Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик.
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
разработка урока для учащихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 22.59 КБ |
kosmos.ppt | 591.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик.
Цель урока: узнать о происхождении и эволюции Солнца, других звезд и галактик
Задачи:
Образовательная:
- познакомить обучающихся с процессом возникновения звезд
- приобретение знаний о процессах происходящих в космосе
Развивающая:
- формирование у учеников умения анализировать, образно мыслить и представлять процессы, которые невозможно наблюдать в жизни
Воспитательная:
- Формировать интерес учащихся к изучению физики; астрономии и космическим явлениям
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа с компьютером
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедиа-проектор, экран.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | № слайда |
1 | Организационный момент | Организация начала урока. Приветствие учеников | Приветствуют учителя | |
2 | Озвучивание темы урока | Сообщение темы урока | Узнают тему урока | 1 |
3 | Разговор об актуальности темы | Рассказ о том, что свой современный вид наша Вселенная приобрела в результате множества изменений и преобразований космоса | Рассказывают, что им известно о возникновении звезд, галактик | 1 |
4 | Опрос учеников Что известно им по данной теме. | Задает вопросы: Знаете ли вы, что является стартом для появления новой звезды? Какие пути развития есть у только что появившейся звезды? Как появилось Солнце? | Отвечают на вопросы учителя | 1 |
5 | Просмотр презентации и изложение материала | На основе презентации рассказывает ученикам о возникновении звезд и галактик | Воспринимают материал, рассказываемый учителем | 2-9 |
6 | Опрос учеников по изложенному материалу | Задает вопросы: Какие ядерные реакции происходят в недрах звезд? Выделяется ли энергия при возникновении звезд? Откуда возникают черные дыры? | Отвечают на вопросы учителя | 10 |
7 | Подведение итогов урока | Опрашивает учеников о том, что нового удалось узнать на уроке, понравился ли им урок, что стало для них самым большим открытием | Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями | 10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звезды Звезды различаются по массе, размерам, температуре, светимости. Наружные слои звезд состоят в основном из водорода, а также из гелия, кислорода и других элементов (С, Р, N , Ar , F , Mg и т.д) Звезды субкарлики состоят из более тяжелых элементов: кобальт, скандий, титан, марганец, никель и т.д.
Источником энергии звезд являются термоядерные реакции синтеза. На первом этапе жизни звезды в ее недрах происходит превращение водорода в гелий 4 1 Н → 4 Не Затем гелий превращается в углерод и кислород 3 4 Не→ 12 С 4 4 Не→ 16 О
На следующем этапе топливом являются углерод и кислород, в альфа процессах образуются элементы неона до железа. Дальнейшие реакции захвата заряженных частиц являются эндотермическими, поэтому нуклеосинтез останавливается. Из-за остановки термоядерных реакций нарушается равновесие железного ядра, начинается гравитационное сжатие, часть энергии которого расходуется на распад ядра железа на α-частицы и нейтроны. Этот процесс называется гравитационным коллапсом и протекает около 1 с. В результате резкого повышения температуры в оболочке звезды происходят термоядерные реакции горения водорода, гелия, углерода и кислорода. Выделяется огромное количество энергии, что приводит к взрыву и разлету вещества звезды. Это явление называется сверхновой.
При взрыве сверхновой выделяется энергия, которая придает частицам большое ускорение, потоки нейтронов бомбардируют ядра элементов, которые образовались ранее. В процессе нейтронных захватов с последующим β-излучением происходит синтез ядер элементов тяжелее железа. До этой стадии доходят только наиболее массивные звезды.
Во время коллапса идет образование нейтронов из протонов и электронов по схеме: +1 1 р + -1 0 е → 1 0 n + v Образуется нейтронная звезда. Ядро сверхновой может превратиться в пульсар – ядро, которое вращается с периодом в доли секунды и излучает электромагнитное излучение. Ее магнитное поле достигает колоссальных размеров. Также возможно, что большая часть оболочки преодолевает силу взрыва и падает на ядро. Получая дополнительную массу, нейтронная звезда начинает сжиматься до образования «черной дыры».
Возникновение галактик Согласно современным представлениям наша галактика возникла 14 млрд. лет назад из огромного газового облака, которое состояло из водорода и гелия. В течение 3 млрд. лет облако непрерывно сжималось В результате этого коллапса облако распалось на части, началось звездообразование, о котором уже говорилось выше. Оставшийся газ сжался в тонкий слой, возник звездный диск – основная арена современного звездообразования Когда сжатие прекратилось возникли условия для образования спиральной структуры , возникают звезды 3 поколения. Среди них и наше Солнце Дальнейшую историю ученые представляют так: Запасы межзвездного вещества истощатся, рождение звезд станет менее интенсивным, все запасы в итоге будут исчерпаны, спиральная галактика превратиться в линзообразную, состоящую из красных звезд и белых карликов – сверхплотных звезд малых размеров, представляющих последнюю стадию эволюции звезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция.
Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция....
Современные представления об эволюции органического мира
Презентация "Современные представления об эволюции органического мира " составлена по ученику Пономаревой И.Н. "Основы общей биологии". Материал презентации соответствует материалу параграфа, дополняе...
Электронная презентация к уроку природоведения в 5 классе "Мир звезд. Галактики"
Презентация содержит множество иллюстраций и заданий....
"Звезды, галактики, созвездия"
презентация к уроку в 5 классе "Звезды, галактики, созвездия"...
Методическая разработка урока астрономии "Современные представления о происхождении Солнечной системы"
Методическая разработка урока астрономии «Современные представления о происхождении Солнечной системы»На протяжении многих веков вопрос о происхождении Солнечной системы и Земли волновал п...
Урок №84 Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд (платформа РЭШ) 9Б класс (гуманитарный профиль
В рамках дистанционного обучения разработан план занятий на платформе РЭШ для гуманитарного профиля....
Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.
Конспект урока по физике для учащихся 9 класса по теме: "Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд".Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:1) Основные физические характеристики Солн...