Среды жизни
презентация к уроку по биологии (7, 11 класс)
Водная среда
Типы растений водной среды
Адаптации растений к водной среде
Животные по типу адаптаций к водной среде
Адаптации животных к водной среде
Наземно-воздушная среда
Особенности наземно-воздушной среды
Адаптации растений и животных к наземно-воздушной среде
Почвенная среда жизни
Особенности почвы как среды жизни:
Типы почв по pH (реакции среды) и составу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredy_zhizni.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм.
Водная среда. Особенности: высокая плотность относительно малое количество света количество кислорода в 20-30 раз меньше, чем в воздухе наличие растворенных солей и газов
Гидробионты — организмы, обитающие в водной среде.
Тип вод Солёность, г/л Пресные воды <0,5 Солоноватые 0,5-16 Соленые >16
Типы растений водной среды Гидрофиты частично погружены в воду Гидатофиты полностью или практически полностью погружены в воду кувшинка ряска водокрас сусак зонтичный стрелолист папирус
Адаптации растений к водной среде Адаптации растений к солёным водам: тело не разделено на органы, изменение состава пигментов: зелёные (хлорофилл) — самые мелководные, бурые (фукоксантин), красные (фикоэритин) — самые глубоководные. Адаптации растений к пресным водам: слабо развитая механическая ткань, аэренхима (воздухоносная ткань), слабо развитые корневая и проводящая системы, листья тонкие и рассеченные, мезофилл не дифференцирован, пыльца/семена с прочной оболочкой для защиты от попадания воды.
Животные по типу адаптаций к водной среде: Планктон Организмы, обитающие в толще воды и передвигающиеся под действием ее тока. Нектон Организмы, обитающие в толще воды и ведущие активный образ жизни. Бентос Организмы, обитающие на дне водоема или в толще донного грунта.
Адаптации животных к водной среде: Планктон увеличение поверхности тела за счет: сплющивания и удлинения формы, развития выростов и щетинок; уменьшение плотности тела в связи с: редукцией скелета, наличием жировых капель пузырьков воздуха слизистых чехлов. Нектон хорошо развитая мускулатура, обтекаемая форма тела, эластичность кожных покровов, наличие на коже чешуи и слизи. Бентос утяжеление тела за счет раковин, хитинизированных покровов, закрепление на дне с помощью органов фиксации или уплощенного тела, зарывание в грунт.
Наземно-воздушная среда
Особенности наземно-воздушной среды Воздух не оказывает почти никакого сопротивления, поэтому оболочка организмов обычно не обтекающая. Большое содержание кислорода в воздухе. Есть климат и времена года. Ближе к земле температура воздуха выше, поэтому большинство видов обитают на равнинах. В атмосфере мало влаги, поэтому организмы селятся ближе к рекам и другим водоёмам. Растения, которые имеют корень, пользуются минеральными веществами, находящимися в почве и частично находятся в почвенной среде. Минимум температуры был зарегистрирован в Антарктиде, который составлял — 89 ° С, а максимум + 59 ° С. Биологическая среда распространена от 2 км ниже ур. м. до 20 км выше ур. м.
Адаптации растений и животных к наземно-воздушной среде Растения ткани, механические ткани для опоры, плотные покровные ткани — перидерма, корка — для защиты, приспособления к опылению, распространению спор, плодов и семян. Животные активный полет (насекомые, птицы), ветер → пассивное расселение (протисты, пауки, насекомые), скелеты — для опоры, относительно малая масса тела для поддержания равновесия и опоры (слон — 5 тонн, кит — 150 тонн), разные типы конечностей в зависимости от рельефа.
Почвенная среда жизни Почва — верхний слой земной коры, обладающий плодородием.
Особенности почвы как среды жизни: низкое содержание кислорода, большая плотность, разные и непостоянные уровни аэрации (насыщенности воздухом) и влажности, содержание минеральных веществ.
Типы почв по pH (реакции среды) и составу по pH по составу кислые (pH<7) песчаные (хуже удерживают влагу, быстрее нагреваются и остывают) нейтральные (pH~7) супесчаные щелочные (pH>7) глинистые (лучше удерживают влагу, медленнее нагреваются и остывают) суглинистые
Адаптации животных и растений к почвенной среде Адаптации растений корневая система, проводящие ткани Адаптации животных различные способы передвижения: рытье ходов и нор, прокладывание ходов, раздвижение почвенных частиц, копательные конечности и коготки, гидростатический скелет (у кольчатых червей), короткое компактное тело, ненамокающие покровы или слизистое покрытие, атрофия или недоразвитие органов зрения, способность шерсти укладываться в разных направлениях (у кротов).
Живой организм как среда жизни
Виды взаимоотношений между организмами Облигатный симбиоз — взаимовыгодное сотрудничество организмов разных видов, без которого невозможно их существование. Факультативный симбиоз — взаимовыгодное сотрудничество, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. Комменсализм — сотрудничество, при котором организм одного вида получает выгоду, второго — не получает ни пользы, ни вреда. Паразитизм — сотрудничество, при котором организм одного вида извлекает выгоду из этого сотрудничества, нанося вред организму другого вида. Облигатный — организм-сожитель не может существовать без хозяина. Факультативный — организм-сожитель может существовать отдельно от хозяина либо у другого хозяина.
Хозяин — организм, являющийся средой жизни для других организмов. Сожитель — организм, поселяющийся на поверхности или внутри тела другого организма.
Паразитизм: сожитель (паразит) живет за счет хозяина и угнетает его жизнедеятельность.
Преимущества для паразита ограниченность среды во времени и пространстве, трудность распространения от одной особи хозяина к другой, сложности в обеспечении кислородом, защитные реакции организма хозяина. Трудности для паразита обилие легко доступной для усвоения пищи, не требующей перестройки процессов пищеварения, защищенность от непосредственного воздействия абиотических и биотических факторов внешней среды, относительная стабильность условий существования.
Паразиты: Эктопаразиты живут на поверхности тела хозяина: вши, блохи, клещи, клопы. Эндопаразиты живут внутри тела хозяина: малярийный плазмодий, аскарида, власоглав, бычий цепень.
Адаптации эндопаразитов: Малые размеры тела, упрощение внутреннего и внешнего строения: отсутствие органов передвижения, упрощение/отсутствие пищеварительной системы, всасывание питательных элементов всей поверхностью тела, редукция органов чувств, отсутствие приспособлений защиты от врагов, (у паразитических растений) отсутствие фотосинтеза и утрата хлорофилла, потеря вегетативных органов, защитные покровы тела, высокая плодовитость: партеногенез (развитие без оплодотворения), полиэмбриония (много зародышей из одного яйца), бесполое размножение (самки рожают только самок), гермафродитизм (мужская и женская половые системы в одном организме), смена хозяев в жизненном цикле.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среды жизни организмов.
Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...
Среды жизни и местообитания животных
презентация -сопровождение урока природоведения 7 класс по программе Пономаревой...
Биосфера. Среды жизни
Презентация к уроку по теме "Биосфера. Среды жизни" раскрывает суть понятий "биосфера", "окружающая среда", "факторы среды"; знакомит учащихся с различными средами жизни и факторами данных сред....
Презентация к уроку по зоологии: "Среды жизни и места обитания животных". (7 класс)
Данная презентация используется при проведении урока в 7 классе на тему: "Среды жизни и места обитания животных". (учебник под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой)....
Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания
Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....
Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.
Среда обитания (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...
Контроль по темам "Среды жизни", "Факторы среды" 5 класс
Разноуровневые задания контрольной работы выполнены в двух вариантах....