«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии»
материал по биологии (9, 11 класс)

Маштакова Галина Геннадьевна;

МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением

 отдельных предметов» г. Балаково;

 учитель биологии.

 

Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сегодня является обязательной. Каждый учитель формирует систему по подготовке учащихся к её прохождению. Подготовка к итоговой аттестации состоит из нескольких этапов: информированность учащихся о ходе подготовки и правилах проведения; подготовка учащихся путём выполнения тренировочных заданий; оценка результатов ГИА и ЕГЭ; индивидуальное консультирование. В начале учебного года, когда учащиеся определились с выбором экзаменов, я знакомлю их с правилами проведения и ходом подготовки к ГИА и ЕГЭ, с демонстрационными версиями, спецификациями контрольных измерительных материалов, кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, размещёнными на сайте ФИПИ.

 

Учителям необходимо помнить, что подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ дает хороший результат лишь при системном подходе к данной проблеме.

При подготовке к ЕГЭ прежде всего следует добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.

Передо мной стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения.

Подготовкой к ЕГЭ и ГИА нужно заниматься постоянно, то есть из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению. Первоочередную дидактическую цель вижу в том, чтобы научить учащихся универсальным  приемам  самостоятельного  усвоения учебного материала  через умения его систематизировать  различными способами:

  • Составление и заполнение таблиц – эффективный способ системного усвоения знаний. В таблицу, учащиеся, вносят уже  предварительно систематизированный ими по каким – либо  признакам учебный материал.
  • Составление различных видов опорных  схем. 
  • Текущий контроль в форме мини – контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание текущего материала, так и пройденное ранее, включая задания не только части А, но также В и С. При их использовании обучаю приёмам развернутых ответов.

Сначала необходимо работать с заданиями, позволяющими последовательно изучить и повторить курс, и только после этого можно переходить к тренировочным тестам ГИА и ЕГЭ. После первого полугодия особое внимание уделяется заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую оценку. В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, ученики выполняют различные варианты КИМов.                                                       

Подготовка к ГИА и ЕГЭ предполагает целенаправленную, ответственную, систематическую работу учителей, психологов, родителей и самих учащихся 9, 10-11 классов. Анализ результатов экзамена с 2015 по 2019  год  показал, что большинство участников ЕГЭ набрали от 60 до 89 баллов и ГИА от 18 до 32. Анализы  результатов ЕГЭ обозначают  «слабые звенья»  школьного биологического образования. К числу наиболее трудных для усвоения учащимися тем относятся темы, лежащие в основе формирования их мировоззрения.                                                                                                   

Системный подход к обучению предмета биологии является надпредметным  по своим дидактическим целям и возможностям  системного усвоения знаний.  Назову основные  преимущества такого подхода для учащихся: усвоение знаний в системе повышает мотивацию на учебно-познавательную деятельность;  позволяет самостоятельно  восстанавливать недостающие звенья в системе знаний; способствует успешному усвоению как отдельно взятой темы, так и конкретного курса; формирует навыки систематизации, подлежащие контролю на ГИА и ЕГЭ; позволяет  выделять из большого объема  нужную  для себя информацию, т.е. развивает критическое мышление; формирует мировоззрение, основанное на системе знаний.                          

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой  аттестации по биологии»

Маштакова Галина Геннадьевна;

МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением

 отдельных предметов» г. Балаково;

 учитель биологии.

Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сегодня является обязательной. Каждый учитель формирует систему по подготовке учащихся к её прохождению. Подготовка к итоговой аттестации состоит из нескольких этапов: информированность учащихся о ходе подготовки и правилах проведения; подготовка учащихся путём выполнения тренировочных заданий; оценка результатов ГИА и ЕГЭ; индивидуальное консультирование. В начале учебного года, когда учащиеся определились с выбором экзаменов, я знакомлю их с правилами проведения и ходом подготовки к ГИА и ЕГЭ, с демонстрационными версиями, спецификациями контрольных измерительных материалов, кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, размещёнными на сайте ФИПИ.

Учителям необходимо помнить, что подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ дает хороший результат лишь при системном подходе к данной проблеме.

При подготовке к ЕГЭ прежде всего следует добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.

Передо мной стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения.

Подготовкой к ЕГЭ и ГИА нужно заниматься постоянно, то есть из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению. Первоочередную дидактическую цель вижу в том, чтобы научить учащихся универсальным  приемам  самостоятельного  усвоения учебного материала  через умения его систематизировать  различными способами:

  • Составление и заполнение таблиц – эффективный способ системного усвоения знаний. В таблицу, учащиеся, вносят уже  предварительно систематизированный ими по каким – либо  признакам учебный материал.
  • Составление различных видов опорных  схем.  
  • Текущий контроль в форме мини – контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание текущего материала, так и пройденное ранее, включая задания не только части А, но также В и С. При их использовании обучаю приёмам развернутых ответов.

Сначала необходимо работать с заданиями, позволяющими последовательно изучить и повторить курс, и только после этого можно переходить к тренировочным тестам ГИА и ЕГЭ. После первого полугодия особое внимание уделяется заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую оценку. В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, ученики выполняют различные варианты КИМов.                                                        

Подготовка к ГИА и ЕГЭ предполагает целенаправленную, ответственную, систематическую работу учителей, психологов, родителей и самих учащихся 9, 10-11 классов. Анализ результатов экзамена с 2015 по 2019  год  показал, что большинство участников ЕГЭ набрали от 60 до 89 баллов и ГИА от 18 до 32. Анализы  результатов ЕГЭ обозначают  «слабые звенья»  школьного биологического образования. К числу наиболее трудных для усвоения учащимися тем относятся темы, лежащие в основе формирования их мировоззрения.                                                                                                    

Системный подход к обучению предмета биологии является надпредметным  по своим дидактическим целям и возможностям  системного усвоения знаний.  Назову основные  преимущества такого подхода для учащихся: усвоение знаний в системе повышает мотивацию на учебно-познавательную деятельность;  позволяет самостоятельно  восстанавливать недостающие звенья в системе знаний; способствует успешному усвоению как отдельно взятой темы, так и конкретного курса; формирует навыки систематизации, подлежащие контролю на ГИА и ЕГЭ; позволяет  выделять из большого объема  нужную  для себя информацию, т.е. развивает критическое мышление; формирует мировоззрение, основанное на системе знаний.                          

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Статья из опыта работы с рекомендациями и описанием системы работы учителя по подготовке выпускников к Единому государственному экзамену по информатике...

Роль элективного курса в организации системного подхода по подготовке к ЕГЭ по математике (из опыта работы).

Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно ─ измерительны...

Методические подходы при подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии. В данном материале обобщена моя работа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Возможно он поможет начинающим педаго...

Публикация Системный подход при подготовки команды к слету "Создай свой город"

Проект по подготовке команды к слету. Создание коллекции маек на тему "Эко"...

Дифференцированный подход в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по математике

Выступление на районном методическом объединении учителей математики...

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии...