Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме Кости мозгового отдела черепа
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка для преподавателей СПО медицинского направления . Она используется на практической работе по теме "Кости лицевого отдела". в ней есть и ситуационные задачи, тесты для текущго контроля , рабочая тетрадь для студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка для преподавателя тема: "Кости лицевого отдела" | 416.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище»
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме
Кости мозгового отдела черепа
Дисциплина : Анатомия и физиология человека
Специальность: 060501 лечебное дело
Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.
2013 год
«Одобрена» Цикловой методической комиссией Общелечебных дисциплин Председатель _________/Мурзаева Е.С/ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности Заместитель директора по учебной части __________/Полянских О.В |
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК
«_______» _________________2013год
Протокол № ________
Автор: Иванова О.В.
Преподаватель дисциплины анатомия и физиология человека
Тема: Кости мозгового отдела черепа
Специальность 060101 (лечебное дело)
Курс первый группа 103
Семестр первый
Практическое занятие - 2 часа
Внеаудиторная работа - 2 часа
Самостоятельная работа студентов (СРС) - 2 часа
Контроль по теме - текущий (тест)
Вид самостоятельной работы:
- Работа с учебными текстами.
- Заполнение рабочей тетради. Подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации.
- Изучить возрастные изменения черепа в первые годы жизни, в зрелом и старческом возрасте.
Внеаудиторная работа:
Решить задачи:
- С какими соседними полостями черепа и через какие отверстия сообщаются крыловидно- нёбная ямка, вследствие чего патологические процессы в ней очень опасны для человека?
- Что такое роднички черепа новорожденного и каково их функциональное значение?
- Как следует называть воспаление околоносовых придаточных пазух носа, исходя из латинских обозначений (терминов) соответствующих воздухоносных костей черепа: лобной, клиновидной, решётчатой, верхнечелюстной, а также воспаление воздухоносных ячеек (пещеры) сосцевидного отростка височной кости?
Критерии и правила оценки
1.Текущий контроль:
Практических занятий:
- устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
- тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);
- рисунки, решение типовых и ситуационных задач (оформляется в альбоме и сдается преподавателю в конце каждого занятия);
- проверка оформления результатов занятий (оформление альбома проверяется преподавателем в конце каждого занятия).
2. Практическое занятие
а) устный опрос –
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «отлично»
- правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «хорошо»
- неполный ответ с некоторыми неточностями – «удовлетворительно»
- нет ответа – «неудовлетворительно».
б) тестирование
- 86-100 % - «отлично»
- 75-85% - «хорошо»
- 60-74% - «удовлетворительно»
- меньше 60 % - «неудовлетворительно».
в) оформление тетради.
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, все задания выполнены правильно, даны верные ответы тетрадь оформлена на 100% – «Отлично»
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены, но есть незначительные ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 70% – «хорошо»;
- рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки задания выполнены, но есть грубые ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 50% – «удовлетворительно»;
- неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания, тетрадь оформлена менее, чем на 50%- «неудовлетворительно».
Внеаудиторная самостоятельная работа
- - оценка выставляется соответственно критериям каждой формы СРС
Технологическая карта занятия
Дисциплина Анатомия и физиология человека.
Специальность лечебное дело 060101 курс первый группа 103
Тема занятия: Кости мозгового отдела
Количество часов 2 часа
Вид занятия практическое занятие
Цели занятия: изучить и знать анатомию костей мозгового отдела черепа
Задачи:
Дидактическая:
- приобретение и усвоение знаний студентов по теме
- формирование умений систематизировать информацию по данной теме;
- сформировать знания о строении костей мозгового отдела черепа.
Развивающая:
- развивать умения анализировать,
- обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная:
- прививать навыки коммуникативного общения,
- совершенcтвовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам.
- воспитывать самостоятельное мышление,
Внутрипредметные связи: общая биология, зоология.
Межпредметные связи: химия, терапия, патология, педиатрия.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- Методические рекомендации к практической работе для преподавателя и для студентов.
- Рабочая тетрадь для самостоятельной работы.
- таблицы «Кости мозгового отдела черепа»
- муляжи костей мозгового отдела
Материально-техническое обеспечение занятия:
- интерактивная энциклопедия «Моё тело» ;
- мультимедийный комплекс ;
- презентация «Кости мозгового отдела».
Литература:
Основная
- Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год.
- М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.
- И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.
Дополнительная
- А.О. кондрашев, О.А. Каплунова Нормальная анатомия человека в тестах – М., : Эксмо, 2008год.- 256с.: ил. – (Медицинское образование).
Ход занятия
Содержание занятия
№ | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Организационный момент - 2минуты
Сообщение темы и целей занятия –1 минута Тема занятия: анатомия и физиология костей мозгового отдела черепа. Цель: изучить и знать анатомию костей мозгового отдела черепа. Контроль знаний по теме «Кости лицевого отдела» -15 минут
Педагогический показ – 15 минут Продемонстрировать череп, его мозговой отдел и отдельные кости:
Самостоятельная работа (работа в группах) –45 минут.
Конечный контроль уровня усвоения материала и оценка практических навыков -15 минут. (Приложение №2) Подведение итогов -5минут . Выставление отметок с учётом участия в ответах каждого студента на занятии выполнения всех видов работы, согласно критериям и правилам оценки. Для учёта активности участия каждого студента на практическом занятии используется карточка учёта студента (приложение№3). Домашнее задание – 5 минут: Учебный материал - стр.88-96 учебник, лекция. Внеаудиторная работа
|
Рабочая тетрадь по анатомии
и физиологии человека
обучающихся для практических занятий по теме «Анатомия и физиология костей мозгового отдела черепа».
Студент (ка) _______________________________
Фамилия, имя
курс ___________
группа_____________
Дисциплина : анатомия и физиология человека
Специальность: лечебное дело.
Составил: преподаватель дисциплины анатомия и физиология человека
Иванова О.В.
2013год
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь содержит планы практического занятия, схемы, рисунки, иллюстрирующие материал лекционного курса по анатомии лицевого черепа . Для проработки темы к каждому рисунку даются задания и методические указания к ним. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебной программой.
«Одобрена» Цикловой методической комиссией Общемедицинских дисциплин Председатель ___________ /Мурзаева Е.С./ | Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060101 Заместитель директора по учебной части __________/Полянских О.В |
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК
«_______» _________________2013год
Автор: Иванова О.В.
Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека
Практическое занятие 6
Тема: Анатомия костей мозгового отдела
ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения затылочной, теменной, лобной, решетчатой костей для изучения последующих тем по остеологии, центральной и периферической нервных систем и ангиологии, а также травматологии неврологии и других клинических дисциплин, строение височной кости, ход каналов височной кости, строение клиновидной кости, для последующего применения полученных знаний при изучении черепа в целом, среднего и внутреннего уха, ангионеврологии а также стоматологии и других клинических дисциплин.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Для усвоения темы студенты должны знать развитие черепа в фило- и онтогенезе, периоды роста черепа, темпы окостенения отдельных костей черепа, отделы черепа, строение костей свода и основания черепа.
Обучающему необходимо:
Знать:
а) отделы черепа;
б) кости, входящие в состав мозгового и лицевого черепа;
в) строение затылочной, теменной, лобной и решетчатой костей;
г) части височной кости, детали строения;
д) топографию каналов височной кости, образование входных и выходных отверстий;
е) функциональные особенности отделов височной кости;
ж) строение клиновидной кости;
Уметь:
а) ставить в правильное анатомическое положение затылочную, лобную, теменную и решетчатую кости;
б) отличать правую теменную кость от левой;
в) называть и показывать на препаратах детали строения лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей;
г) ориентироваться в положении костей на целом черепе;
д) находить на рентгеновских снимках детали строения изучаемых костей.
е) определять положение височной и клиновидной костей в черепе;
д) показывать на препаратах и описывать ход каналов височной кости;
ж) называть и показывать на препартах детали строения височной и клиновидной костей.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
- Изучите, используя муляжи, плакаты, текст учебника и рисунки учебника строение:
а) затылочной кости
При изучении непарной затылочной кости найдите:
- 4 части – базилярную (основная), латеральную (2), затылочную чешую;
- Затылочное отверстие;
- Желоб внутренней поверхности базилярной части;
- Затылочные мыщелки (на латеральных частях);
- Каналы подъязычного нерва (в основании мыщелков).
б) клиновидной кости
При изучении клиновидной кости найдите:
- Тело и три парных отростка (большие и малые крылья, клиновидные отростки);
- Ямку для гипофиза (турецкое седло);
- Клиновидную пазуху;
- Зрительный канал;
- Три отверстия(круглое, овальное , остистое);
в) лобной кости
При изучении лобной кости найдите:
- Лобную чешую, носовую и глазничную части;
- Лобные бугры, надбровные дуги и надпереносье (глабеллу);
- Лобную пазуху.
г)височной кости
При изучении височной кости найдите:
- Три части: пирамида(каменистая часть0, барабанная, чешуйчатая;
- На пирамиде три поверхности: переднюю, заднюю, нижнюю;
- Крышу барабанной полости (участок между возвышением передней части пирамиды и чешуйчатой частью);
- Внутренне слуховое отверстие (задняя поверхность пирамиды);
- Наружное отверстие сонного канала (на нижней поверхности пирамиды);
- Шиловидный отросток и шилососцевидное отверстие;
- Слуховое отверстие (на барабанной части);
- Сосцевидный отросток;
- Скуловой отросток (чешуйчатая часть);
- Овальную нижнечелюстную ямку и суставной бугорок.
д) теменной кости
При изучении теменной кости найдите:
- Поверхности (внутренняя, наружная);
- Теменной бугор;
- Края (лобный, затылочный, сагиттальный, чешуйчатый);
- Углы (лобный, клиновидный, затылочный, сосцевидный).
- Изучите череп как целое, используя внутреннее и наружное основание черепа, целый череп, плакаты, текст учебника, рисунки.
Найдите:
а) на внутреннем основании
- Переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки;
- Покажите их границы и образующие их кости;
- Сделайте подписи к «немым рисункам». Назовите данную кость. (рисунки взяты из атласа)
А Б
В
Г Д
Е
Приложение2
Тест по теме Скелет головы , скелет туловища.
- Гайморова пазуха расположена в кости:
1.Решетчатой
2.Клиновидной
3.верхней челюсти
4.нижней челюсти
- Верхняя и средняя носовые раковины – структуры кости:
1.Височной
2.Затылочной
3.Решетчатой
4.Клиновидной
- Число позвонков в позвоночном столбе:
1.7
2.12
3.34
4.46
- Второй шейный позвонок:
1.Атлант
2.Осевой
3.Затылочный
4.Остистый
- Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:
- височные и затылочные
- скуловые и челюстные
- теменные и височные
- лобная и затылочная
- Грудной отдел позвоночника состоит из:
- 8 позвонков
- 12 позвонков
- 5 позвонков
- 7 позвонков
- Что защищает от повреждений спинной мозг?
- черепная коробка
- позвоночник
- грудная клетка
- лопатки
- Сколько изгибов образует позвоночник человека?
- один
- два
- три
- четыре
- Какой отдел позвоночника образован пятью позвонками:
- шейный
- поясничный
- крестцовый
- копчиковый
- Какая из костей черепа соединена с остальными подвижно?
- лобная
- затылочная
- верхнечелюстная
- нижнечелюстная
Выберите три правильных ответа.
- Костями черепа являются
- скуловая кость
- ключица
- теменная кость
- большая берцовая кость
- плечевая кость
- нижняя челюсть
- К лицевому отделу скелета головы относятся
- скуловая кость
- теменная
- носовая кость
- затылочная
- ключица
- нижнечелюстная кость
Установите последовательность
13. Установите последовательность расположения отделов позвоночника
А. крестцовый
Б. шейный
В. грудной
Г. копчиковый
Д. поясничный
14.Что входит в состав позвонка:
1) тело, семь отростков;
2) тело, дуга, позвоночное отверстие, семь отростков;
3) тело, шейка, головка;
4) тело, шейка, остистый отросток
15.Скелет туловища составляет:
1) позвоночный столб и грудная клетка;
2) череп, позвоночный столб и грудная клетка;
3) позвоночный столб и грудная клетка, таз, кости нижних конечностей;
4) все ответы верны;
16.Что отличает шейные позвонки от других позвонков?
1) наличие отверстия поперечного отростка, остистые отростки раздвоены на конце;
2) остистые отростки направлены косо вниз, имеются суставные поверхности для головок ребер;
3) остистые отростки направлены перпендикулярно;
4) все ответы верны;
17.Какие виды ребер различают у человека?
1) 5 истинных, 5 ложных, 2 колеблющихся;
2) 7 истинных, 3 ложных и 2 колеблющихся;
3) 10 истинных, 2 ложных;
4) 12 истинных;
18. Какие ребра называют ложными?
1) ребра, которые заканчиваются в мышцах брюшного пресса;
2) ребра, которые соединяются с грудиной;
3) ребра, которые соединяются с хрящом вышележащего ребра;
4) нет правильного ответа;
19. Какие ребра называют истинными?
1) ребра, которые заканчиваются в мышцах брюшного пресса;
2) ребра, которые соединяются с грудиной;
3) ребра, которые соединяются с хрящом вышележащего ребра;
4) нет правильного ответа;
20. Из каких частей состоит грудина?
1) рукоятка, тело, мечевидный отросток;
2) тело, шейка, хвост;
3) верхняя часть и нижняя часть;
4) тело, хвост;
21. Из каких частей состоит скелет головы?
1) мозговой и лицевой отдел;
2) передней, средней и нижней части;
3) верхней и нижней части;
4) все верно;
22. К лицевому отделу черепа относится кость:
1) теменная
2) сошник
3) височная
4) затылочная
23.. Нижний носовой ход сообщается с:
1) гайморовой пазухой
2) клиновидной пазухой
3) лобной пазухой
4) носослезным каналом
24.. Турецкое седло- структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) решетчатой
4) клиновидной
25. Канал подъязычного нерва располагается в кости:
1) затылочной
2) решетчатой
3) клиновидной
4) височной
26. Кость свода черепа:
1) верхняя челюсть
2) нижняя челюсть
3) теменная
4) подъязычная
27Лордоз встречается в отделе позвоночника:
1) шейном
2) грудном
3) крестцовом
4) грудном и крестцовом
28.Канал для прохождения позвоночной артерии имеется у позвонков:
1) грудных
2) поясничных
3) шейных
4) крестцовых
29. Сосцевидный отросток-структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) клиновидной
4) теменной
30. Какая кость имеет пирамиду
1. затылочная
2. височная
3. скуловая
4. теменная
Приложение№3 .
Карточка учёта студента __________________________________ /Ф.И/
Методы | ||||
Фронтальная и индивидуальная беседа | Самостоятельная работа | Практические навыки | ||
Оформление альбома | Рабочая тетрадь | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисунок учебного черепа.
Рисунок учебного черепа. Конструкция предметов и черепа особенно не специаллистам даётся с трудом. Осознание светотеневого решения графики приходит медленно. Дети с художественным видением выполняют э...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по предмету: «Анатомия и физиология» Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»060102 «АК...
Темекі тартқаның өзіңді құртқаның
Оқушыларды зиянды әдеттерден бойын аулақ ұстауға, салауатты өмір салтын сақтауға, темекі шегудің денсаулыққа қауіпті екендігі туралы мағлұмат беріп, ойларын ашық айтуға үйрету, шығармашылық белсенділі...
Контрольная работа по ботанике "отдел Моховидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные"
В контрольной представлены задания трёх типов. Тестовые зыдыния, задания на выбор трёх правильных ответов. Задания на соответсвие и на могообразие....
Контроль күчереп язу.
Татар теле-илебез халыклары телләре арасында бай тарихлы телләрнең берсе.Җир йөзендәге халыкларның телләре бик күп төрле. Ләкин һәркемнең дә башка телл...
Анатомия для художников (мозговой отдел черепа)
Презентация по пластической анатомии, в которой описываются анатомичские особенности костей мозгового отдела черепа....
Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".
Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...