Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме Кости мозгового отдела черепа
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка для преподавателей СПО медицинского направления . Она используется на практической работе по теме "Кости лицевого отдела". в ней есть и ситуационные задачи, тесты для текущго контроля , рабочая тетрадь для студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 416.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище»
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме
Кости мозгового отдела черепа
Дисциплина : Анатомия и физиология человека
Специальность: 060501 лечебное дело
Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.
2013 год
«Одобрена» Цикловой методической комиссией Общелечебных дисциплин Председатель _________/Мурзаева Е.С/ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности Заместитель директора по учебной части __________/Полянских О.В |
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК
«_______» _________________2013год
Протокол № ________
Автор: Иванова О.В.
Преподаватель дисциплины анатомия и физиология человека
Тема: Кости мозгового отдела черепа
Специальность 060101 (лечебное дело)
Курс первый группа 103
Семестр первый
Практическое занятие - 2 часа
Внеаудиторная работа - 2 часа
Самостоятельная работа студентов (СРС) - 2 часа
Контроль по теме - текущий (тест)
Вид самостоятельной работы:
- Работа с учебными текстами.
- Заполнение рабочей тетради. Подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации.
- Изучить возрастные изменения черепа в первые годы жизни, в зрелом и старческом возрасте.
Внеаудиторная работа:
Решить задачи:
- С какими соседними полостями черепа и через какие отверстия сообщаются крыловидно- нёбная ямка, вследствие чего патологические процессы в ней очень опасны для человека?
- Что такое роднички черепа новорожденного и каково их функциональное значение?
- Как следует называть воспаление околоносовых придаточных пазух носа, исходя из латинских обозначений (терминов) соответствующих воздухоносных костей черепа: лобной, клиновидной, решётчатой, верхнечелюстной, а также воспаление воздухоносных ячеек (пещеры) сосцевидного отростка височной кости?
Критерии и правила оценки
1.Текущий контроль:
Практических занятий:
- устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
- тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);
- рисунки, решение типовых и ситуационных задач (оформляется в альбоме и сдается преподавателю в конце каждого занятия);
- проверка оформления результатов занятий (оформление альбома проверяется преподавателем в конце каждого занятия).
2. Практическое занятие
а) устный опрос –
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «отлично»
- правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «хорошо»
- неполный ответ с некоторыми неточностями – «удовлетворительно»
- нет ответа – «неудовлетворительно».
б) тестирование
- 86-100 % - «отлично»
- 75-85% - «хорошо»
- 60-74% - «удовлетворительно»
- меньше 60 % - «неудовлетворительно».
в) оформление тетради.
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, все задания выполнены правильно, даны верные ответы тетрадь оформлена на 100% – «Отлично»
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены, но есть незначительные ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 70% – «хорошо»;
- рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки задания выполнены, но есть грубые ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 50% – «удовлетворительно»;
- неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания, тетрадь оформлена менее, чем на 50%- «неудовлетворительно».
Внеаудиторная самостоятельная работа
- - оценка выставляется соответственно критериям каждой формы СРС
Технологическая карта занятия
Дисциплина Анатомия и физиология человека.
Специальность лечебное дело 060101 курс первый группа 103
Тема занятия: Кости мозгового отдела
Количество часов 2 часа
Вид занятия практическое занятие
Цели занятия: изучить и знать анатомию костей мозгового отдела черепа
Задачи:
Дидактическая:
- приобретение и усвоение знаний студентов по теме
- формирование умений систематизировать информацию по данной теме;
- сформировать знания о строении костей мозгового отдела черепа.
Развивающая:
- развивать умения анализировать,
- обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная:
- прививать навыки коммуникативного общения,
- совершенcтвовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам.
- воспитывать самостоятельное мышление,
Внутрипредметные связи: общая биология, зоология.
Межпредметные связи: химия, терапия, патология, педиатрия.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- Методические рекомендации к практической работе для преподавателя и для студентов.
- Рабочая тетрадь для самостоятельной работы.
- таблицы «Кости мозгового отдела черепа»
- муляжи костей мозгового отдела
Материально-техническое обеспечение занятия:
- интерактивная энциклопедия «Моё тело» ;
- мультимедийный комплекс ;
- презентация «Кости мозгового отдела».
Литература:
Основная
- Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год.
- М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.
- И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.
Дополнительная
- А.О. кондрашев, О.А. Каплунова Нормальная анатомия человека в тестах – М., : Эксмо, 2008год.- 256с.: ил. – (Медицинское образование).
Ход занятия
Содержание занятия
№ | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Организационный момент - 2минуты
Сообщение темы и целей занятия –1 минута Тема занятия: анатомия и физиология костей мозгового отдела черепа. Цель: изучить и знать анатомию костей мозгового отдела черепа. Контроль знаний по теме «Кости лицевого отдела» -15 минут
Педагогический показ – 15 минут Продемонстрировать череп, его мозговой отдел и отдельные кости:
Самостоятельная работа (работа в группах) –45 минут.
Конечный контроль уровня усвоения материала и оценка практических навыков -15 минут. (Приложение №2) Подведение итогов -5минут . Выставление отметок с учётом участия в ответах каждого студента на занятии выполнения всех видов работы, согласно критериям и правилам оценки. Для учёта активности участия каждого студента на практическом занятии используется карточка учёта студента (приложение№3). Домашнее задание – 5 минут: Учебный материал - стр.88-96 учебник, лекция. Внеаудиторная работа
|
Рабочая тетрадь по анатомии
и физиологии человека
обучающихся для практических занятий по теме «Анатомия и физиология костей мозгового отдела черепа».
Студент (ка) _______________________________
Фамилия, имя
курс ___________
группа_____________
Дисциплина : анатомия и физиология человека
Специальность: лечебное дело.
Составил: преподаватель дисциплины анатомия и физиология человека
Иванова О.В.
2013год
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь содержит планы практического занятия, схемы, рисунки, иллюстрирующие материал лекционного курса по анатомии лицевого черепа . Для проработки темы к каждому рисунку даются задания и методические указания к ним. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебной программой.
«Одобрена» Цикловой методической комиссией Общемедицинских дисциплин Председатель ___________ /Мурзаева Е.С./ | Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060101 Заместитель директора по учебной части __________/Полянских О.В |
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК
«_______» _________________2013год
Автор: Иванова О.В.
Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека
Практическое занятие 6
Тема: Анатомия костей мозгового отдела
ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения затылочной, теменной, лобной, решетчатой костей для изучения последующих тем по остеологии, центральной и периферической нервных систем и ангиологии, а также травматологии неврологии и других клинических дисциплин, строение височной кости, ход каналов височной кости, строение клиновидной кости, для последующего применения полученных знаний при изучении черепа в целом, среднего и внутреннего уха, ангионеврологии а также стоматологии и других клинических дисциплин.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Для усвоения темы студенты должны знать развитие черепа в фило- и онтогенезе, периоды роста черепа, темпы окостенения отдельных костей черепа, отделы черепа, строение костей свода и основания черепа.
Обучающему необходимо:
Знать:
а) отделы черепа;
б) кости, входящие в состав мозгового и лицевого черепа;
в) строение затылочной, теменной, лобной и решетчатой костей;
г) части височной кости, детали строения;
д) топографию каналов височной кости, образование входных и выходных отверстий;
е) функциональные особенности отделов височной кости;
ж) строение клиновидной кости;
Уметь:
а) ставить в правильное анатомическое положение затылочную, лобную, теменную и решетчатую кости;
б) отличать правую теменную кость от левой;
в) называть и показывать на препаратах детали строения лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей;
г) ориентироваться в положении костей на целом черепе;
д) находить на рентгеновских снимках детали строения изучаемых костей.
е) определять положение височной и клиновидной костей в черепе;
д) показывать на препаратах и описывать ход каналов височной кости;
ж) называть и показывать на препартах детали строения височной и клиновидной костей.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
- Изучите, используя муляжи, плакаты, текст учебника и рисунки учебника строение:
а) затылочной кости
При изучении непарной затылочной кости найдите:
- 4 части – базилярную (основная), латеральную (2), затылочную чешую;
- Затылочное отверстие;
- Желоб внутренней поверхности базилярной части;
- Затылочные мыщелки (на латеральных частях);
- Каналы подъязычного нерва (в основании мыщелков).
б) клиновидной кости
При изучении клиновидной кости найдите:
- Тело и три парных отростка (большие и малые крылья, клиновидные отростки);
- Ямку для гипофиза (турецкое седло);
- Клиновидную пазуху;
- Зрительный канал;
- Три отверстия(круглое, овальное , остистое);
в) лобной кости
При изучении лобной кости найдите:
- Лобную чешую, носовую и глазничную части;
- Лобные бугры, надбровные дуги и надпереносье (глабеллу);
- Лобную пазуху.
г)височной кости
При изучении височной кости найдите:
- Три части: пирамида(каменистая часть0, барабанная, чешуйчатая;
- На пирамиде три поверхности: переднюю, заднюю, нижнюю;
- Крышу барабанной полости (участок между возвышением передней части пирамиды и чешуйчатой частью);
- Внутренне слуховое отверстие (задняя поверхность пирамиды);
- Наружное отверстие сонного канала (на нижней поверхности пирамиды);
- Шиловидный отросток и шилососцевидное отверстие;
- Слуховое отверстие (на барабанной части);
- Сосцевидный отросток;
- Скуловой отросток (чешуйчатая часть);
- Овальную нижнечелюстную ямку и суставной бугорок.
д) теменной кости
При изучении теменной кости найдите:
- Поверхности (внутренняя, наружная);
- Теменной бугор;
- Края (лобный, затылочный, сагиттальный, чешуйчатый);
- Углы (лобный, клиновидный, затылочный, сосцевидный).
- Изучите череп как целое, используя внутреннее и наружное основание черепа, целый череп, плакаты, текст учебника, рисунки.
Найдите:
а) на внутреннем основании
- Переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки;
- Покажите их границы и образующие их кости;
- Сделайте подписи к «немым рисункам». Назовите данную кость. (рисунки взяты из атласа)
А
Б
В
Г
Д
Е
Приложение2
Тест по теме Скелет головы , скелет туловища.
- Гайморова пазуха расположена в кости:
1.Решетчатой
2.Клиновидной
3.верхней челюсти
4.нижней челюсти
- Верхняя и средняя носовые раковины – структуры кости:
1.Височной
2.Затылочной
3.Решетчатой
4.Клиновидной
- Число позвонков в позвоночном столбе:
1.7
2.12
3.34
4.46
- Второй шейный позвонок:
1.Атлант
2.Осевой
3.Затылочный
4.Остистый
- Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:
- височные и затылочные
- скуловые и челюстные
- теменные и височные
- лобная и затылочная
- Грудной отдел позвоночника состоит из:
- 8 позвонков
- 12 позвонков
- 5 позвонков
- 7 позвонков
- Что защищает от повреждений спинной мозг?
- черепная коробка
- позвоночник
- грудная клетка
- лопатки
- Сколько изгибов образует позвоночник человека?
- один
- два
- три
- четыре
- Какой отдел позвоночника образован пятью позвонками:
- шейный
- поясничный
- крестцовый
- копчиковый
- Какая из костей черепа соединена с остальными подвижно?
- лобная
- затылочная
- верхнечелюстная
- нижнечелюстная
Выберите три правильных ответа.
- Костями черепа являются
- скуловая кость
- ключица
- теменная кость
- большая берцовая кость
- плечевая кость
- нижняя челюсть
- К лицевому отделу скелета головы относятся
- скуловая кость
- теменная
- носовая кость
- затылочная
- ключица
- нижнечелюстная кость
Установите последовательность
13. Установите последовательность расположения отделов позвоночника
А. крестцовый
Б. шейный
В. грудной
Г. копчиковый
Д. поясничный
14.Что входит в состав позвонка:
1) тело, семь отростков;
2) тело, дуга, позвоночное отверстие, семь отростков;
3) тело, шейка, головка;
4) тело, шейка, остистый отросток
15.Скелет туловища составляет:
1) позвоночный столб и грудная клетка;
2) череп, позвоночный столб и грудная клетка;
3) позвоночный столб и грудная клетка, таз, кости нижних конечностей;
4) все ответы верны;
16.Что отличает шейные позвонки от других позвонков?
1) наличие отверстия поперечного отростка, остистые отростки раздвоены на конце;
2) остистые отростки направлены косо вниз, имеются суставные поверхности для головок ребер;
3) остистые отростки направлены перпендикулярно;
4) все ответы верны;
17.Какие виды ребер различают у человека?
1) 5 истинных, 5 ложных, 2 колеблющихся;
2) 7 истинных, 3 ложных и 2 колеблющихся;
3) 10 истинных, 2 ложных;
4) 12 истинных;
18. Какие ребра называют ложными?
1) ребра, которые заканчиваются в мышцах брюшного пресса;
2) ребра, которые соединяются с грудиной;
3) ребра, которые соединяются с хрящом вышележащего ребра;
4) нет правильного ответа;
19. Какие ребра называют истинными?
1) ребра, которые заканчиваются в мышцах брюшного пресса;
2) ребра, которые соединяются с грудиной;
3) ребра, которые соединяются с хрящом вышележащего ребра;
4) нет правильного ответа;
20. Из каких частей состоит грудина?
1) рукоятка, тело, мечевидный отросток;
2) тело, шейка, хвост;
3) верхняя часть и нижняя часть;
4) тело, хвост;
21. Из каких частей состоит скелет головы?
1) мозговой и лицевой отдел;
2) передней, средней и нижней части;
3) верхней и нижней части;
4) все верно;
22. К лицевому отделу черепа относится кость:
1) теменная
2) сошник
3) височная
4) затылочная
23.. Нижний носовой ход сообщается с:
1) гайморовой пазухой
2) клиновидной пазухой
3) лобной пазухой
4) носослезным каналом
24.. Турецкое седло- структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) решетчатой
4) клиновидной
25. Канал подъязычного нерва располагается в кости:
1) затылочной
2) решетчатой
3) клиновидной
4) височной
26. Кость свода черепа:
1) верхняя челюсть
2) нижняя челюсть
3) теменная
4) подъязычная
27Лордоз встречается в отделе позвоночника:
1) шейном
2) грудном
3) крестцовом
4) грудном и крестцовом
28.Канал для прохождения позвоночной артерии имеется у позвонков:
1) грудных
2) поясничных
3) шейных
4) крестцовых
29. Сосцевидный отросток-структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) клиновидной
4) теменной
30. Какая кость имеет пирамиду
1. затылочная
2. височная
3. скуловая
4. теменная
Приложение№3 .
Карточка учёта студента __________________________________ /Ф.И/
Методы | ||||
Фронтальная и индивидуальная беседа | Самостоятельная работа | Практические навыки | ||
Оформление альбома | Рабочая тетрадь | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-332148-1383638049.jpg)
Рисунок учебного черепа.
Рисунок учебного черепа. Конструкция предметов и черепа особенно не специаллистам даётся с трудом. Осознание светотеневого решения графики приходит медленно. Дети с художественным видением выполняют э...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-397179-1391661123.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по предмету: «Анатомия и физиология» Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»060102 «АК...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-445977-1399548388.jpg)
Темекі тартқаның өзіңді құртқаның
Оқушыларды зиянды әдеттерден бойын аулақ ұстауға, салауатты өмір салтын сақтауға, темекі шегудің денсаулыққа қауіпті екендігі туралы мағлұмат беріп, ойларын ашық айтуға үйрету, шығармашылық белсенділі...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177413-1357991291.jpg)
Контрольная работа по ботанике "отдел Моховидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные"
В контрольной представлены задания трёх типов. Тестовые зыдыния, задания на выбор трёх правильных ответов. Задания на соответсвие и на могообразие....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/11/picture-671774-1644593222.jpg)
Контроль күчереп язу.
Татар теле-илебез халыклары телләре арасында бай тарихлы телләрнең берсе.Җир йөзендәге халыкларның телләре бик күп төрле. Ләкин һәркемнең дә башка телл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-205975-1570092131.jpg)
Анатомия для художников (мозговой отдел черепа)
Презентация по пластической анатомии, в которой описываются анатомичские особенности костей мозгового отдела черепа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-1276891-1602339011.jpg)
Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".
Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...