Педагогические технологии и методы, используемые педагогом
статья по биологии

Левинская Татьяна Валерьевна

Педагогические технологии  и методы, используемые  педагогом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии  и методы, используемые  педагогом

Одним из основных направлений модернизации общего образования и введения  ФГОО является переход на деятельностный характер образования, направленность содержания образования  на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Использование педагогом в своей работе данного подхода к целеполаганию позволило ему четко определиться с выбором технологий и форм обучения, применяемых в учебно–воспитательном процессе.

В школе основным учебным периодом по-прежнему остается урок, поэтому для достижения цели образования (обучения, воспитания, развития) становится необходимым особое внимание уделять его самообразовательной и стимулирующей функциям. Данное условие осуществляю через реализацию деятельного подхода в обучении, где ученики не получают «готовые» знания, а приобретают и преобразуют их в умения и навыки в ходе целенаправленно-организованной личностной деятельности. Этот подход ориентирует учителя не только на организацию репродуктивной учебной деятельности учащихся, но на выработку поисковых, творческих, исследовательских навыков и умений. Перспективу для решения данной проблемы открывает использование элементов технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида проблемной мотивации, поэтому требует адекватного построения дидактического содержания обучения, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет и организует поиск ее решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта учебной деятельности, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Процесс выполнения проблемных заданий и решения проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Исходные положения для  конструирования решения проблемы самими учащимися группирую в виде поэтапных требований:

Ι

Осознание проблемы

Установление причинно-следственных связей;

Нахождение «разрыва» в ранее сформированных причинно-следственных связях

ΙΙ

Формулирование гипотезы

Выдвижение гипотезы

ΙΙΙ

Доказательство гипотезы

Обоснование гипотезы

ΙV

Общий вывод

Установление причинно-следственных связей, их обогащение в ходе решения проблемы

При использовании такого подхода к обучению учителю необходимо применять определенные методические приемы создания и выхода из проблемной ситуации. В частности:

  • Подвести учащихся к противоречию и предложить им найти способ её решения;
  • Изложить  различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставить факты;
  • Поставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений), определить проблемные теоретические и практические задания.

        Таким образом, проблемное обучение и его методы направлены на формирование активной познавательной самостоятельности ученика. Развивающиеся при этом творческие способности учащихся в полной мере проявляются при выполнении ими самостоятельных исследований, участии в другой творческой работе. Знания, полученные таким образом намного прочнее. У учащихся появляется интерес к предмету. Это отражается и на общей успеваемости учеников и на качестве знаний.

Опыт работы педагога показывает, что поддерживать стабильность полученных результатов по дальнейшему развитию учащихся можно  за счет применения принципа  «интеграции обучающих педагогических технологий». В частности, новым рациональным этапом становится опора и на проектную технологию, основная цель которой создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других. При создании проекта ученики вовлекаются в коллективную деятельность. Проектное обучение, что немало важно личностно ориентировано, оно стимулирует познавательный интерес и способствует получению удовлетворения от результата своего труда.

В своей практике учитель использует два вида проектов:

1. Информационные поисковые проекты;

2. Исследовательские, как результат проекта первого вида.

Создание проектов первого типа предполагает сбор и анализ информации по теме проекта, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.

При подготовке таких проектов учитель заранее  объявляет тему урока и план  написания проекта по данной теме.

Затем учитель проводит презентацию дополнительной литературы, Интернет-ресурсов (сайты по биологии). Так же учитель обращает внимание на вклад каждого ученика в создание и защиту коллективного проекта. После этого учащиеся класса сами распределяются на группы, исходя из своих интересов, способностей, возможностей, а задача учителя, исходя из целей личностно-ориентированного образования, поддержать учащихся, развить их природные задатки и индивидуальные способности.

После этого учащиеся приступают к поисковой работе, занимаются сбором необходимой информации, ее структурированием, оформлением результатов работы. А учитель выступает только в роли консультанта.

В процессе обучения проектированию учитель развивает у учащихся систему проектировочных умений:  разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу,   оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами, публично выступать,   оценивать себя.

Как показывает опыт работы, учащиеся испытывают затруднения не столько на этапе защиты проекта, сколько на этапе его экспертизы, не владеют приемами оценки деятельности товарищей в процессе защиты проекта. Поэтому учащимся предлагается схема оценки деятельности проектанта (система оценки разработана аттестующимся учителем), в которой выполнение и защита каждого проекта оценивается самим проектантом, учителем и учащимися класса.

Оценка проводится в баллах (0, 10, 20 и т.д) по критериям (см. таблицу) каждого вида работы.  

СХЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАНТА

Критерии выполнения и защиты проекта

Максимальный балл

Оценка

проектанта

учителя

учащихся

рейтинговая

Выполнение проекта

1. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

25

2. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений

20

3. Аргументированность предлагаемых  решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость

25

4. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем рисунков

10

Защита проекта

5. Качество доклада:  композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность

20

6. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи

20

7. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств,  чувство времени, импровизация,  удержание внимания аудитории

20

8. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

20

9. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение,  стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

20

Рейтинговая оценка рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей.

Суммарная оценка защиты проекта:

«Отлично» - 150 – 180 баллов;

«Хорошо» - 100 – 149 баллов;

«Удовлетворительно» - менее 100 баллов.

При обучении учащихся оценивать себя им предлагается следующий алгоритм  рефлексии (алгоритм рефлексии разработан аттестующимся учителем):

Я        -  

как чувствовал себя в процессе создания проекта, было ли мне комфортно, с               каким  настроением работал, доволен ли собой.

МЫ    -  

насколько комфортно мне работалось в малой группе (были ли у меня                затруднения  в работе с группой).

ДЕЛО -

я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы; в чем                 затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

В результате создания  Информационных поисковых проектов их защиты, экспертизы и рефлексии, учащиеся овладевают системой ориентировочных умений и приобретают новые интеллектуальные качества – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Приобретенный опыт по созданию проектов такого  типа позволяет некоторым учащимся перейти к созданию более сложных проектов – проектов второго типа – исследовательских, в рамках  внеурочной деятельности по предмету.

Данный вид проектов ориентирует учащихся на глубокое изучение проблемы, поиск собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. При создании таких проектов, самым сложным этапом является выбор темы проекта, поскольку разработка сложной темы исследования в школьных условиях проблематична. В то же время,  работа должна отвечать принципам научности, актуальности, новизны и иметь практическое значение.

Учителем совместно с учениками определены общие подходы и последовательность этапов выполнения научно – исследовательских проектов и докладов:

  • Выбор темы исследования и определение приемов, методов;
  • Составление плана исследования;
  • Анализ научной литературы по теме исследования;
  • Формулировка гипотезы;
  • Организация опытно – экспериментальной работы;
  • Анализ и обобщение полученных результатов;
  • Оформление текста работы;
  • Публичное выступление (презентация проекта, выступление на конференции и т.д.)

По мнению автора, гарантией результативности этой деятельности являются, прежде всего:

  1. Системность, которая обусловливает соблюдение преемственности и непрерывности исследовательской деятельности.
  2. Мотивированность, так как исследовательская работа должна отвечать личным интересам учащихся
  3. Психологический комфорт. Важно учитывать возрастные особенности учащегося, его интеллектуальные возможности.
  4. Материально – техническая оснащенность школы, возможность проведения опытно – экспериментальных работ.

Исследовательская деятельность способствует приобретению учащимися:

1.Важных исследовательских навыков: наблюдение, анализ, эксперимент, систематизация, обобщение, оформление конечного продукта своего исследования;

2.Умений применять приобретенные знания и умения в своей практической деятельности;

3.Умений обновлять, совершенствовать свои знания, т.е. быть способным к саморазвитию и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод п...

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...

Статья "Современные педагогические технологии. Метод проектов".

В статье освещена роль педагогических технологий в современном уроке. Среди многообразия педтехнологий мною выбран "Метод проектов"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Метод проектов - это педагогическая технология, часто используемая в образовательном процессе на уроках английского языка...

Педагогические технологии. Метод проектов

В работе рассматривается метод проектов для организации различных видов деятельности в урочной и во внеурочной работе с учащимися средней школы...