Происхождение и эволюция человека
презентация к уроку по биологии (11 класс)

Говнина Ирина Петровна

Антропогенез

Движущие силы антропогенеза

Основные этапы эволюции человека

Причины развития человека

СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Положение Место человека в зоологической системе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение и эволюция человека

Слайд 2

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного. 2

Слайд 3

Движущие силы антропогенеза БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ Мутации Трудовая деятельность Популяционные волны Общественный образ жизни Дрейф генов Речь Изоляция Мышление Борьба за существование Культура Естественный отбор 3

Слайд 4

Основные этапы эволюции человека ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ 25 МЛН ЛЕТ НАЗАД Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность 9 МЛН ЛЕТ НАЗАД Стадия протантропа . Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий » ( палки , камни , кости). Дальнейшее развитие стадности 2—2,5 МЛН ЛЕТ НАЗАД Человек умелый Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объем мозга 500-800 см 3 . Изготовление первых орудий труда (галечная культура) 4

Слайд 5

Основные этапы эволюции человека ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ 1—1,3 МЛН ЛЕТ НАЗАД Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп — Китай , атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см 3 . Формирование речи. Овладение огнем 200—500 ТЫС ЛЕТ НАЗАД Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский Объем головного мозга 1200—1400 см 3 . Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений 40 ТЫС ЛЕТ НАЗАД Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных 5

Слайд 6

ДРИОПИТЕК Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный ( неандерталец кроманьонец ) Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла) 6

Слайд 7

Дриопитеки 1. жили в тропических лесах Африки на деревьях; 2. питались растительной пищей 25 млн лет назад 7

Слайд 8

Австралопитеки 1. жили в степях и саваннах ; 2. редкая шерсть; 3 . ходили на двух конечностях ; 4. использовали камни и палки для защиты и нападения; 5. питание смешанное 6. орудия труда не делали 9 млн лет назад 8

Слайд 9

Восточная Африка, Великая рифтовая долина 6 миллионов лет назад Ранний австралопитек Orrorin tugenensis 9

Слайд 10

Восточная Африка, впадина Афар 3 миллиона лет назад Грацильный австралопитек Australopithecus afarensis 10

Слайд 11

Южная Африка, район пещер Сварткранс 1,5 миллиона лет назад Массивный австралопитек Paranthropus robustus 11

Слайд 12

Человек умелый Более выраженный половой диморфизм. Более сложные орудия труда и, как следствие, измененная кисть. 2-2,5 млн лет назад 12

Слайд 13

Питекантроп Рост - до 170 см. Зачатки речи Примитивные каменные орудия 1-1,3 млн лет назад 13

Слайд 14

Неандертальцы 1. жили в пещерах ; 2. шили одежду ; 3. добывали огонь ; 4. коллективная охота; 5 . заботились о стариках и калеках ; 6. хоронили умерших 200-500 тыс лет назад 14

Слайд 15

Человек разумный (кроманьонец) 1. современный облик; 2 . сложные орудия труда; 3. жилища из шкур и каменных плит ; 4. появилась религия и искусство ; 5. из рисунков возникла письменность; 6 . началось одомашнивание животных 40 тыс лет назад 15

Слайд 16

Наскальная живопись кроманьонцев 16

Слайд 17

Причины развития человека

Слайд 18

Изменения Причины 1. Переход к полуназемному образу жизни Недостаток еды и места 2. Выход в степи и саванны Сухой климат, леса сменились степями и саваннами 3. Хождение на двух конечностях Открытое пространство (опасно) 18

Слайд 19

Изменения Причины 4. Использование палок и камней Освободились передние конечности 5. Редкая шерсть Открытое пространство (жарко) 6. Смешанное питание Мало сочной растительной пищи 19

Слайд 20

Изменения Причины 7. Изготовление орудий труда Мясная пища, необходимость охотиться 8. Появление речи Коллективная охота, координация действий 9. Одежда, добывание огня Расселение в холодные районы 20

Слайд 21

СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Слайд 22

РУДИМЕНТЫ (более 90) АТАВИЗМЫ 22

Слайд 23

Положение человека в зоологической системе

Слайд 24

Место человека в зоологической системе ТАКСОН ПРИЗНАК Надцарство Эукариоты Клетки содержат ядро Царство Животные Animalia Гетеротрофный тип питания, подвижный образ жизни Тип Хордовые Chordata Хорда у зародыша, Полая нервная трубка на спинной стороне тела, Пищеварительная трубка на брюшной стороне тела, Жаберные щели, Двусторонняя симметрия тела, Расположение сердца на брюшной стороне тела 24

Слайд 25

Место человека в зоологической системе ТАКСОН ПРИЗНАК Подтип Позвоночные Vertebrata Наличие позвоночного столба, черепа, головного и спинного мозга , двух пар конечностей Класс Млекопитающие Mammalia Внутриутробное развитие, вскармливание детенышей молоком , наличие диафрагмы, молочные, сальные и потовые железы, дифференциация зубов на клыки, резцы и коренные, три слуховые косточки в среднем ухе, ушная раковина, волосяной покров , четырехкамерное сердце, одна (левая) дуга аорты 25

Слайд 26

ТАКСОН ПРИЗНАК Подкласс Плацентарные Placentalia Питание зародыша через плаценту Отряд Приматы Primates Верхние конечности хватательного типа, противопоставление большого пальца остальным, папиллярные узоры на кончиках пальцев, ладонях и стопах, наличие ногтей, одна пара молочных желез, смена молочных зубов Место человека в зоологической системе 26

Слайд 27

ТАКСОН ПРИЗНАК Надсемейство Человекообразные Hominoidea Плоские ногти, по два резца в каждой половине челюсти, наличие характерного узора на жевательной поверхности зубов , редукция хвоста, четыре группы крови, поредение волосяного покрова тела, схожие болезни и паразиты, хорошо развитый головной мозг, проявление эмоций Семейство Гоминиды — Hominidae Род Человек — Homo Вид Человек разумный — Homo sapiens L. Место человека в зоологической системе 27

Слайд 28

Конец



Предварительный просмотр:

2. Эволюция человека называется антропогенезом, а наука, изучающая происхождение и развитие человека, - антропологией.

3. Эволюция человека, как и других организмов, происходит под воздействием биологических факторов: мутаций, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора, но также есть и социальные факторы. Благодаря им человек стал наиболее высокоорганизованным существом на планете. Это труд, общественная жизнь, речь, мышление и культура.

4-5. Пропуск

6. Еще Чарльз Дарвин отмечал, что у человека и обезьяны очень много сходств. Как у человека, так и у человекообразных обезьян можно встретить сходные эмоции: гнев,
радость, а также высокую степень заботы о потомстве. У человека, как и у шимпанзе, четыре аналогичные группы крови, срок беременности составляет приблизительно 9 месяцев. Для людей и человекообразных обезьян характерны болезни, которым не подвержены другие млекопитающие: грипп, туберкулез, холера и др. Наконец, генетический материал человека и шимпанзе более чем на 90 % сходен. Правда, уже тогда Дарвин отметил, что ни одна из существующих в то время обезьян прямым предком для человека не являлась. Позже иными учеными было установлено, что общий предок обезьян и человека — это дриопитек.

7. Появились дриопитеки около 25 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, лазали по деревьям и питались только растительной пищей. Начав эволюционировать в южной части Африки, предок дриопитека распространился по всему Африканскому континенту и Аравии, проник в Азию и Европу. В длину он был 60 см и, возможно, имел более длинные передние конечности, с помощью которых передвигался с ветки на ветку, как современные орангутаны и гиббоновые. Объём мозга составлял у дриопитеков 305 см³.

8. Около 9 миллионов лет назад дриопитеки эволюционировали в австралопитеков. Они уже не передвигались по деревьям, а ходили по земле; имели более редкий волосяной покров, использовали камни и палки, а также стали употреблять в пищу мясо животных. Но орудий труда пока не делали.

9. Австралопитеки жили в степях и саваннах.

10. Небольшая группа австралопитеков целый день бродила по саванне в поисках пропитания. Увидев на горизонте темную завесу ливня, они повернули в противоположную сторону и пошли вдоль высохшего русла реки. Там их застала ночь. А под утро животных разбудил глухой, быстро нарастающий грохот, за которым через мгновение последовал огромный поток грязной воды. В его мощном течении 13 австралопитеков, не успевших забраться вверх по склону, погибли. Эту страшную находку, получившую название «Первое семейство», обнаружила международная антропологическая экспедиция, работавшая в Афарской впадине в 1975 году

11. Насекомые, в том числе укрывающиеся в термитнике личинки, были одним из любимых лакомств массивных австралопитеков. Возможно, желание достать их побудило гоминид использовать орудия. Разбивая камнем твердый известковый панцирь термитника, австралопитеки ковыряли в нем палками или длинными костями животных. Их руки и интеллект были уже вполне приспособлены для таких сложных действий

12. 2-2,5 миллиона лет назад появился человек умелый. Около 2,5 – 1,5 млн. лет назад по Южной и Восточной Африке расселились существа, которые умели: изготавливать простейшие орудия труда, обрабатывать гальку для изготовления орудий, научились использовать огонь. Изучение тазовых и бедренных костей свидетельствует о прямохождении Homo habilis.

13. Первые ископаемые останки (три зуба и черепную крышку) архантропов были обнаружены в 1892 году на о. Ява. Питекантроп имел: Рост ~ 170 см Вес – 70 кг Объем головного мозга около 1000 см3 (значительно больше, чем у человека умелого); покатый лоб, над глазницами сплошной сильно выдающийся вперед надглазничный валик использовал каменные орудия труда. Помимо этого, именно у питекантропов появляются зачатки речи.

14. Неандертальцы появились примерно 200-500 тысяч лет назад и были названы по месту первой находки - пещеры Неандерталь во Франции. У них появляются зачатки культуры: они хоронили умерших и заботились о слабых. Кроме этого, они шили примитивную одежду. Жили в пещерах, охотились коллективно и пищу готовили на огне.

15. Человек современного типа - кроманьонец - появился около 40 тысяч лет назад. Уровень организации общества кроманьонцев был достаточно высок. У них были сложные орудия труда, что позволило организовать хозяйство и строить более совершенное жилище. Были одомашнены многие животные, первое - собака. У кроманьонцев появилась религия, искусство и письменность.

16. Наскальная живопись кроманьонцев.

17.

18. 1. Дриопитеки жили на деревьях. Пищи там зачастую не хватало, к тому же было мало места, поэтому со временем дриопитеки эволюционировали и стали вести наземный образ жизни. 2. Из-за изменения климата и более высокого уровня организации люди смогли расселиться в новые экосистемы. 3. Неспособность самостоятельно защититься от хищников привела к тому, что люди стали ходить на двух конечностях, чтобы в двух других держать какие-то защитные приспособления.

19. 4. По этой же причине они стали производить примитивные орудия. 5. Шерсть первоначально выполняла защитную функцию, но с выходом в открытые пространства, где много солнечного света, стала помехой, и волосяной покров стал более редким. 6. В некоторых экосистемах растительной пищи не хватало, либо она была не слишком качественной, поэтому люди перешли на смешанное питание.

20. 7. По этой причине стали появляться первые сложные орудия труда. 8. С достижением более высокого уровня организации общества появилась потребность координировать действия, и появились зачатки речи. 9. С расселением в холодные регионы люди стали делать одежду.

21.

22. О едином происхождении людей и животных свидетельствуют аналогичные, гомологичные органы, а также рудименты и атавизмы. К гомологичным органам, например, относят ноги человека и ноги лошади.  К аналогичным - глаза человека и глаза каракатицы. Рудиментов у человека более 90. К ним относят третье веко, которое свидетельствует о едином с птицами происхождении, мышцы ушной раковины, как у обезьян, или аппендикс, как у копытных. К атавизмам относят, например, излишний волосяной покров, клыки или хвост.

23.

24. На сегодняшний день доказано, что человек является частью зоологической системы. Его относят к надцарству эукариоты (ядерные), так как его наследственная информация хранится в ядре клетки. Подвижный образ жизни и гетеротрофный тип питания позволили отнести человека к царству животные. А такие признаки, как наличие у зародыша хорды, двусторонняя симметрия тела - к типу хордовые.

25. Наличие позвоночного столба, черепа, головного и спинного мозга, двух пар конечностей - к подтипу позвоночные. Человек относится к классу Млекопитающие. У него имеется диафрагма, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные), ушные раковины и др. Человек, как и другие млекопитающие, вскармливает своих детенышей молоком.

26. К подклассу плацентарные человека относят, потому что его зародыш питается через плаценту. Сходство человека с отрядом Приматы обусловлено наличием хорошо развитой пятипалой передней конечности. Для человека, как и для всех приматов, характерно также наличие ключицы и полное разделение лучевой и локтевой костей.
Это дает возможность вращения и разнообразия движений передними конечностями. Большой палец подвижен и противопоставлен остальным. Имеются ногти.  

27. Сходные особенности поведения человека и высших человекообразных обезьян позволяют отнести его к семейству Гоминиды. Для них характерны одни и те же безусловные рефлексы и сходство в формировании условных рефлексов. Как у человека, так и у человекообразных обезьян можно встретить сходные эмоции: гнев, радость, а также высокую степень заботы о потомстве. У человека, как и у шимпанзе, четыре аналогичные группы крови, срок беременности составляет приблизительно 9 месяцев. Для людей и человекообразных обезьян характерны болезни, которым не подвержены другие млекопитающие: грипп, туберкулез, холера и др. Наконец, генетический материал человека и шимпанзе более чем на 90 % сходен.  

28. конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Происхождение и эволюция человека"

Применяется в курсе биологии 11 класса. Подробно рассмотрены все этапы эволюции человека...

к уроку астрономии: Происхождение и эволюция Вселенной

Из творческого наследия Андрея Белого. фрагмент статьи Барабанова НН "Я - естественник" //Физика, 2004 год, №1....

Технологическая карта по теме "Происхождение и эволюция человека"

Использование данных карт на уроках биологии позволяет учащимся изучить большой объем материала, систематизировать, изложить с соблюдением принципа логичности и научности. Способствует развитию метапр...

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность

Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся  име...

Зачет по главе 10 « Происхождение и этапы эволюции человека»

Зачет по главе 10 « Происхождение и этапы эволюции человека» УМК И.Н. Пономарева...