Статья: Распространение идей...
материал по биологии
Предварительный просмотр:
Все наши усилия превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.
Сухомлинский В.А.
Активизация ученика – основное условие успешного обучения.
Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии.
Задачи:
1.способствовать формированию познавательного интереса обучающихся через различные формы, методы и приемы работы на уроке;
2.развивать исследовательские навыки на уроках биологии и химии;
3.воспитывать у обучающихся оценку последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработке навыков экологической культуры, правил поведения в природе.
Основная идея: активизация познавательного интереса учащихся на уроке является эффективным средством повышения качества образования.
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.
Групповая работа побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого; облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний; позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы; способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.
Заученный теоретический материал обучающиеся не могут применить на практике.
Решение данной педагогической задачи - эффективность учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.
Применение активных методов обучения как раз и позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой и интеллектуальной, в ходе которой обучающиеся усваивают учебный материал и применяют его на практике.
Ведущая идея работы состоит в том, что активизация познавательного интереса обучающихся на уроке является эффективным средством повышения качества образования.
Главная цель активизации - формирование активности школьника, повышение качества учебно-воспитательного процесса. При выборе методов обучения я, прежде всего, стремлюсь к продуктивному результату. При этом от своих учеников ожидаю не только понимания, запоминания и воспроизведения полученных знаний, но и умений ими оперировать, применять их в практической деятельности, так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащихся. Активная мыслительная работа ученика на уроке, самостоятельная познавательная деятельность - это залог успешного обучения. На этапе актуализации я использую следующие приемы и методы.
Задания на соответствия. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием;
Задание на установление правильной последовательности.
Задания, в котором ответ конструирует сам ученик (ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.)
Закончите следующие фразы:
Задания с исключением лишнего понятия.
Постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации.
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит обучающихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Слайды с картинками по теме.
Лабораторные и практические работы.
Применение инструктивных карточек. Использование инструктивные карточки позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности.
При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.
Использование текстов с пропущенными терминами.
На этапе рефлексии также можно использовать самые различные ее варианты.
Результативность и эффективность работы
Использование приемов и методов активизации познавательной деятельности позволяет мне добиваться положительной динамики качества образования, вовлечения учащихся во внеурочную и проектную деятельность. Увеличивается количество участников Всероссийской школьной олимпиады и различных Интернет-олимпиад.
Ежегодно выпускники выбирают биологию как предмет для итоговой аттестации и для дальнейшей профессиональной деятельности.
«Страшная опасность - это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская, ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли». В.А. Сухомлинский
Методы активизации познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями и навыками, развивают познавательные силы учащихся, их личностные образования: самостоятельность, познавательный интерес и активность, которая позволяет реализовать потенциальные возможности учащихся и приобщает к поисковой и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"
Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...
Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики
Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...
1.4.Распространение идей, отраженных в содержании методической разработки
Копии сертификата, приказа...
Статья «Распространение педагогического опыта по вопросам реализации ФГОС. «Игровые технологии при проведении урока «Технологии» в 10-11 классах».
Использование интенсивный педагогических технологий, к которым относится и игровые технологии, возможны на всех этапах обучения и в преподавании всех дисциплин современной школы. Правильное дозировани...
Распространение идей, отраженных в содержании методической разработки 2019-2024 гг.
Копии приказов...
1.4.Распространение идей, отраженных в содержании методической разработки
Копии сертификата, приказа...
статья "Эффективные идеи для дополнительного образования учащихся на иностранном языке"
Эффективные идеи для дополнительного образования учащихся на иностранном языке из личного двадцатилетнего опыта учителя...