "Круглые, кольчатые черви" 7 класс
Инструкционная карта к практической работе по биологии для 7 класса по теме "Круглые, кольчатые черви"....