Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – химия (изготовление гипертонического раствора).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
1 урок- 40минут
Учитель: Марышева Екатерина Александровна (Высшая квалификационная категория, стаж 12 лет)
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный урок
Класс: 10
Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).
Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – химия (изготовление гипертонического раствора).
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ строения клетки, процессов происходящих в клетке), использование полученного практического опыта.
Методы:
-наглядный
-словесный
- репродуктивный
-практический
- частично-поисковый
-проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
-индивидуальная
- фронтальная
Конспект урока:
Цели урока:
Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о строении клетки.
2. Продолжить формирование естественно-научного представления о единстве окружающего мира.
3. Развивать умение проводить наблюдения в живых объектах.
4. Закреплять навыки выполнения лабораторного эксперимента. Расширять кругозор с целью развития логического мышления в предварительно созданной ситуации поиска.
Развивающие: Создать у школьников условия развития:
- Исследовательской культуры: умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный анализ )
- логического мышления (на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
- элементов творческой деятельности
Воспитательные: Создать условия воспитания у школьников
- Желания и умения преодолевать трудности.
- Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
- Объективной самооценки
Планируемые результаты: (предметные)
1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности
2. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования
3. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира
Личностные
- Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
- Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта общения)
- Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
- Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
УУД: регулятивные УУД
- Совершенствование умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных задач
Коммуникативные УУД
- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; Формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.
Познавательные УУД
- Развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
- Развитие навыка смыслового чтения
- Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.
Ход урока
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Задание 1. Подпишите структурные элементы мембраны.
Задание 2. Заполнить таблицу. Укажите особенности мембран клеток.
клетка | |||
растительная | грибная | животная | бактериальная |
Задание 3. “Лови ошибку!”. Ученик бойко отвечал у доски, раскрывая строение мембраны, но допустил ошибки. Подчеркните их.
Основу мембраны составляет двойной слой углеводов, который можно сравнить со стенкой мыльного пузыря, так как молекулы мыла и углеводов построены сходным образом. Клеточные мембраны обладают такими важными свойствами как подвижность и текучесть, самозамыкаемость и проницаемость благодаря динамичной структуре углеводного слоя. В клеточных мембранах встречаются тысячи различных белков. Различают периферические белки, которые располагаются на наружной или внутренней поверхности углеводного слоя; интегральные белки, которые погружены в двойной углеводный слой; полуинтегральные белки насквозь пронизывают мембрану, контактируя при этом с наружной и внутренней средой клетки. В мембранах помимо белков и углеводов, могут содержаться липиды. В основном липиды располагаются на наружной поверхности мембраны и обеспечивают распознавание внешних сигналов, сцепление соседних клеток.
Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки.
Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки.
Лабораторная работа.
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы
1.
2.
3.
Вывод._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Вставьте нужные по смыслу слова
1. Движение частиц из области высокой концентрации в область низкой концентрации называется ……………… – это явление можно пронаблюдать …….. в растительном и животном мире в ………….
2. На биологические системы распространяются законы ………., ………., что подтверждает взаимосвязь ……….. и …………… природы.
Лабораторная работа.
“Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука ”
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы
1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку. Подпишите увиденные органоиды.
2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.
3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
Сделайте вывод: Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Модульный урок №2 Тема: «Строение клетки. Приготовление микропрепарата чешуи кожицы лука».
Урок по биологии растений разработан с использованием модульной технологии. Конспект урока записан в таблицу, с указанием учебных элементов, учебного материала с заданиями, руководства по изучению уче...
Лабораторная работа «Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа может быть использована при проведении урока в 10 классе по теме: "Строение клетки (свойства плазматической мембраны)". Данная лабораторная работа наглядно показывает свойства плаз...
"Строение и функции плазматической мембраны. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»"
Цель урока: сформировать знания о строении, свойствах и функциях плазматической мембраны. Задачи: Образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения и функции мембраны клетки.Развивающие...
Лабораторная работа "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука"
Лабораторная работа...
Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
Инструктивная карточка к лабораторной работе...
Статья ТОЧКИ РОСТА - БИОЛОГИЯ. "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений"
Методика проведения работы....