Методическая разработка урока "Направления эволюции" 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 578.31 КБ |
Текстовый материал для индивидуальной работы по заданиям | 12.05 КБ |
текст задания | 13.39 КБ |
Задания | 15.14 КБ |
Лабораторная работа 2 | 12.13 КБ |
Лабораторная работа 2 | 12.58 КБ |
Тест | 12.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борьба за существование Логическая структура дарвинизма Наследственность Изменчивость Способность к неограниченному размножению в геометрической прогрессии Ограниченность жизненных ресурсов Естественный отбор Относительная приспособленность Многообразие видов ? Разные направления эволюционного развития
Главные направления эволюционного процесса и пути их достижения Цель: Изучить главные направления эволюционного процесса Задачи: Знать основные направления эволюции; Понимать их взаимосвязь с факторами эволюции ; Уметь: - отбирать нужную информацию из различных источников; - анализировать информацию по теме; - представлять результаты работы в структурированной форме; - оценивать роль основных направлений эволюции
А.Н.Северцев 1866 - 1936 Разработал теорию эволюционных преобразований органов, выявил основные направления эволюции И.И.Шмальгаузен 1884 - 1963 Разработал теорию стабилизирующего отбора, творчески развил идеи А.А.Северцева об основных направлениях эволюции
Задание 1 1.Познакомиться с определениями направлений эволюционного процесса в формулировке И.И.Шмальгаузена (лист 1) 2.Выявить ( по тексту) основные критерии различий разных направлений эволюции 3.Заполнить графическую схему «Основные направления эволюционного процесса»
Основные направления эволюционного процесса
Ароморфоз ( др.-греч . αἴρω «поднимаю» и μορφή «форма») — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов . Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.
Идиоадаптация (от греч. ίδιος — «свой, своеобразный, особый» и адаптация ), одно из главных направлений эволюции , при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.
Общая дегенерация — одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем. Термин предложен А. Н. Северцовым , считавшим общую дегенерацию одним из основных направлений эволюционного процесса и одним из способов достижения биологического прогресса .
Соотношение направлений эволюции
Задание 2 Выполнить лабораторную работу (лист2 ) «Идиоадаптации у животных и растений»
Цель: выявить идиоадаптации у организмов и объяснить их значение 1 вариант на примере пингвинов 2 вариант на примере одуванчика
Задание 3 Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: А – ароморфоз И – идиоадаптация Д – дегенерация (лист 4) 1. Возникновение многоклеточности 2. Возникновение фотосинтеза 3.Образование пятипалых конечностей 4. Образование ластов 5. Образование у земноводных трехкамерного сердца 6. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади) 7. Удлинение шеи у жирафа 8. Утрата органов кровообращения и пищеварения( у цепня) 9. Возникновение теплокровности
Задание 4 Прочитать текст (лист 5) Установить взаимосвязь главных направлений эволюции с ее движущими силами Сделать вывод о роли направлений эволюции в развитии живой природы
Борьба за существование Логическая структура дарвинизма Наследственность Изменчивость Способность к неограниченному размножению в геометрической прогрессии Ограниченность жизненных ресурсов Естественный отбор Относительная приспособленность Многообразие видов Разные направления эволюции Одновременное существование примитивных и высокоорганизованных форм
Задание 5 Способы достижения биологического прогресса 1 . Познакомиться по тексту ( лист 6) с отрывками работ И.И.Шмальгаузена. 2. Выписать в тетрадь -определение способа, -его графическое изображение, -вывод
Выводы по теме урока 1. Основными направлениями эволюции являются биологический прогресс, биологический регресс и биологическая стабилизация. Главные пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация
Выводы по теме урока 2. Направления эволюции органического мира, сочетаясь и сменяя друг друга, в целом приводят к усложнению прогрессивной направленности развития живой природы, к возникновению целесообразности организмов – их соответствия условиям обитания и способности меняться по мере изменения этих условий.
Предварительный просмотр:
Основные направления эволюционного процесса
«Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организма возрастает. Объективными показателями биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И.И. Шмальгаузен)
«Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа идет навстречу вымиранию» (И.И. Шмальгаузен)
«Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения»
(И.И. Шмальгаузен)
Основные направления эволюционного процесса
«Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организма возрастает. Объективными показателями биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И.И. Шмальгаузен)
«Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа идет навстречу вымиранию» (И.И. Шмальгаузен)
«Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения»
(И.И. Шмальгаузен)
Предварительный просмотр:
В процессе эволюции происходит чередование относительно кратких периодов ароморфозов и последующих длительных периодов идиоадаптаций или общей дегенерации. В основе ароморфозов лежат наследственные изменения, поднимающие организмы на более высокий уровень организации, при котором возможно проникновение в новую среду обитания и установления новых связей с ее элементами. Движущая форма естественного отбора, обеспечивающая возникновение приспособлений к новым, изменившимся условиям среды, характерна для малоспециализированных групп, которые обладают широким размахом наследственной изменчивости.
В ходе дальнейшей эволюции под действием дизруптивного и стабилизирующего отбора, появляются идиоадаптации, ведущие к расселению группы по различным экологическим нишам. В результате постепенно возрастает специализация и снижается возможность выхода в новые экологические ниши. Иначе говоря, крупные эволюционные перестройки (ароморфозы), как правило, происходят при участии малоспециализированных, примитивных для данного уровня организации групп организмов.
При переходе организмов в простые условия формирование частных приспособлений сопровождается упрощением строения. Общая дегенерация всегда вторична по отношению к прогрессивному развитию, так как всякое упрощение предполагает некоторый уровень исходной сложности.
Направления эволюции органического мира, сочетаясь и сменяя друг друга, в целом приводят к усложнению прогрессивной направленности развития живой природы, к возникновению целесообразности организмов – их соответствия условиям обитания и способности меняться по мере изменения этих условий.
В процессе эволюции происходит чередование относительно кратких периодов ароморфозов и последующих длительных периодов идиоадаптаций или общей дегенерации. В основе ароморфозов лежат наследственные изменения, поднимающие организмы на более высокий уровень организации, при котором возможно проникновение в новую среду обитания и установления новых связей с ее элементами. Движущая форма естественного отбора, обеспечивающая возникновение приспособлений к новым, изменившимся условиям среды, характерна для малоспециализированных групп, которые обладают широким размахом наследственной изменчивости.
В ходе дальнейшей эволюции под действием дизруптивного и стабилизирующего отбора, появляются идиоадаптации, ведущие к расселению группы по различным экологическим нишам. В результате постепенно возрастает специализация и снижается возможность выхода в новые экологические ниши. Иначе говоря, крупные эволюционные перестройки (ароморфозы), как правило, происходят при участии малоспециализированных, примитивных для данного уровня организации групп организмов.
При переходе организмов в простые условия формирование частных приспособлений сопровождается упрощением строения. Общая дегенерация всегда вторична по отношению к прогрессивному развитию, так как всякое упрощение предполагает некоторый уровень исходной сложности.
Направления эволюции органического мира, сочетаясь и сменяя друг друга, в целом приводят к усложнению прогрессивной направленности развития живой природы, к возникновению целесообразности организмов – их соответствия условиям обитания и способности меняться по мере изменения этих условий.
Предварительный просмотр:
Способы достижения биологического прогресса
Дивергенция лежит в основе всего эволюционного процесса. Дивергенция означает независимое приобретение родственными организмами различных признаков. Ход дивергентной эволюции можно представить в виде такой схемы(И.И. Шмальгаузен)
Aʹ1 (abcd) Aʹ2 (abfg)
A1 (abc) A2 (abf)
A (ab)
Допустим, что потомки организма А, характеризующегося признаками abпопадают в разные условия и в результате получают новые признаки (cd и fg). Разошедшиеся формы Аʹ1 и А ʹ2 обладают с одной стороны, сходными признаками ab, указывающими на общность их происхождения, и, с другой стороны, различными признаками cd и fg, свидетельствующими о приспособлении к различным условиям среды. Следовательно, при дивергенции, сходство объясняется родством, а различия – приспособлением к разной среде.
Параллелизм – тип эволюционных изменений, который отражает независимое приобретение сходных признаков родственными организмами. Обратите внимание на следующую схему (И.И.Шмальгаузен):
A2 1(abcde) A 22 (abfge)
A 11 (abcg) A 22 (abfg)
A1 (abc) A2 (abf)
A (ab)
Допустим, что потомки организма, характеризующегося признаками ab, разошлись в разные среды и дали начало различным формам А1 и А2, связанным тесным родством. Дальнейшая их эволюция, идет, однако, в сходной обстановке и приводит к независимому приобретению обеими формами новых сходных приспособительных признаков g, e. Новые параллельные формы А12 и А22, обладают глубоко сходными признаками ab указывающими на общность происхождения и чертами сходства, приобретенными независимо друг от друга в сходной обстановке,-ge. Только признаки c и f , обеспечивающие начальную дивергенцию, оказываются различными в двух параллельных рядах Таким образом, при параллельном развитии сходство объясняется общностью происхождения и приспособлением к сходной среде, а различия - начальным расхождением признаков.
Конвергенция означает независимое приобретение сходных признаков неродственными организмами. Допустим, что потомки разных по происхождению организмов А и В , характеризующихся различными признаками ab и mn, попали в сходную жизненную обстановку и в результате приспособления к ней приобрели известные черты сходства – g, e. Иными словами при конвергенции сходство объясняется приспособлением к сходной среде, а различия – разным происхождением, т.е. отсутствием близкого родства. А11 (abge) B11 (mnge)
A1 (abg) B1 (mng)
A (ab) B (mn)
Предварительный просмотр:
Одуванчик
Одуванчик – род травянистых многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 1000 видов одуванчиков распространено в холодных и умеренных полосах, преимущественно в горных районах Евразии. Некоторые виды этого рода в огромном числе встречаются в садах и парках, на газонах, вдоль дорог.
Русское название «одуванчик» отражает особенность видов этого рода: его плоды с хохолком отлетают от общего цветоложа даже при легком дуновении.
Плоды одуванчика – семянки – имеют летучки – белые волоски, образующиеся из чашелистиков после оплодотворения. Летучка или хохолок приподнята на оттянутой узкой верхушке – носике. Положение хохолка – выше центра тяжести – придает семянкам значительную устойчивость в полете, повышает динамическую подъемную силу, действующую на семянку.
Лабораторная работа Ф.И.
Идиоадаптации у растений
Цель: Выявить идиоадаптации у растения одуванчика на примере особенности семян и плодов и способов их распространения
Название растения | |
Тип плода | |
Способ распространения плодов и семян | |
Идиоадаптации растения к данному способу | |
Эволюционное значение идиоадаптации |
Предварительный просмотр:
Отряд Пингвины
Пингвины распространены, главным образом, в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Они обитают на морских побережьях. Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни.
Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Гнездятся колониями. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми 4 конечностями. Передние конечности пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые, благодаря особому устройству скелета, во время плавания вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев – ластов. Ноги короткие, толстые имеют по 4 пальца, соединенных плавательной перепонкой. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Взрослые пингвины кормятся мелкой рыбой, некрупными головоногими моллюсками и планктонными ракообразными. Оперение очень густое. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки, поверхность перьев покрыта жировым секретом хорошо развитой копчиковой железы и поэтому не намокает. Приспособлением к жизни с низкими температурами служит слой жира под кожей. Окраска у большинства видов схожая: темная спина и белое брюхо. В яичном белке пингвинов находится вещество со свойствами антифриза, препятствующем его свертыванию при воздействии низких температур.
Лабораторная работа Ф.И.
Идиоадаптации у животных
Цель: Выявить идиоадаптации у животных на примере птиц и объяснить их значение.
Название птицы | |
Место обитания | |
Питание | |
Идиоадаптации | |
Вывод |
Предварительный просмотр:
Задание 3
Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение каждого направления эволюции:
А – ароморфоз
И – идиоадаптация
Д – дегенерация
1. Возникновение многоклеточности
2. Возникновение фотосинтеза
3.Образование пятипалых конечностей
4. Образование ластов
5. Образование у земноводных трехкамерного сердца
6. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади)
7. Удлинение шеи у жирафа
8. Утрата органов кровообращения и пищеварения ( у цепня)
9. Возникновение теплокровности
Задание 3
Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение каждого направления эволюции:
А – ароморфоз
И – идиоадаптация
Д – дегенерация
1. Возникновение многоклеточности
2. Возникновение фотосинтеза
3.Образование пятипалых конечностей
4. Образование ластов
5. Образование у земноводных трехкамерного сердца
6. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади)
7. Удлинение шеи у жирафа
8. Утрата органов кровообращения и пищеварения ( у цепня)
9. Возникновение теплокровности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...