Практикум по биологии для студентов СПО
методическая разработка по биологии (10 класс)

Искра Ольга Юрьевна
Практикум по дисциплине биология рассчитан на 18 часов (9 пар). Формы проведения: групповые, практические, проектно-исследовательские по избранным проблемам предметов естественно - научного цикла. Характерной особенностью практикума является организация проектно-исследовательской деятельности студентов. Цель практикума: отработка умений обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах. Задачи: 1. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью. 2. Обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правил поведения в природе. 3. Исследовать значение биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения, формировать у обучающихся научно-обоснованное понимание мира, умение анализировать факты и выявлять причинно-следственные связи. 4. Развитие интереса, познавательной активности, самостоятельности и получение более глубоких знаний в сфере естественных наук. 5. Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. 6. Развитие личностных свойств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum-gotovo.docx307.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

 ПРАКТИКУМ

 УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

2018 г.

«Утверждаю»                                                                   Заместитель директора                                                                                 по УВР       ______

О.А. Стребкова

                       

Практикум учебной дисциплины разработан на основе рабочей программы по биологии для обучающихся ГБПОУ ВО «БМТК» 1 курса, а также на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Разработчик: Искра О.Ю. - преподаватель ВКК ГБПОУ  ВО «БМТК»

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии  общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от 30.08.2018 г.

Председатель ПЦК______________ Мазаева О. Н.

        СОДЕРЖАНИЕ

стр

  1. Введение                                                                                                                      3

  1. Практическая работа № 1 Сравнение строения клеток растений и животных    4

  1. Практическая работа №2 Выявление и описание признаков сходства   зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства                                                                                            5

  1. Практическая работа № 3 Анализ влияния различных внешних факторов на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека. Причины нарушений в развитии организмов                                                                                              6

  1. Практическая работа №4  Решение генетических задач                                       7

  1. Практическая работа №5 Фенотипическая  изменчивость: построение вариационного ряда и кривой                                                                                  8

  1. Практическая работа №6 Приспособление организмов к разным средам обитания                                                                                                                      9

  1. Практическая работа №7 Анализ и оценка различных гипотез о происхождения жизни и человека                                                                                                      10

  1.  Практическая работа №8  Анализ воздействия на окружающую среду в области своей будущей профессии                                                                        11

  1. Практическая работа №9  Применение знаний бионики для практической деятельности человека                                                                                            12

  1. Приложение №1 Многообразие теорий возникновения жизни на Земле          13

  1. Приложение №2  Гипотезы происхождения человека                                         14

  1.  Литература                                                                                                               15

        Введение

Практикум по дисциплине биология рассчитан на 18 часов (9 пар). 

Формы проведения: групповые, практические, проектно-исследовательские по избранным проблемам предметов естественно - научного цикла. Характерной особенностью практикума является организация проектно-исследовательской деятельности студентов.

          Цель практикума: отработка умений обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

Задачи:

  1. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
  2. Обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
  3. Исследовать значение биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения, формировать у обучающихся научно-обоснованное понимание мира, умение анализировать факты и выявлять причинно-следственные связи.
  4. Развитие интереса, познавательной активности, самостоятельности и получение более глубоких знаний в сфере естественных наук.
  5. Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
  6. Развитие личностных свойств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

        

Практическая работа № 1

Тема: Сравнение строения клеток растений и животных

Цель работы: познакомиться с разнообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функции и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Задача: изучение строения растительных и животных клеток под микроскопом.

Оборудование: световые микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений и животных, таблицы по биологии с клетками растений и животных, карточка с изображением клеток растений и животных.

Ход работы:

  1. Инструктаж  к лабораторной работе, в том числе и с микроскопом и готовыми микропрепаратами. Подготовили микроскоп к работе.
  2. Рассмотрели под микроскопом микропрепарат клеток растений, например «кожица лука», или «строение клетки бегонии ». Какие части клетки вы увидели? Зарисовали в отчет и подписали части клетки.
  3. Рассмотрели под микроскопом микропрепарат клеток животных, например «инфузория туфелька», или «продольный разрез гидры пресноводной». Какие части клетки вы увидели? Зарисовали в отчет и подписали части клетки.
  4. На рисунке  с увеличенным изображением клеток растений и животных и их органоидов назовите органоиды под номерами


                 

                                    http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/195/194851/194851_html_4e423690.jpg

  1. В чем сходство и различие между клетками растений и животных? Результаты  наблюдений запишите в таблицу:

Рассматриваемый объект

Черты

сходства

различия

Растительная клетка

Животная клетка.

  1. Зарисуйте обобщенную схему клетки с органеллами, видимыми в световой микроскоп.
  2. Сделайте вывод об общности строения и единстве происхождения клеток различных тканей растений и животных.

Практическая работа №2

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства

Цель: Выявить и описать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства

Оборудование: информационные источники, схемы и рисунки

Ход работы:

  1.   Прочитать текст «Зародышевое сходство», рассмотреть рисунок. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных. О чем свидетельствуют сходства зародышей? Сформулируйте суть биогенетического закона.

Зародышевое сходство

Эмпирическое обобщение К. М. Бэра (1828), т. е. закон  зародышевого сходства;  в онтогенезе всех животных сначала выявляются признаки высших таксономических категорий (типа, класса), в ходе дальнейшей эмбриональной дифференцировки развиваются особенности отряда, семейства, рода, вида и особи. В силу этой закономерности представители разных групп организмов (например, классов подтипа позвоночных) на ранних стадиях эмбриогенеза обычно более сходны друг с другом, чем взрослые особи. Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения.Последовательные стадии развития зародышей   рыбы   (А),   курицы   (Б),   свиньи   (В), человека (Г).

Биогенетический закон: Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа.

Последовательные стадии развития зародышей рыбы (А), курицы (Б), свиньи (В), человека (Г). (Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

  1.  Соотнесите органы и структуры организма человека с зародышевыми листками, из которых они формируются в процессе дифференцировки клеток. Внесите в таблицу соответствующие цифры.

Зародышевый листок

Органы и структуры организма

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

1. Блуждающий нерв 2. Головной мозг 3. Желудок 4. Кровеносные сосуды 5. Легкие  6. Мышцы              7. Печень  8. Половые железы  9. Почки  10. Сердце  11. Скелет   12. Слюнные железы  13. Спинной мозг  14. Толстый кишечник  15. Эпидермис кожи.

        

  1.   Изучите этапы индивидуального развития человека. Дайте определение понятий: эмбриональный период развития, постэмбриональный период развития, репродуктивное здоровье. Заполните таблицу:

Этапы индивидуального развития человека

Этап

Характеристика

Период созревания (пубертатный)

Период зрелости (репродуктивный)

Период старости (увядания)

  1. Дополнительное задание.

Заполните таблицу «Постэмбриональное развитие организмов»

Постэмбриональное развитие

Характеристика

Примеры из мира животных

1

Прямое

2

С неполным метаморфозом

3

С полным метаморфозом

Практическая работа № 3

Тема: Анализ влияния различных внешних факторов на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека. Причины нарушений в развитии организмов

Цель: провести анализ влияния различных внешних факторов на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека, выявить причины нарушений в развитии организмов.

Оборудование: информационные источники (сообщения, доклады, рефераты) презентации студентов.

Ход работы:

  1. Прослушайте выступления студентов своей группы. Внимательно просмотрите презентации к выступлениям. Заполните таблицу

Фактор

Влияние на эмбриогенез

Влияние на постэмбриогенез

Положительное

Отрицательное

1

УФ-излучение

2

Сотовые телефоны

3

И т.д.

  1. Для выявления причин нарушений в развитии организмов заполните таблицу:

Примеры нарушений

Причины нарушений

Гаметогенеза и оплодотворения

Эмбриогенеза

Постэмбриогенеза

  1. У родителей-алкоголиков рождаются дети мертвые или не доношенные

  1. У пьющих матерей дети рождаются с фатальными пороками плода (пороки сердца, физические уродства, отклонения в умственном развитии)

  1. У курящих девушек грубеет голос, в их облике появляются мужеподобные черты

  1. У курящих и пьющих юношей вырабатываются неподвижные сперматозоиды

  1. У мужчин, систематически пьющих пиво, растет грудь, тело формируется по женскому типу

Сделайте вывод о влиянии различных внешних факторов на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека, а также о том, каковы возможные причины нарушений развития человека. Предложите 3-5 способов поддержания здорового образа жизни и продления долголетия человека.

Практическая работа №4

Тема: Решение генетических задач

Цель: Изучить алгоритм решения задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, применение основных законов наследования

Оборудование:  информационные источники, схемы и рисунки

Ход работы:

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 4. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Задачи на дигибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача №2. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

Задача № 3. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

        Задачи на сцепленное наследование

Гемофилия и дальтонизм сцеплены с половыми хромосомами. Почему женщины-носительницы гена не болеют гемофилией и дальтонизмом, а мужчины –болеют?

Задача №1. В брак вступили женщина-носительница гена гемофилии и здоровый мужчина. Определите вероятность рождения детей и внуков –гемофиликов.

Задача №2. Женщина, в роду которой не было гена дальтонизма, вышла замуж за мужчину-дальтоника. Определите вероятность рождения детей и внуков-дальтоников.

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Прочитать условие задачи от начала до конца.
  2. Перевести данные задачи в генетические символы.
  3. Записать условие задачи в краткой форме.
  4. Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.
  5. Прочитать условие задачи еще раз и сверить с решением, то ли найдено.
  6. Написать ответ в согласии с условием задачи.

Практическая работа №5

Тема: Фенотипическая  изменчивость: построение вариационного ряда и кривой

Цель: изучить  статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии, закрепить умения строить и анализировать графики.                                                                                                                                   

Оборудование: клубни картофеля, линейка, ростомер, простой карандаш.                                                Вариационная кривая – это графическое изображение зависимости между размахом изменчивости признака и частотой встречаемости отдельных вариантов данного признака. Наиболее типичный показатель признака – это его средняя величина, то есть среднее арифметическое вариационного ряда. 

 Ход работы.

I. Построение вариационного ряда и кривой изменчивости количества почек-глазков на клубнях картофеля.

1. Подсчитайте количество почек-глазков на клубнях 30 штук картофеля. 
2. Расположите их в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака, получите
вариационный ряд.
3. Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу. 

4. Постройте графическое выражение (вариационную кривую) изменчивости признака – количество почек-глазков на клубнях картофеля.
С этой целью:
- по оси абсцисс (X) отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты количество почек-глазков на клубнях картофеля в нарастающем порядке;
- по оси ординат (Y) отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты (количество почек-глазков на клубнях картофеля).

5. Вычислите среднее количество глазков у картофеля по формуле:
А ср. = E (X)/ n, где E (X) –сумма показателей изучаемого признака, n-количество показателей                                                                                                                                                                              II. Построение вариационного ряда и кривой изменчивости роста юношей и девушек                         

1. Измерьте рост юношей (рост девушек записывать - отдельно).                                                                                               2. Посчитайте число юношей (девушек), имеющих одинаковый (схожий) рост (в см.).                                                                                 3. Заполните таблицу   

 

Рост юношей (ось Х)

Рост                     девушек (СМ)

 

Количество              юношей(ось У) 

 

 

 

 

 

Количество девушек        

4. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. На горизонтальной оси отметьте рост студентов, а на вертикальной оси – количество (число) студентов, входящих в данную группу.                                                                                                             5.Вычислите средний рост юношей (девушек) по формуле: А ср. = E (X)/ n, где E (X) –сумма показателей изучаемого признака, n-количество показателей                                                                                                      III. На вариационной кривой отметить среднее арифметическое изучаемого признака Выводы:
1. Длина вариационного ряда свидетельствует о разнообразии условий среды – чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость.
2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является вариационная кривая.
3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены генотипом и передаются по наследству.

4. Предложите варианты воздействий окружающей среды на формирование признака.

Практическая работа №6

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: информационные источники, живые растения или гербарные материалы растений разных видов, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы:

1. Рассмотрите растения и животных  разных видов (по 5 каждого), запишите их названия (используя бинарную номенклатуру), составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения и животных  разных видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений и животных?

3. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

Таблица 1  Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

Растения

1.

2 и т.д.

Животные

1.

2. и т.д.

4. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

Контрольные вопросы:

1 Что такое вид?

2 Критерии вида?

3 В чем заключается относительность приспособленности организмов?

4 Каков механизм образования приспособлений?

Практическая работа №7

Тема: Анализ и оценка различных гипотез о происхождения жизни и человека

Цель:  Изучить, дать оценку основным  направлениям в развитии взглядов на происхождение жизни и человека на Земле.

Оборудование: информационные источники, схемы и рисунки

Ход работы:

  1.  Анализ и оценка различных гипотез о происхождения жизни на Земле
  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
  2. Заполнить таблицу «Основные теории возникновения жизни на Земле»

Теории и гипотезы

Сущность теории или гипотезы

Автор

Доказательства

Креационизм

Теория стационарного состояния

Теория панспермии

Физические гипотезы

Химические гипотезы

  1.  Оцените аргументированность и ошибочность теории
  2.  Ответьте на вопросы:
  • Почему жизнь возникла (зародилась) и вначале развивалась только в океане?

-     В настоящее время возможно ли образование жизни небиологическим путём?

      5.       Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

  1. Анализ и оценка различных гипотез о происхождения человека

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека»

2.Заполнить таблицу «Основные теории возникновения человека»

Теории и гипотезы

Представления о происхождении человека

Автор

Доказательства

Религиозная теория

Теория палеовезита

Эволюционная теория

Трудовая теория


3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Практическая работа №8

Тема: Анализ воздействия на окружающую среду в области своей будущей профессии

Цель: познакомиться с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде, акцентировать внимание на хозяйственную деятельность в области выбранной профессии.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.243-263 учебника Беляев Д.К., Бородин П.М., Дымшиц Г.М. и др. Биология. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень.-4-е изд., испр,-М.: Просвещение,2018.-223с.:ил.
  2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения экологических проблем

Сокращение видового разнообразия

Сокращение полезных ископаемых

Загрязнение атмосферы

Загрязнение воды

Загрязнение почвы

Разрушение озонового слоя

Обезображивание природных ландшафтов

Засоление почв

Проблема кислотных осадков

Эрозии почв

Парниковый эффект

Проблема сточных вод

Проблема утилизации отходов

Обезлесивание

Нерациональное использование плодородных земель

Фотохимический смог

Демографическая проблема

Дефицит пресной воды

Энерго-сырьевая проблема

Расточительное природопользование

  1. Приведите примеры рационального и нерационального природопользования в области выбранной профессии, заполнив таблицу

Природопользование в области ___________________ (указать профессию)

 

Примеры природопользования

Рационального

Нерационального

  1. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

Практическая работа №9

Тема: «Применение знаний бионики для практической деятельности человека»

Цель: выявить значение биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения, формировать умение анализировать факты и выявлять причинно-следственные связи.

Оборудование: информационные источники, схемы, таблицы

        Ход работы:

Проектная деятельность. Распределившись на группы по несколько человек, выбрать для группы наиболее интересную тему проекта. Осуществить микроисследование на основе информационных источников.

Темы исследований: 1. Живые торпеды океана. 2. Животные - снайперы. 3. Животные «строители» и «архитекторы». 4. Животные «анатомы» и «хирурги». 5. Животные, которые видят ночью. 6. Животные  «метеорологи». 7. Живые химические лаборатории. 8. Животные альбиносы. 9. Биоакустика рыб. 10. Эхо в мире живой природы. 11. Анабиоз и зимняя спячка. 12. Эко-дом и пассивный дом. 14. Вертикальный город-башня.

Организация работы:

  1. Выбор темы и распределение обязанностей в группе.
  2. Подбор научной, художественной, публицистической литературы, источников информации с использованием электронных средств массовой информации.
  3. Составление плана проекта (презентации).
  4. Подготовка к представлению проекта (презентации).
  5. Защита проекта (презентация, устный журнал, буклет, стенгазета).

Вопросы и задания:

 Какое значение имеет изучение биологии для научно-технического прогресса?

Назовите, какие особенности строения животных и растений используются человеком в строительстве, промышленности, приборостроении и т.д.?

Какие способы передвижения организмов в живой природе может использовать человек для создания транспортных средств?

Перечислите, какие принципы структурной организации растений можно использовать в строительстве сооружений?

На чем основано утверждение, что многие системы жизнеобеспечения животных более совершенны, чем у людей?

Каковы перспективы развития биологических дисциплин в будущем?

Приложение №1 Многообразие теорий возникновения жизни на Земле

1. Креационизм. Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, существуют разногласия.

2. Теория стационарного состояния. Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.

3. Теория панспермии. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине  XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса.

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической специфике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

•   Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни.

•    Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

•    В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные органические вещества найдены в метеоритах — углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. По гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Приложение №2  Гипотезы происхождения человека.

  1. Религиозная гипотеза (креационизм)

 Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек — творение Высшего разума или попросту Бога.

  1. Теория палеовизита.

Согласно этой гипотезы, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте люди прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Первым разработчиком гипотезы палеовизита стал ученый Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д.

  1. Эволюционная гипотеза.

 Бурное развитие эволюционная теория получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции. Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная гипотеза предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.  Ученые считают, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания, джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к жизни на земле. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции. Ученые считают, что от дриопитеки дали новую ветвь человекообразных это австралопитеки. Австралопитеки — жили 6 млн. лет назад. Использовавли в качестве орудий (камни, палки). Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см3 — по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

  1. Трудовая гипотеза 

Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.

        

Литература

Основная литература:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень.-5-е изд., испр,-М.: Просвещение,2018.-223с.:ил.
  2. Беляев Д.К., Бородин П.М., Дымшиц Г.М. и др. Биология. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень.-4-е изд., испр,-М.: Просвещение,2018.-223с.:ил.

Дополнительная литература

  1. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М, 2014г.
  2. Ярыгин Н.В. Биология: в 2т. – М., 2010

Интернет-ресурсы

www.sbio.info  (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии)

www.Sballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии)

www.vspu.as.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии-экологии на сервере Воронежского университета).

www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии. On-line тесты).

www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, подробная информация по разделам «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)

            Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...

Практикум "Контрольные и проверочные работы по биологии" для студентов 1 курсов (учащихся 10-11 классов)

Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для  средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучени...

Учебное пособие "Лабораторный практикум по химии" для студентов 1 курса (специальности технического профиля)

Учебное пособие «Лабораторный практикум по химии» соответствует образовательному стандарту дисциплины «Химия» для специальностей технического профиля. «Практикум  по химии» предназначен для закре...

Методические указания для проведения практических работ по биологии для студентов 1 курса (специальности технического профиля)

Методические указания для проведения практических работ по биологии составлены для студентов 1 курса. Содержат 12 практических работ, которые включают название работы, цель, сформулированные задания, ...

В помощь студенту-первокурснику. Практикум по биологии

Практикум по биологии для студентов 1 курса медицинского колледжа...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)

Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...