Статья: Распространение идей...
материал по биологии

Золотарева Марина Ивановна

Распространение идей, форм работы, методов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasprostranenie_idey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все наши усилия превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.    
                                                                                                                  Сухомлинский В.А.

Активизация ученика – основное условие успешного обучения.

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии.

Задачи:

1.способствовать формированию познавательного интереса обучающихся через различные формы, методы  и приемы работы на уроке;

2.развивать исследовательские навыки на уроках биологии и химии;

3.воспитывать у обучающихся оценку последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей  среде,  здоровью,  выработке навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

Основная идея: активизация познавательного интереса учащихся на уроке  является  эффективным средством повышения качества образования.

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Групповая работа побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого; облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний; позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы; способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.

Заученный теоретический материал обучающиеся не могут   применить  на практике.

Решение данной педагогической задачи - эффективность учебного процесса  требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.

Применение активных методов обучения как раз и  позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой и интеллектуальной,  в ходе которой обучающиеся усваивают учебный материал и применяют его на практике.

Ведущая идея работы состоит в том, что  активизация познавательного интереса обучающихся на уроке  является  эффективным средством повышения качества образования.

Главная цель активизации - формирование активности школьника, повышение качества учебно-воспитательного процесса. При выборе   методов обучения я, прежде всего, стремлюсь к продуктивному результату. При этом от своих учеников  ожидаю  не только понимания, запоминания и воспроизведения полученных знаний, но и умений ими оперировать, применять их в практической деятельности,  так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащихся. Активная мыслительная работа ученика на уроке, самостоятельная познавательная деятельность - это  залог успешного обучения. На этапе актуализации я  использую следующие приемы и методы.

Задания на соответствия. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием;

Задание на установление правильной последовательности.

Задания, в котором ответ конструирует сам ученик (ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.)

Закончите следующие фразы:

Задания с исключением лишнего понятия.

Постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит обучающихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).

Слайды с картинками по теме.

Лабораторные и практические работы.

Применение инструктивных карточек. Использование инструктивные карточки  позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности.

При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Использование текстов с пропущенными терминами.

На этапе рефлексии также можно использовать самые различные ее варианты.

Результативность и эффективность работы

 Использование приемов и методов активизации познавательной деятельности позволяет мне добиваться положительной динамики качества образования, вовлечения учащихся во внеурочную  и проектную  деятельность. Увеличивается количество участников Всероссийской школьной  олимпиады и различных Интернет-олимпиад.  

Ежегодно выпускники выбирают биологию как предмет для итоговой аттестации и для дальнейшей профессиональной деятельности.

«Страшная опасность - это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская, ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли». В.А. Сухомлинский

Методы активизации  познавательной  деятельности  вооружают знаниями, умениями и навыками, развивают познавательные силы учащихся, их личностные образования: самостоятельность, познавательный интерес и активность, которая позволяет реализовать потенциальные возможности учащихся и  приобщает к поисковой и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Статья «Распространение педагогического опыта по вопросам реализации ФГОС. «Игровые технологии при проведении урока «Технологии» в 10-11 классах».

Использование интенсивный педагогических технологий, к которым относится и игровые технологии, возможны на всех этапах обучения и в преподавании всех дисциплин современной школы. Правильное дозировани...

статья "Эффективные идеи для дополнительного образования учащихся на иностранном языке"

Эффективные идеи для дополнительного образования учащихся на иностранном языке из личного двадцатилетнего опыта учителя...