Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова (практическое занятие по дисциплине "Анатомия и физиология человека")
учебно-методическое пособие по биологии
Данное учебно-методическое пособие поможет студентам лучше понять рефлекторную теорию И.П.Павлова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boyadzhan_posobie_2018_god_printsipy_reflektornoy_teorii_pavlova.doc | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №5 Обособленное подразделение №3
(ГБПОУ ДЗМ «МК №5 ОП №3)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
ДЛЯ СТУДЕНТА ПО ТЕМЕ:
«Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова».
Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека
Специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)
Курс II Семестр IV
Москва
2018 г.
Автор: Бояджан Наталья Николаевна – преподаватель высшей квалификационной категории, дисциплина «Анатомия и физиология человека».
Рецензенты:
1. Миненкова Светлана Николаевна – методист высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова», составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения, с учетом закономерностей логики и этапов усвоения знаний и умений, способствуют выработке клинического мышления, познавательной и творческой активности студентов, позволяют сконцентрировать их деятельность на занятии, приобрести умения использовать знания в сфере профессиональной деятельности и осознать необходимость дальнейшего социально-профессионального саморазвития.
В ходе занятия отчетливо прослеживаются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнении профессиональных задач, профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием; использовать знания анатомии и физиологии человека в профессиональной деятельности.
Для развития познавательного интереса студентов применяются интерактивные педагогические технологии, которые способствуют повышению мотивации в обучении и одновременно соответствуют особенностям восприятия, обусловленным дефектом зрения.
Таким образом, данное занятие не только способствует приобретению студентами необходимых профессиональных знаний и навыков, но и выполняет определенную роль в формировании личности студентов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова.
Количество часов на изучение темы: 2 часа (90 минут).
Место проведения занятия: кабинет анатомии и физиологии.
Вид занятия: практическое занятие.
Цели занятия:
- сформировать понимание физиологических причин основных психических процессов, многообразия физиологически обусловленных форм врожденного и приобретенного поведения человека;
- формировать умения и навыки определять типы ВНД людей по внешним признакам, применять свои знания при определении типов темперамента, характера, уровня развития психических процессов.
В результате освоения темы студент должен знать:
- основные положения учения И.П.Павлова и высшей нервной деятельности;
- классификацию безусловных рефлексов;
- правила образования условных рефлексов;
- структуру условного рефлекса
- понятие об аналитико-синтетической деятельности коры;
- основы процесса торможения, виды торможения;
- типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову;
- особенности высшей нервной деятельности человека, первая и вторая сигнальные системы;
- механизмы памяти, виды памяти;
- физиологию внимания, виды внимания;
- основные положения физиологии эмоций;
- физиологию мышления, виды мышления;
- теории сна, виды сна.
В результате освоения темы студент должен уметь:
- изложить основные аспекты теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности;
- характеризовать безусловный и условный рефлексы;
- проанализировать отличия безусловных и условных рефлексов;
- начертить схему образования условного рефлекса;
- охарактеризовать основные механизмы памяти, определять основные виды памяти;
- объяснить различия между первой и второй сигнальными системами;
- рассказать об основных теориях сна;
- определить эмоции как компонент целостных поведенческих реакций.
Методическое оснащение занятия:
Материально-техническое оснащение: бланки теста «Таблицы Шульте», муляж головного мозга, DVD-диск, мультимедийный проектор, секундомер.
Раздаточный материал: «Атлас анатомии человека» Р.П. Самусев, В.Я. Липченко, методическая разработка практического занятия для студентов, дидактические материалы по теме.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- Вводная часть – 5 минут.
- Организационный момент – 2 минуты.
- Мотивация занятия – 3 минуты.
II. Основная часть – 75 минут.
- Контроль исходного уровня знаний – 10 минут.
- Работа по освоению темы занятия – 45 минут.
- Итоговый контроль знаний – 20 минут.
III. Заключительная часть – 10 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Вводная часть – 5 минут.
- Организационный момент.
Приветствие, преподаватель проверяет внешний вид студентов, наличие у них дневников для записей и зарисовок, объявляет тему занятия.
- Мотивация занятия.
Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать - т.е. сохранять свою жизнь и здоровье. Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Изучение особенностей типов высшей нервной деятельности необходимо любому специалисту, работающему с людьми, а тем более медицинскому работнику, так как индивидуальные отличия влияют на правильность поставленного диагноза, эффективность назначенного лечения.
Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др. Кроме того, свойства нервных процессов определяют и объясняют возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д.
Основная часть – 75 минут.
- Контроль исходного уровня знаний.
- Назовите виды нервной системы по локализации.
- Что входит в ЦНС?
- Дайте определение понятию «рефлекс»?
- Дайте определение понятию «рефлекторная дуга»?
- Какие виды рефлекса вы знаете?
- Чем отличаются условный и безусловный рефлексы?
- Назовите и покажите на планшете отделы головного мозга.
- Вспомните, к какому отделу головного мозга относится гипоталамус.
- Назовите анатомические образования гипоталамуса.
- Назовите основные функции гипоталамуса.
- Назовите части конечного мозга.
- Чем представлено серое вещество в больших полушариях?
- Что такое кора?
- Назовите известные вам высшие корковые центры анализаторов.
- Где располагаются центры речи: Брока и Вернике.
- Работа по освоению темы занятия.
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318.
Высшая нервная деятельность – это
ответьте:
Кому принадлежит основная роль в учении о ВНД?
заслушайте сообщение студентов о вкладе выдающихся русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова в теорию ВНД.
Задание 1. Структурная основа ВНД.
Условные и безусловные рефлексы
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318, ответьте на вопросы:
- Чем характеризуются безусловные рефлексы?
- Назовите виды безусловных рефлексов, приведите примеры.
- Что такое инстинкт? Приведите примеры.
- Дайте определение условному рефлексу.
- Чем характеризуются условные рефлексы?
- Назовите условия необходимые для выработки условного рефлекса.
- Что такое навык?
- Что является структурной основой психической деятельности человека?
- Назовите структуры головного мозга, отвечающие за эмоции и мотивацию.
- Какой структуре головного мозга принадлежит ведущая роль в психической деятельности?
- Что такое торможение?
- Назовите виды торможения.
- Назовите виды внутреннего торможения.
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика рефлексов
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Составьте схему:
торможение
__________________ ______________________
Задание 2. Типы высшей нервной деятельности
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318, ответьте на вопросы:
- Что такое психика?
- Дайте определение понятию «тип высшей нервной деятельности».
- Назовите свойства высшей нервной деятельности.
- Чем определяется сила нервных процессов?
- Чем определяется уравновешенность нервных процессов?
- Чем определяется подвижность нервных процессов?
- Чем отличается понятие «тип высшей нервной деятельности» от понятия «темперамент»?
- На какие типы делится ВНД по силе нервных процессов?
- На какие типы делится ВНД по уравновешенности нервных процессов?
- На какие типы делится ВНД по подвижности нервных процессов?
- Какие виды темперамента выделяют в зависимости от особенностей нервных процессов?
- Какие черты характеризуют холерика?
- Какие черты характеризуют сангвиника?
- Какие черты характеризуют меланхолика?
- Какие черты характеризуют флегматика?
- Характер – это …
рассмотрите рисунок:
Определите тип темперамента человека, сидящего справа, по его реакции на смятую шляпу. Прокомментируйте свой ответ.
Рисунок 1. (Х. Бидструп «4 темперамента»)
Посмотрите отрывок их мультипликационного фильма «38 попугаев», который снят по произведению Г. Остера. Автор создавал своих героев – мартышку, слоненка, попугая и удава – взяв за основу их характера, типы темперамента. Определите тип темперамента каждого из героев.
Задание 3. Память
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318, ответьте на вопросы:
- Что такое память?
- Какие структуры головного мозга отвечают за организацию памяти?
- Назовите емкость человеческой памяти.
- Какие существуют виды памяти, если учитывать способ приобретения?
- Какие существуют виды памяти, если учитывать модальность запоминаемой информации?
- Назовите виды памяти в зависимости от участия в запоминании волевого компонента.
- По длительности хранения память бывает …
- Перечислите этапы запоминания информации.
- Что такое амнезия?
- Заслушайте сообщение о теориях запоминания. К какой теории склоняетесь вы?
Задание 4. Внимание
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318, ответьте на вопросы:
- Что такое внимание?
- На какой теории основано внимание? Кто автор?
- На какие виды подразделяется внимание?
- Назовите основные свойства внимания. Охарактеризуйте каждое.
- Прочитайте текст «Учение о доминанте А.А Ухтомского» (прил. 2) и ответьте на вопросы:
- Что такое доминанта?
- Какие черты ее характеризуют?
- Совместно с преподавателем рассмотрите бланк к методике определения свойств внимания «Корректурная проба» (прил. 1) и прочитайте предложенные инструкции. Определите, какое свойство внимание определяется при выполнении первого задания, а какое свойство – при выполнении второго.
- Совместно с преподавателем проведите тест на определение скорости восприятия, используя методику «Таблицы Шульте».
Задание 5. Эмоции. Сознание и мышление.
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318, ответьте на вопросы:
- Что такое эмоции?
- Какие структуры головного мозга отвечают за проявление эмоций человеком?
- Приведите примеры известных вам эмоций?
- Дайте определение термину «сознание».
- Перечислите социальные факторы происхождения сознания.
- Что включает в себя структура сознания?
- Что такое мышление?
- Назовите и охарактеризуйте виды мышления.
Задание 6. Сон. Физиология труда.
Используя учебник А. А. Швырева «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. стр.315-318, ответьте на вопросы:
Что такое сон?
- Сколько по времени занимает сон в жизни человека?
- Раскройте роль сна в жизни человека.
- Какие периоды выделяют в нормальном сне человека?
- Охарактеризуйте период медленного сна.
- Охарактеризуйте период быстрого сна.
- В какой период сна человек переживает сновидения?
- Назовите расстройства сна, известные вам. Охарактеризуйте их.
- Что понимают под утомлением?
- Что такое переутомление?
- Какие последствия возникают при переутомлении?
- Рассмотрите и проанализируйте график суточной (прил. 4) и рисунок недельной работоспособностей (прил. 3).
- Предложите свои рекомендации правильной организации труда с целью избежать переутомления.
Задание 7. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга (дополнительный материал).
- Прочитайте предложенный материал «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга» (прил. 5) и ответьте на вопросы:
- Что понимается под термином «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга»?
- Какие типы людей различают в зависимости от того, какое полушарие головного мозга является ведущим?
- Совместно с учителем выполните тест «Определение функциональной асимметрии мозга Павлова И.П.» с целью определения ведущего полушария.
Приложение 1
Задание 1. «Вы должны, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный строго справа, и зачеркивать их. Время работы 5 минут»
Задание 2. «Вы должны находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Время работы 5 минут.
Приложение 2
Учение о доминанте А.А Ухтомского
Учение о доминанте сегодня рассматривается как прочная методологическая платформа для понимания законов организации, целенаправленного поведения животных и человека.
Что такое доминанта? Этим понятием Ухтомский обозначал тот господствующий очаг возбуждения, который в любой данный момент преимущественно определяет специфику и содержание текущего поведения человека. Способность формирования доминанты не относится к исключительной прерогативе коры головного мозга; это в равной степени общее свойство всей центральной нервной системы. Доминанта привлекает к себе возбуждение, поступающее в другие рефлекторные дуги, суммирует его, усиливается за его счет. Наличие доминанты изменяет координацию деятельности других отделов головного мозга, функционально связанных с доминантным очагом.
Основные черты доминанты:
1. Повышенная возбудимость. Для того чтобы дальний, до сих пор индифферентный импульс, доносящийся в порядке иррадиации до центра будущей доминанты, получил возможность стать ее раздражителем, необходимо, чтобы он включился в пределы возбудимости начинающей формироваться доминанты, т.е. чтобы порог ее возбудимости стал по крайней мере равен величине доносящегося индифферентного импульса или ниже его.
2. Стойкость возбуждения. Чтобы однажды начавшееся под влиянием доносящегося импульса возбуждение в формирующейся доминанте могло, в свою очередь, влиять на течение реакции, возбуждение это должно быть стойким во времени.
3. Способность к суммированию возбуждения. Величина влияния доминанты на текущую реакцию зависит от величины суммирующего возбуждения в ней. Величина же возбуждения зависит от способности центра суммировать в себе возбуждение от последовательных раздражений.
4. Инерция, т.е. способность удерживать и продолжать в себе раз начавшееся возбуждение и тогда, когда первоначальный стимул к возбуждению миновал. Это может происходить, прежде всего, когда доминантное возбуждение протекает по типу «цепных рефлексов «, т.е. таких, которые, однажды начавшись, влекут за собою цепь других последовательных возбуждений.
Приложение 3
Рисунок 2. Зависимость работоспособности человека от дней недели
Приложение 4
График зависимости работоспособности
человека от времени суток
Приложение 5
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга, была открыта в ХIХ в. Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое.
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.
2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммации разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на слова-концепты.
Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.).
Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
Приложение 6
Тест «Определение функциональной асимметрии мозга»
(Павлов И.П.)
Цель: определения ведущего полушария.
Инструкция: Распределите 9 слов, предложенных ниже, по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Слова: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"
Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой, при отраб...
рефлекторная теория поведения
Урок разработан по программе Пономаревой И.Н. для учащихся 8 класса. В урок включены теоретические вопросы и задания для самостоятельной работы на закрепление материала. Кроме того,ученики готовят неб...
«Опыты с растениями. Жизнь животных. Физиология человека».
Программа курса по дополнительному образованию...
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
Данная рабочая тетрадь предусмотрена для проведения практических занятий по анатомии животных для СПО....
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме Кости мозгового отдела черепа
Данная методическая разработка для преподавателей СПО медицинского направления . Она используется на практической работе по теме "Кости лицевого отдела". в ней ест...
Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо
Кроссворд по теме "Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо"...