Педагогические технологии и методы, используемые педагогом.
материал по биологии

Буянтуева Баярма Борисовна

Педагогические технологии и методы, используемые педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_i_metody.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии и методы, используемые педагогом.

В основе моей педагогической системы лежит применение таких педагогических технологий как: технология исследовательской и проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии и другие. Их реализация позволяет мне создать благоприятную атмосферу сотрудничества учителя и ученика, представляет свободный выбор способов усвоения учебного материала в рамках собственного личностного смысла.

В своей деятельности преподавание осуществляю на основе педагогики сотрудничества, в условиях отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности поступков.

Оптимальные результаты достигаются в процессе сочетания технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового  взаимообучения.

В условиях соактивности основными орудиями являются просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Я акцентирую внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение  с детьми. Ведущим девизом нашей совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать  ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Вступая в отношения сотрудничества,  ориентируюсь не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности.    

Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения.  В таких случаях я объединяю ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и даю им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания. Это помогает включить ребят в деловое общение. Состав группы гетерогенный, так как именно в таких группах, на мой взгляд, ярко проявляется чувство коллективности, ответственности и требовательности к себе и своим товарищам. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Групповую форму работы чаще использую на заключительных уроках по теме, цель которых - обобщение и систематизации материала, оценка знаний учащихся. Групповая работа особенно интересна учащимся при решении проблемы, при работе над краткосрочным проектом. Например, в 7 классе на уроке каждая группа работает над мини проектом при изучении «Внутреннего строения дождевого червя».  

Так как, урок был и остается главной составной частью учебного процесса, учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на ней. На своих уроках я активно применяю  ИКТ технологию и проектную деятельность. Я использую на уроке готовые электронные продукты ( мультимедийные курсы: 1С: Репетитор. Биология», электронные наглядные пособия Кирилла и Мефодия «Биология 6-9классы», лабораторный практикум «Биология 6-11 классы» и др.), что позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа осуществляется на разных этапах урока как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала.

Особенно при изучении строения животных в 7 классе совмещение видео-, аудио- и текстового материала на уроке , комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. На сегодняшний день мною разработано презентации по зоологии в 7 классе на 1 полугодие: тип Простейшие, Тип Кишечнополостные, Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви, Тип Моллюски; в 8 классе – «Дыхательная система», «Эндокринная система» и др., по ботанике  в 6 классе: « Строение корня», «Побег, строение, значение» и др. Использование электронных и Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество знаний. Являюсь автором нескольких созданных уроков на сайте ЭОР.

Применяю ИКТ в сочетании с методом проектов. Идеи проектного обучения возникли достаточно давно. Под руководством русского педагога Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Современный этап развития образования в нашей стране обуславливает необходимость применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить инструментарий современного учителя продуктивными методами обучения.

Ведь работа над проектом включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных действий, творческих по самой своей сути. Применяю на уроке краткосрочные и долгосрочные проекты. Творческая деятельность учащихся осуществляется во время уроков и внеурочной деятельности. Мои ученики с увлечением создают компьютерные презентации, выполняют рефераты и проекты и защищают их, составляют кроссворды и ребусы, изготавливают модели.

Традиционно каждый курс биологии (ботаника, зоология, анатомия) или отдельный большой раздел этого курса я планирую уроком - игрой «Прощание с...». В этом мне  помогают учащиеся, которым нравится проектная деятельность и сам предмет. В каждой параллели  формирую  группы учащихся, которые готовят проект для учащихся других параллелей. Здесь  применяется игровой проект. Проекты очень отличаются друг от друга, это и викторины, и брейн-ринг, и «Что? Где? Когда?», и «Свои игры», и игры по станциям и т.д. При работе над проектом я помогаю учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сама являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом. Элементы методов проектов я использую уже в 6 классе при организации практической работы по теме «Прорастание семян». Отчет по работе учащиеся предоставляют в конце 2 четверти на предпоследнем уроке.

Использую в своей работе также межпредметную интеграцию. Например, в 9 классе урок на тему «Геометрическая прогрессия – прогрессия размножения».

  Хочу отметить, что активно организую  работу учащихся с учебником. Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию.

Особенно систематически использую учебник в школьном курсе биологии в 5 и  6 классах с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эту работу вести также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов является основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

В настоящее время у большинства учащихся отсутствует умение работать с учебником. Несформированность умений работы с учебником порождает нежелание работать с какой-либо другой литературой, то есть не происходит приобщения к самообразованию. Учебник является системообразующим компонентом учебно- методического комплекса предмета биологии.

Я считаю, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.

В ходе обучения применяю традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника. В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в самовоспитании и самообразовании и готовность включиться в эти процессы. Поэтому рассматриваю самообразование как составную часть и условие расширения системы ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.

Для того чтобы поддерживать познавательный интерес детей, на протяжении всего урока, я стараюсь на каждом этапе урока ставить свои задачи, обязательно организовать работу с учебником и по мере прохождения этапа, делать выводы, а также направлять и корректировать. Считаю, что на протяжении урока биологии учащиеся должны оставаться субъектами учебной деятельности, я стараюсь так построить учебный процесс, чтобы учащиеся воспринимали, осмысливали, представляли и выстаивали модель природных закономерностей на основе собственных наблюдений, рассуждений и умозаключений.  Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты.

При оценивании знаний применяю разнообразные формы общения:

Для активизации познавательной деятельности учащихся мною разработана  технологическая карта модуля «Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Черви»: способы и приемы организации контроля на уроках биологии в 7 классе (Приложение). Работа организовывается на основе внутренней мотивации учащихся, обязательно связанной с саморегуляционными процессами, основанными на самооценке и самоконтроле. Включение ученика в оценочную деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей. Для каждого вида работы разработан четкий эталон оценивания. Дети включаются в процедуру самооценивания охотно, выполняют её быстро, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, не огорчаются в случае неудачи, открыто говорят о своих просчетах, оперативно находят пути их устранения - иногда сами, иногда при консультативном участии учителя.

Еще одна технология, которую я использую в обучении на своих уроках и во внеурочной деятельности, и которая, на мой взгляд, наряду с вышеперечисленными технологиями активизирует познавательную и учебную деятельность это технология исследовательской деятельности. Считаю, что исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. При такой организации учебной работы учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и применять полученные при этом знания в реальной жизни. В процессе такого обучения учащиеся учатся логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.

Так, в последние три года занимаюсь с учащимися исследовательской работой. Исследовательская деятельность позволяет каждому ученику испытать, испробовать свои возможности, выявить и актуализировать свои способности. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется сначала на уроке, а потом в системе дополнительного образования (на элективных курсах).

Исследовательский характер работы проявляется и на лабораторно-практических занятиях, где учащиеся работают в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками. При этом у учащихся есть возможность искать дополнительную информацию в других учебных пособиях,  использовать ресурсы Интернета, также консультироваться с учителем. По итогам работы, учащиеся оформляют работы, формулируют  выводы.

В результате использования мною технологии исследовательского, проектного обучения, ИКТ  у учащихся происходит формирование таких ключевых компетенций как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обработать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. И конечно, в ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.

В 6 и 7 классе, изучая курс ботаники и зоологии, учащиеся рассматривают многообразие растительного и животного мира  на местном материале, выявляют редкие виды животных, прослеживают изменения видового состава, численности. Например, учащийся 7 класса исследовал экологические особенности журавля красавки, выявил причины их сокращения в нашем регионе за  последние 100 лет. С этой работой он выступил на республиканском открытом олимпиаде «Созвездие». Данная работа опубликована на сайте.

Игровые технологии  использую при обучении в 5-8 классах. В процессе игры происходит обучению действию посредством самого действия.  В игре  раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности. Даже те молчуны, из которых на уроке и слова не вытянуть, в играх становятся активными, каких мы в классно- урочных буднях, и представить не могли. Игра переносит ребят в новое психологическое состояние. Их действия раскрепощенные, уверенные, начинают показывать глубину их мышления, мышления смелого, нестандартного.

Также в своей педагогической  деятельности ввожу элементы вузовской технологии. Семинарские занятия – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по разным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. С целью активизации мыслительной деятельности учеников, пробуждение у них интереса к обсуждаемому вопросу, включаю в семинар элементы новизны, а именно:

тщательно продумываю подбор вопросов;

привожу новые интересные факты;

использую ЦОРы.

Особенно широко в своей практике при организации работы учащихся с информацией я использую опорно-логические схемы, конспекты  и таблицы, поскольку в ходе ее составления ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертываемости, облегчает понимание учебного материала, его запоминание и воспроизведение. Считаю, что работа с ОЛС – основа для систематического подхода в формировании стиля мышления. Работа с ОЛС сложна и требует затрат энергии и сил, но окупается тем, что у учащихся возникает система знаний, основанная на личном понимании и появляются новые способы работы с информацией. Я не требую полного единообразия ОЛС и конспектов, главное, чтобы они отражали внутреннюю логику текста, демонстрировали связи между понятиями. Опорно-логические конспекты могут быть востребованы на уроке, по данной теме,  и по другим темам, давая учащимся возможность увидеть взаимосвязи не только внутри одной темы,  но и внутри всего курса.

Использование вышеперечисленных технологий позволяют мне значительно повысить качество знаний учащихся, позволяют повысить познавательную и творческую активность, а также повысить мотивацию к изучению предмета у учащихся. Об этом свидетельствуют результаты обученности учащихся по предмету за последние годы, результаты участия учащихся в интеллектуальных, познавательных конкурсах, научно-практических конференциях, а также количество учащихся занимающихся в факультативных занятиях по предметам.

Приложение

Разработка:

технологическая карта контроля и самоконтроля по биологии учащихся 7 класса.

Пояснительная записка.

Цель - последовательно, системно вести работу по формирование у учащихся «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий. С этой целью разрабатывался специальные технологии урока и система оценивания для каждой конкретной работы.

Технологическая карта обеспечивает систематический контроль за качеством усвоения материала той или иной темы . При составлении технологической карты модуля учитывался возрастные особенности и индивидуальные способности учеников. В каждой работе параллельно с предметными компетенциями развиваются и  умение работать с книгой, составлять опорные схемы и заполнять таблицы, логически мыслить, анализировать, наблюдать, делать выводы на основании сравнения, работать в группе, делать электронные презентации, навыков самообразования, способствующих самореализации личности .

Для активизации познавательной деятельности используются разные задания расширяющие вопросы (проблемные) вопросы, разные игровые моменты, творческие домашние задания. Например: Дом задание. Составить кроссворд по теме «одноклеточные животные». Одно ключевое слово. 5 вопросов. Сделать презентации или сообщения на темы: «многообразие простейших», «Роль простейших в природе и жизни человека», «Паразитические простейшие и меры предупреждения заражения», разработать плакаты - опорные сигналы «Строение и жизнедеятельность амебы протея». На каждом этапе учитель осуществляет контроль и оказывает помощь учащимся.

Работа организовывается на основе внутренней мотивации, обязательно связанной с саморегуляционными процессами, основанными на самооценки и самоконтроле.

Включение ученика в оценочную деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей. Для каждого вида работы разработан четкий эталон оценивания.

Дети включаются в процедуру самооценивания охотно, выполняют её быстро, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, не огорчаются в случае неудачи, открыто говорят о своих просчетах, оперативно находят пути их устранения - иногда сами, иногда при консультативном участии учителя.

Литература.

  1. Латюшин В.В.,Шапкин В.А..Животные 7 кл. М.2001г.
  2. ЛернерГ.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс.М.1997.
  3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии.М1998.
  4. Пепеляева О.А.,Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. М.2004г.
  5. Я иду на урок биологии:зоология.Беспозвоночные. М,2000
  6. Я        иду на урок биологии:зоология.Пресмыкающиеся. М,2000
  7. Яхонтов        А.А.Зоология для учителя.М1968.
  8. Поурочные разработки по биологии. О.А. Никишова, И.В. Сунцова.М,2004
  9. Г.И.        Лернер.Уроки биологии Животные . Течты, вопросы, задачи. 7-8 классы.2005
  10. Журнал        Биология в школе 2004-2009гг.
  11. Уроки        биологии 7 класс с применением информационных технологий. М,2010г.

Способы и приемы организации контроля на уроках биологии.

Тема «Подцарство Простейшие».

Согласно требованиям к обязательному уровню подготовки учащихся образовательной области "Биология" учащийся должен характеризовать представителей типа Простейших, уметь обосновывать, что простейшие являются самостоятельным организмом, уметь работать с микроскопом.

В этой теме параллельно с предметными компетенциями развиваются умение работать с книгой, составлять схемы и заполнять таблицы, логически мыслить, анализировать, наблюдать, делать выводы. Согласно программе на эту тему отводится 4 учебных часов. Их распределили следующим образом:

Номер урока Тема урока

  1. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
  2. Класс Жгутиконосцы.
  3. Тип Инфузории (Ресничные).
  4. Многообразие простейших. Обобщение. Контрольный тест.

Урок 1.

Тема: Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.. Изучение новой темы: постановка проблемного вопроса «Может ли одна клетка быть самостоятельным организмом».

Задание1 : составить схему-конспект «Характерные признаки простейших».

Цель: развивать умение работать с книгой, составлять схемы-конспекты, работать по

алгоритму.

Время: 10 мин.

Ход работы:

На столах у учащихся алгоритм работы с книгой.

Алгоритм работы с книгой (текстом).

  1. Сформулируй цель работы.
  2. Определи форму работы.
  3. Выдели в тексте структурные элементы знаний.
  4. Осуществи самоконтроль и сопоставь полученные результаты с намеченной целью.
  5. Оформи результаты.

Требования к написанию схемы-конспекта:

систематичность, логичность изложения материала; краткость, схематичность: убедительность и доказательность. Этапы работы.

  1. Прочти текст.
  2. Составь перечень основных мыслей.
  3. Установи между ними взаимосвязь.
  4. Изобрази графически.

Сильные учащиеся работают самостоятельно, а слабые получают "схему- подсказку"

Схема-подсказка. Признаки простейших

C:\Users\Windows\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Место в системе органического мира Размер

Форма тела и симметрия Строение тела Способ передвижения Уровень: конструктивный Оценивание:

"5" при условии выполнения всех шагов алгоритма и построении схемы без помощи учителя.

"4" при выполнении первых четырех пунктов в алгоритме; работавшим со схемой- подсказкой и выполнившим работу в срок,

"3" при выполнении трех пунктов алгоритма, или пяти, но с ошибками в п.З и п.5; работавшим со "схемой" и затративших больше отведенного времени. Задание №2. составить и заполнить таблицу , сделать вывод по проблеме.

Цель: развивать умение заполнять таблицы, анализировать и делать выводы «Может ли одна клетка быть самостоятельным организмом».

Уровень задания: репродуктивные

и 2 колонка, вывод конструктивного уровня.

органоид

функции

Вывод

Оценивание: «5» - заполнены три колонки без ошибок; «4» - заполнены три колонки с недочетами; «3» - заполнены только колонки 1 и 2.

Домашнее задание: разработать плакаты - опорные сигналы «Строение и жизнедеятельность амебы протея».

Урок 2. Тема: Класс Жгутиконосцы.

  1. Повторение.

Цель: проверка усвоения материала прошлого урока.

1 .Опрос по цепочке, (прием «логическая цепочка» (отвечает 1 ученик или «опрос по цепочке» (в построении развернутого, логически связанного ответа участвует группа учащихся) доставьте развернутый, логически связанный ответ с использованием терминов прошлого урока: одноклеточные, простейшие, вода, ложноножки, циста, раздражитель, раздражимость.

  1. Индивидуальная работа по карточкам. (слабые уч-ся) Объясните термины: простейшие, ложноножки, колония, пищеварительная вакуоль, бесполое размножение, циста.

2.Изучение новой темы: Проблема: Это животное занимает эволюционное положение на границе царства растения и животного. Почему?

Задание 1: составить схему "Строение эвглены зеленой" по рассказу учителя. Цель: развивать умение активно слушать, выбирать главное, обобщать, делать записи. Время: 3 минуты после рассказа учителя.

Ход работы: алгоритм "Как вести записи с голоса".

Алгоритм

  1. Не начинай записывать с первых слов учителя.
  2. Приступай к записи в тот момент. Когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. Не старайся записывать дословно, отбрасывай второстепенные слова.
  4. Сокращай слова.
  5. Старайся писать быстро. Уровень: конструктивный. Оценивание:

«5» - все действия выполнены верно, в срок;

«4» - все действия выполнены верно, схема может содержать 1-2 недочета, времени потрачено больше;

«3» - действия выполнены верно, схема не составлена, хотя есть текстовая запись; работали по схеме-подсказке

Закрепление.

Задание 2. Запишите кратко ответы на вопросы:

1. Какой группе по способу питания относится эвглена зеленая? Это животное занимает эволюционное положение на границе царства растения и животного. Почему? 2 Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают?

3.. Известно, что способы передвижения простейших разнообразны, но расстояния, на которые они перемещаются при этом, измеряются в миллиметрах. Объясните, каким образом тогда происходит расселение простейших на десятки и сотни километров? 4.Какой способ размножения у эвглены зеленой? Время :10- 15 мин.

Уровень задания: творческий для сильных учеников. Репродуктивный(для слабых) - заполнение таблицы «Эвглена зеленая»

Оценивание: Оценивание: основное задание

«5» - все выполнено без ошибок;

«4» - верно выполнено четыре задания;

«3» - верно выполнено три задания;

«2» - верно выполнено менее трех заданий.

Альтернативное задание

«5» - указаны 5 характеристик процесса жизнедеятельности «4» - указаны -4 «3» - указаны 3

Домашнее задание: составить презентацию (или сообщения) на темы: «многообразие простейших», «Роль простейших в природе и жизни человека», «Паразитические простейшие и меры предупреждения заражения».

Урок 3.

Тема: Тип Инфузории (Ресничные)

1.Повторение.

Цель: проверка усвоения материала прошлого урока.

Задание 1: (на этапе проверки домашнего задания) Из перечня (1 -10) выберите ответы на вопросы и закодируйте их.

  1. Амеба        I. Форма тела непостоянная.
  2. Эвглена        II. Обязательно        присутствуют

хлоропласты.

  1. Передвигается с помощью ложноножек.
  2. Форма тела постоянная.
  3. Питается бактериями, водорослями и другими простейшими.
  4. Дышит растворенным в воде кислородом.

I 4

  1. Есть чувствительный к свету глазок.

2. Изучение новой темы

Задание 2.Выполнить лабораторную работу «Строение и передвижение инфузории- туфелька»

Цель: выявить умение работать с микроскопом; сравнивать исследуемые объекты; анализировать, делать выводы. Время: 15 минут Ход работы:

На столах инструкция по выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфелька» Оборудование и материалы: микроскоп, микропрепарат простейших. Актуализация .Назовите правила работы с микроскопом.

Ход работы:1 Подготовьте микроскоп к работе:а)установите на рабочий стол так, чтобы было удобно работать и с микроскопом , и с тетрадью, не передвигая их (штативом к себе, на расстоянии 50 см от края стола);

Б) протрите от пыли зеркало, стекла окуляра специальной салфеткой;

В) подняв тубус, наведите свет на поле зрения при помощи зеркала;г) при работе с

микроскопом не делайте резких движений, бережно относитесь к школьному имуществу.

  1. Приготовьте микропрепарат или возьмите готовый и поместите его на предметный столик, закрепив зажимами.
  2. При помощи винта опустите тубус так, чтобы расстояние от объектива до микропрепарата составляло 2-4 мм.
  3. Глядя в окуляр, при помощи винта очень медленно поднимайте тубус до появления четкого изображения.
  4. Определите общее увеличение с микроскопа путем умножения степени увеличения окуляра на степень увеличения объектива (например 15*20=300,микроскоп увеличивает в 300 раз).
  5. Посмотрите, какие органоиды видны при большом увеличении.

7. На основе наблюдения перечислите признаки, характерные для инфузорий туфельки как представителей простейших.

8.Зарисуйте все, что увидели под микроскопом, и опишите кратко свои наблюдения.

Сделайте вывод.

Оценивание:

Лабораторная работа состоит из двух частей практической - работа с микроскопом, и теоретической - написании выводов и ответов на вопросы, на основе наблюдений.

За практическую часть «5» - правильная настройка микроскопа, хорошее изображение объекта;

«4» - настройка прибора правильная после рекомендаций учителя, изображение объекта хорошее;

«3» - настройка прибора под руководством учителя, получение удовлетворительного изображения.

За теорию «5» - правильно выполнен рисунок, подписаны все части клеток, указаны огличия простейших, верно сделан вывод; «4» - задание выполнено верно, не полно сделан вывод; «3» - выполнены верно п.1 и п.2, допущены ошибки в ответах, нет вывода. Уровень задания: исследовательский.

Задание 3. Кратко ответьте на вопросы: 1. Какие признаки доказывают более сложную организацию инфузории -туфелька по сравнению с амебой протея и эвгленой зеленой? 2.Что такое конъюгация? Почему важное биологическое значение имеет половой процесс жизни инфузории-туфелька?

Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «одноклеточные животные».Одно ключевое слово. 5 вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»

выступление на педагогическом совете:  «Обучение и воспитание успехом»  обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...

Презентация "Современные педагогические технологии. Классификация методов обучения"

Данная презентация может быть использована методистом, заместителем директора на инструктивно-методическом совещании, тематическом педсовете, а также для подготовке к аттестации педагогических работни...

Владение перспективными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога.

Современные условия ставят в качестве основных задач педагогики формирование у учащихся творческого мышления, способности к самостоятельной деятельности по усвоению знаний в процессе овладения професс...

Педагогические технологии и методы, используемые педагогом

Педагогические технологии  и методы, используемые  педагогом...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе

Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педаго...

Доклад "Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР"

ДОКЛАД Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР.        Термин «интеграция...