Причины деструктивного поведения собак и возможности его корректировки с помощью ОКД и УГС
статья по биологии (11 класс)
При покупке собаки хозяину необходимо быть готовым к обязательствам, связанным с приобретением щенка или взрослой собаки, как к финансовым, так и к моральным. Уход, правильное кормление и воспитание, занимает большую часть времени владельца, и в этом вопросе нужно быть грамотным и подготовленным, поэтому лучше заранее обращаться к специалистам, во избежание неприемлемого поведения и в последствии дисгармоничных отношений с питомцем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Причины деструктивного поведения собак и возможности его корректировки с помощью ОКД и УГС
При покупке собаки хозяину необходимо быть готовым к обязательствам, связанным с приобретением щенка или взрослой собаки, как к финансовым, так и к моральным. Уход, правильное кормление и воспитание, занимает большую часть времени владельца, и в этом вопросе нужно быть грамотным и подготовленным, поэтому лучше заранее обращаться к специалистам, во избежание неприемлемого поведения и в последствии дисгармоничных отношений с питомцем.
Воспитание собаки в семье
В результате одомашнивания у собак произошли значительные изменения в строении и функциях организма, изменился внешний облик и поведение. У домашних собак появились висячие уши, загнутый хвост, способность лаять, вилять хвостом. Они приобрели и новые черты характера: привязанность к человеку, преданность хозяину, послушание, способность к быстрой дрессировке.
Когда мы думали о том, какую породу можно завести дома, самым важным вопросом был вопрос о воспитании собаки. Нас еще воспитывают родители, а тут нам самим предстоит кого-то учить, делать хорошим. Как оказалось, на тему воспитания написано немало книг, есть много определений понятия воспитания.
Очеловечивание собаки — основная ошибка. Незнание физиологии, незнание базовых принципов воспитания и дрессировки. Вседозволенность относительно действий собак.
Из этого вытекают проблемы. Собаке можно всё, что ей хочется. Собаке можно пойти, куда хочется. Собаке можно тявкнуть, на кого хочешь. Можно не выполнять команды.
Мы все любим наших собак, но любовь и вседозволенность — это разные вещи.
Вот основные навыки в моментах воспитания по выработке у собаки хороших манер.
Рефлекс собаки Павлова.
В 1903 году впервые мир узнал об условных и безусловных рефлексах, которые открыл ученый Павлов Иван Петрович. Изучая процесс пищеварения у подопытных собак, ученый заметил интенсивное слюноотделение у животных, после появления в комнате его помощника в белом халате, который кормил животных. Оказалось, что собаки реагировали на белый халат, он ассоциировался у собак с пищей.
Ученого заинтересовала такая реакция у животных, ведь их поведение было одинаково в ситуации, когда помощник приносил пищу и когда он просто входил в лабораторию в белом халате с несъедобными предметами.
Павлов первый из ученых, кто выдвинул гипотезу о том, что интенсивное выделение из слюнных желез это не физиологический, а рефлекторный процесс, вызванный неоднократным повторением одних и тех же действий, связанных с употреблением пищи.
Суть выработки условного рефлекса по методике Павлова
Для проведения знаменитого эксперимента Павлова требовалось:
Подопытные (собаки);
Безусловный раздражитель, который стимулировал выработку слюны у собаки (пища);
Нейтральный раздражитель (звуковой или световой);
Для того чтобы добиться нужного результата, подопытные не раз подвергались воздействию нейтральных раздражителей, таких как свет лампочки или звук метронома во время кормежки. По истечению некоторого времени, у собак вырабатывался условный рефлекс в виде выделения слюны на безусловные раздражители, такие как свет или звук.
Благодаря открытию И. П. Павлова было разработано более сотни различных действенных методов лечения многих недугов связанных с расстройствами ЦНС. В СССР в благодарность животным, которые пострадали во имя науки, был установлен памятник собаке Павлова.
Таким образом, можно смело сказать о том что очеловечивание собаки, это большая ошибка владельцев, что и влечет ряд проблем связанных с воспитанием питомца. Основываясь на знаниях физиологии собак, стало известно, что у них есть только одна сигнальная система, в отличие от человека, и тут можно поговорить о психике собак.
Этапы психофизиологического развития собаки.
Основные периоды развития щенка и их связь с поведением
Собака относится к высшим животным с высокоразвитым мозгом, который определяет ее богатый поведенческий репертуар. По уровню развития головного мозга представители Псовых находятся всего на 3 ступени ниже человека (между нами только дельфины и приматы).
Психика высшего животного формируется за счет двух составляющих:
- врожденных программ поведения, присущих всему виду;
- программ, которые формируются индивидуально у каждого животного в результате взаимодействия с окружающей средой.
Именно способность вырабатывать новые формы поведения, выходящие за жесткие рамки инстинктивных моделей, является эффективнейшим приспособительным механизмом живого вида к реальным условиям существования. Не исключено, что именно благодаря этой развитой способности древние млекопитающие, не занимавшие сколь-нибудь серьезного положения в мире доисторических животных, пережили глобальные геологические катаклизмы, уничтожившие динозавров, и стали венцом биологического царства.
Чем более высокое положение на эволюционной лестнице занимает животный вид, тем дольше длится период послеутробного развития, ибо в это время формируются сложнейшие нейрохимические связи в коре головного мозга живого существа, и врожденные программы проведения самым удивительным образом переплетаются с приобретенными. Вылупившееся насекомое практически сразу представляет из себя взрослую особь, четко следующую наследственному поведенческому алгоритму. Новорожденный олененок уже через несколько часов способен следовать за матерью и передвигаться вместе со стадом. Детеныш собаки становится биологически взрослой особью только к двум годам, а человеческий ребенок – к 16.
Физическое и психическое формирование новорожденного щенка проходит через несколько периодов, каждый из которых имеет особенности и по-разному влияет на то, какой станет взрослая особь. В научной литературе пока нет четко согласованного очертания границ этих периодов, иногда один период накладывается на другой. Но в целом, они выглядят следующим образом.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.
На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.
Деструктивное поведение.
Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни.
Деструктивное поведение как средство привлечь внимание зачастую направлено на одежду людей или же на другие предметы; оно бывает проявлением неадекватного игрового поведения или голода, иногда возникает в периоды, когда у щенков режутся зубы, при страхах/фобиях и при тревоге разлуки. Чтобы добиться прекращения этого поведения, необходимо разобраться в его причине.
Инструменты для коррекции.
Ошейник-удавка
Это ошейник с двумя ограничительными кольцами вместо застежки.
- ошейник как-бы продевается в одно кольцо, до упора в другое (они одинакового размера, поэтому получится петля); через голову эта петля одевается на собаку, и к свободному кольцу пристегивается поводок;
- через голову эта петля одевается на собаку, и к свободному кольцу пристегивается поводок;
- пока поводок не натянется, ошейник-удавка на собаке будет висеть свободно; как только это произойдет, кольцо соскользнет, ошейник затянется, как натуральная удавка, и собака ощутит дискомфорт.
Парфорс
Парфорс — амуниция, которая применяется для дрессировки крупных или гиперактивных пород собак. Он позволяет обучить питомца, скорректировать агрессивное поведение сложных пород.
Это звенья из металла, внутри которых имеются шипы с закругленными зубцами, и расположены они под углом, чтобы минимизировать возможное травмирование животного. Обычно конец ошейника не застегнут, а пропущен через кольцо.
ЭО (электронный ошейник)
любой электронный ошейник для дрессировки собак бьет питомца током, когда непоседа совершает нежелательное действие. Чтобы собака получила удар током, нужно нажать на кнопку (пульт всегда под рукой, иначе в ошейнике нет смысла). Испытав боль, собака понимает, что так делать нельзя. Она связывает боль со своим поведением, и в этот момент формируется условный рефлекс..
Деструкция не поддающаяся коррекции.
Есть ряд нарушений в поведении собаки, не поддающееся коррекции, это связано с нарушениями центральной нервной системы и психики псовых.
Таким образом мы выяснили что деструктивное поведение собак можно скорректировать при помощи таких дисциплин как ОКД и УГС. И выработали ряд правил для владельцев.
- Перед приобретением щенка или взрослой собаки необходимо проконсультироваться со специалистом кинологом.
- Если возникли проблемы с деструктивным поведением ,как можно скорее начать их решать вместе со специалистом.
- Не очеловечивать собак и владеть знаниями на базовом уровне о физиологии собак и особенностями воспитания питомца.
Только грамотный подход к приобретению щенка или взрослой собаки, а также воспитание в семье животного, даст вам гармоничные отношения с питомцем и окружающим социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционная программа агрессивного и деструктивного поведения
Данная программа состоит из занятий, напрвленных на индивидуальное формирование конструктивных нав...
Статья "Роль народных и семейных традиций в профилактике деструктивного поведения".
Материал из опыта работы....
Буклет по профилактике деструктивного поведения подростков "Учимся общаться"
Разнообразные ссоры и невысказанные обиды серьезно портят наше настроение и отношения с окружающими. Как избегать конфликтов, можно ли этому научиться? Постоянно излучать позитив не так у...
Коррекция деструктивного поведения
Открытое занятие для глубоко умственно - отсталых детей, из серии занятий праграммы " Киндер-сказка "...
Цикл занятий по профилактике деструктивного поведения «Правильные шаги к здоровому образу жизни»
Зачастую ребята попадают в центр помощи детям вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к ...
«Деструктивное поведение детей и подростков: виды, причины, профилактика»
Деструктивное (разрушающее) поведение – это практические или вербальные проявления деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Имеет две основные формы:Девиантное по...
Тематическое занятие по профилактике деструктивного поведения подростков «Верь в себя и в свои возможности»
Цель и задачи: 1. развитие самосознания, саморегуляции, способности к планированию поступков;2. развитие личностных качеств: самооценки, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную...