Целеполагание на уроке биологии: реализация требований ФГОС
учебно-методический материал по биологии
В помощь учителю для работы на семинарах, конференциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Т.С., учитель биологии
ГБОУ школа №640
Приморского района Санкт-Петербурга
Целеполагание на уроке биологии: реализация требований ФГОС
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Первый этап урока — целеполагание. Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Целеполагание входит в состав регулятивных УУД, которые необходимо развивать у ученика. Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознаёт смысл учебной задачи и примет её как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В личностно — ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нём функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Поэтому цели должны быть: понятны, осознаны, реальны, достижимы. В реализации данный этап не прост, требует продуманных средств, приёмов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
- Создание проблемной ситуации . Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приёмы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. На уроке биологии в 6 классе на тему «Дыхание животных» вспоминаем, как осуществляется газообмен у растений. Ученики повторяют уже имеющиеся у них знания о дыхании растений, необходимые для изучения новой темы. Создаю проблему» Как осуществляется газообмен у животных?» Далее учащиеся продумывают проблемную ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке. Определяют цель урока.
- Работа над понятием. Учащимся 6 класса предлагается для зрительного восприятия ряд жизненных процессов характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение, пищеварение, размножение. Учащиеся дают определения этим процессам, а процесс размножения вызывает затруднение (так как с этим процессом они не знакомы). Это и будет проблемной ситуацией. Учащиеся находят определение в учебники процессу размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока и что нужно изучить.
- Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводиться к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставиться цель. Например, при изучении темы «Передвижение веществ у растений» зачитываю задание, которое учит понимать мир и работать с информацией учебника биологии. Текст задания: «В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет), некоторое время спустя жилки листьев.
Правила целепологания
Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной.
Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.
Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.
Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.
Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.
После постановки задачи урока идет реализация поставленных задач:
Это может быть изучение объекта с помощью видеосюжетов и составление опорного конспекта или схемы (Слайды)
При изучении темы «Расы. Гипотезы происхождения рас» учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос (слайд)
И выполнить мини-исследование по имеющимся у них знаний, материалов учебника, рисунка на слайде.
Определение вывода при помощи приема: А знаете ли вы? И выявление причин расогенеза. Слайд.
Приемы проведения лабораторной работы:
Учитель на слайде располагает иллюстрации о разных группах ракообразных и ставит вопрос: Что мы будем изучать? Что вам уже знакомо об этих животных?
Далее коллективно ставятся цель и задачи данной лабораторной работы. Составляется план работы. После учащиеся выполняют работу по плану:
Узнать:
- На какие части разделено тело животного?
- Каковы покровы тела этого животного?
- Что находится на голове?
- Какое строение имеют конечности?
- Каким образом двигаются креветки?
- Почему ее отнесли к типу Членистоногие, класс Ракообразные?
- Сделаем вывод.
Литература
1. Лязгина В. В. Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/82/14985
2. NSPORTAL.RU https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/04/08/priemy-tselepolaganiya-uchebnye-zadachi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание на уроке русского языка реализация требований ФГОС
Приоритетом системы образования по новому федеральному государственному стандарту является формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Личность должна развиваться, ...
Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход
Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...
Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...
«Работа с детьми с ОВЗ на уроке географии: реализация требований ФГОС»
О применении разнообразных форм и методов работы, технологий, позволяющих правильно и эффективно организовывать работу при индивидуальном обучении детей с ОВЗ, в связи с требованиями ФГОС....
«Целеполагание на уроке иностранного языка – реализация требований ФГОС»
Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами....
Организации деятельности учащихся на уроках математики. Реализация требований ФГОС.
Организация урочной деятельности по математике.Реализация требований ФГОС....
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...