Рабочая программа по биологии для 9 класс курс "Биология Живые системы и экосистемы"
рабочая программа по биологии (9 класс)
Авторская программа составлена для изучения биологии в 9 классе базового уровня по учебнику биологии Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.
Эти учебные пособия не имеют разделов по клетке (её строению, биохимии и процессам жизнедеятельности) и процессам жизнедеятельности организма. Мало внимания уделяется генетике и решению задач по генетике.
Чтобы исправить ситуацию, мною разработана авторская программа, которая учитывает возрастные потребности и интересы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_9_kl.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БИОЛОГИЯ»
9 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
Учебник (под редакцией) Биология: Человек культура здоровья: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; М.: Просвещение, 2016
Всего часов: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Составители: школьное методическое
объединение учителей
естественно – научного цикла
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Данная программа является рабочей по предмету «Биология» в 9 классе базового уровня, разработана на основании авторской программы под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, авторская программа рассчитана на 68 часов в год.
Раздел I
Предметные результаты
В результате изучения курса «Биология: Живые системы и экосистемы»:
Выпускник научится:
- выделять уровни организации живой материи и характеризовать процессы, протекающие на каждом из них;
- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- устанавливать соответствие между веществами клетки (неорганическими и органическими) и функциями, которые они выполняют;
- описывать особенности состава и структуры молекул органических веществ в составе клеток, характеризовать их функции;
- решать элементарные задачи по молекулярной биологии;
- характеризовать особенности строения клетки, устанавливать соответствие между органоидами и частями клетки и функциями, которые они выполняют;
- сравнивать растительную, животную и грибную клетки и делать выводы на основе сравнения;
- формулировать положения современной клеточной теории и приводить доказательства единства происхождения живых организмов на основании их клеточного строения;
- сравнивать клетки прокариотических и эукариотических организмов и делать выводы на основе сравнений;
- характеризовать вирусы и бактериофаги как представителей неклеточной формы жизни;
- описывать процессы, протекающие в клетках, и объяснять их биологическое значение
- сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения;
- характеризовать этапы индивидуального развития организма;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости;
- формулировать основные положения хромосомной теории наследственности;
- составлять схемы скрещивания и решать элементарные задачи по генетике;
- различать мутации и модификации, объяснять их биологическое значение;
- объяснять причины возникновения дарвинизма и значение дарвинизма для развития биологии;
- формулировать основные положения синтетической теории эволюции;
- выделять факторы (движущие силы) эволюции и давать их характеристику;
- раскрывать творческую роль естественного отбора в процессе эволюции;
- характеризовать вид как основную систематическую единицу и целостную биологическую системы, определять критерии вида;
- характеризовать популяцию как форму существования вида в природе и единицу эволюции;
- объяснять причины многообразия видов и механизмы видообразования;
- выделять главные направления эволюции органического мира;
- приводить доказательства эволюции органического мира;
- устанавливать взаимосвязь между индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием вида (филогенезом);
- формулировать гипотезы и теории происхождения жизни на Земле;
- характеризовать процессы развития органического мира в различные геологические периоды;
- характеризовать этапы антропогенеза и раскрывать суть биосоциальной природы человека;
- различать человеческие расы по морфофизиологическим особенностям и объяснять антинаучность расизма и социального дарвинизма;
- описывать приспособленности организмов разных систематических групп к действию экологических факторов;
- характеризовать биотические связи в природных сообществах;
- различать понятия «биоценоз», «биогеоценоз» и «экосистема»;
- описывать состав и структуру экосистем, объяснять причины устойчивости естественных экосистем и причины их смены;
- характеризовать роль продуцентов, консументов и редуцентов в экосистемах;
- сравнивать естественные экосистемы и искусственные экосистемы (агроценозы) и делать выводы на основе сравнений;
- составлять схемы цепей питания и использовать правило «десяти процентов» при решении экологических задач;
- характеризовать биосферу как живую оболочку планеты, определять роль биосферы в формировании облика планеты;
- определять границы биосферы, устанавливать взаимосвязь между веществом биосферы и функциями, которые оно выполняет;
- приводить доказательства влияния человека на состояние биосферы, характеризовать глобальные проблемы планеты;
- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- приводить примеры положительного влияния деятельности человека на биосферу;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять причины и следствия в практической деятельности;
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- выдвигать версии и предлагать пути решений биологических и экологических проблем;
- оценивать вклад ученых – биологов в развитие науки;
- вычитывать все уровни биологической информации, делать выводы и обобщения, строить логические рассуждения;
- определять возможные источники информации, оценивать их достоверность;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент достижения поставленных целей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологических объектов;
- преобразовывать биологическую информацию из одной формы в другую;
- представлять биологическую информацию в различной и оптимальной форме;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссий по сложным биологическим и экологическим вопросам;
- самостоятельно организовывать эффективное учебное взаимодействие в группе;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель деятельности и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, выбирать тему проекта или исследования;
- прогнозировать результаты исследования, самостоятельно осуществлять исследование, определять форму представления результатов исследования, осуществлять рефлексию и, при необходимости коррекцию собственной деятельности;
- осуществлять самоанализ и оценивать степень успешности индивидуальной деятельности по биологии;
- осознавать причины успехов и неудач в учебной деятельности, выходить из ситуации неуспеха;
- понимать необходимость ответственного отношения к деятельности для достижения положительного результата.
Универсальные учебные действия
Личностные:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Раздел II
Содержание учебного предмета
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии – признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Раздел III
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | |
По программе | По рабочей программе | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Клетка | 0 | 3 | ||
3 | Организм | 19 | 19 | 2 | |
4 | Вид. Популяция. Эволюция видов | 26 | 24 | 1 | 2 |
5 | Биоценоз. Экосистема | 13 | 12 | ||
6 | Биосфера | 8 | 8 | ||
Итого: | 68 | 68 | 1 | 4 |
№ п/п | № урока в теме | Раздел, тема урока | Дата урока | Корректиров ка |
Введение. Особенности биологического познания (2 часа) | ||||
1 | 1 | Живые системы и экосистемы | ||
2 | 2 | Методы биологического познания | ||
Клетка (3 часа) | ||||
3 | 1 | Клеточная теория. Единство живой природы | ||
4 | 2 | Строение клетки | ||
5 | 3 | Обмен веществ и энергии в клетке. Деление клетки | ||
Организм (19 часов) | ||||
6 | 1 | Организм – целостная саморегулирующаяся система | ||
7 | 2 | Химический состав организма (неорганические вещества), органические вещества (белки, жиры, углеводы) | ||
8 | 3 | Химический состав организма: органические вещества (нуклеиновые кислоты и АТФ) | ||
9 | 4 | Размножение и развитие организмов | ||
10 | 5 | Способы размножения комнатных растений. Практическая работа №1 | ||
11 | 6 | Определение пола. Половое созревание. Возрастные периоды онтогенеза человека | ||
12 | 7 | Наследственность и изменчивость – свойства организма | ||
13 | 8 | Основные законы наследования признаков | ||
14 | 9 | Основные законы наследования признаков | ||
15 | 10 | Решение генетических задач | ||
16 | 11 | Закономерности наследственной изменчивости | ||
17 | 12 | Контрольно – обобщающий урок | ||
18 | 13 | Экологические факторы и их действие на организм. | ||
19 | 14 | Адаптация организмов к условиям среды | ||
20 | 15 | Ритмичная деятельность организма. Практическая работа №2 | ||
21 | 16 | Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. | ||
22 | 17 | Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс | ||
23 | 18 | Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека | ||
24 | 19 | Контрольно – обобщающий урок | ||
Вид. Популяция. Эволюция видов (24 часов) | ||||
25 | 1 | Вид и его критерии. | ||
26 | 2 | Популяционная структура вида | ||
27 | 3 | Динамика численности популяций | ||
28 | 4 | Саморегуляция численности популяций | ||
29 | 5 | Структура популяций | ||
30 | 6 | Развитие биологии в додарвиновский период | ||
31 | 7 | Учение Дарвина об эволюции видов | ||
32 | 8 | Современная эволюционная теория | ||
33 | 9 | Формирование приспособлений – результат эволюции. Лабораторная работа №1 | ||
34 | 10 | Видообразование – результат действия факторов эволюции | ||
35 | 11 | Селекция – эволюция, направляемая человеком. | ||
36 | 12 | Систематика и эволюция | ||
37 | 13 | Доказательства и основные этапы антропогенеза | ||
38 | 14 | Биологические и социальные факторы эволюции человека. | ||
39 | 15 | Высшая нервная деятельность | ||
40 | 16 | Высшая нервная деятельность | ||
41 | 17 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | ||
42 | 18 | Мышление и воображение. Практическая работа № 3 | ||
43 | 19 | Речь | ||
44 | 20 | Память. | ||
45 | 21 | Эмоции | ||
46 | 22 | Чувство любви – основа брака и семьи | ||
47 | 23 | Типы высшей нервной деятельности. Практическая работа № 4 | ||
48 | 24 | Контрольно – обобщающий урок | ||
Биоценоз. Экосистема (12 часов) | ||||
49 | 1 | Биоценоз. Видовая и пространственная структура | ||
50 | 2 | Конкуренция – основа подержания видовой структуры биоценоза | ||
51 | 3 | Неконкурентные взаимоотношения между видами | ||
52 | 4 | Организация и разнообразие экосистем | ||
53 | 5 | Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | ||
54 | 6 | Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши | ||
55 | 7 | Разнообразие и ценность естественных водных экосистем | ||
56 | 8 | Развитие и смена сообществ и экосистем | ||
57 | 9 | Агроценоз. Агроэкосистема | ||
58 | 10 | Парк как искусственная экосистема | ||
59 | 11 | Биологическое разнообразие и пути его сохранения | ||
60 | 12 | Контрольно – обобщающий урок | ||
Биосфера (8 часов) | ||||
61 | 1 | Среды жизни. Биосфера и ее границы | ||
62 | 2 | Живое вещество биосферы и его функции | ||
63 | 3 | Средооразующая деятельность живого вещества | ||
64 | 4 | Круговорот веществ – основа целостности биосферы | ||
65 | 5 | Биосфера и здоровье человека | ||
66 | 6 | Контрольно – обобщающий урок | ||
67 | 7 | Итоговый контроль | ||
68 | 8 | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные и практические работ...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой
Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин ФГОС «Живой организм»
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение...