Статья «Распространение педагогического опыта по вопросам реализации ФГОС. «Игровые технологии при проведении урока «Технологии» в 10-11 классах».
статья
Использование интенсивный педагогических технологий, к которым относится и игровые технологии, возможны на всех этапах обучения и в преподавании всех дисциплин современной школы. Правильное дозирование использования и различные стороны данной технологии позволяет проявить свой педагогический потенциал в полном объеме, заинтересовать детей своим предметом, помочь раскрыть талант ребенка в свободной форме...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 581.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Распространение педагогического опыта по вопросам реализации ФГОС. «Игровые технологии при проведении урока «Технологии» в 10-11 классах».
Автор: Богоприимцева Елена Анатольевна, учитель технологии
ГБОУ школа № 407 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Применение новых форм и педагогических технологий, синтез уже известных - явление в современной школе закономерное и необходимое. В условиях современного образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование творческой личности, готовой жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, а значит личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. В процессе игры ребёнок познаёт окружающий мир. В ней он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии относятся к интенсивным технологиям. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты. Игровые технологии способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности ученика, выявлению уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал.
Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы, сформулирована тема «Игровые технологии при проведении урока «Технологии» в 10-11 классах.»
Сущность понятий «игра» и «игровые технологии».
В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности.
В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций.
Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к такому же выводу - точного определения человеческой игры нет.
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном.
Таким образом, под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Данное понятие тесно связано с методикой. Но в отличие от нее предполагает разработку содержания и способов организации игровой деятельности учащихся.
В старшем школьном возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Педагогические возможности игры в старшем школьном возрасте заключаются в следующем: игра способствует активизации познавательной деятельности детей; она носит многофункциональный характер, отражая в своем содержании и структуре особенности реальной профессиональной деятельности; вовлечение в деятельность способствует формированию адаптивных качеств личности; игра способствует систематизации теоретических знаний, развитию практических умений и навыков. Учитывая особенности старшего школьного возраста, интересы и потребности старшеклассников, ученые выделяют игры, характерные для данного возраста: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:
- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
- педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.
Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:
- Двойственность — сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);
- Неопределенность исхода — возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока — переходит из потенциального состояния в актуальное;
- Добровольность— способствует росту внутренней организованности;
- Полифункциональность — воспроизведение особенностей различных видов деятельности и расширение возможностей варьирования условий развития личности.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
При разработке урока были использованы приемы игровых технологий из «Игротренинга» А. Г. Назаровой «Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста». СПб. 2005 год. Интерес данного методического пособия в подходе к отбору упражнений и заданий. Известно, что в зависимости от врождённых данных и дальнейшего воспитания, окружения, тренировки, у каждого человека могут быть в разной степени развиты и использованы разные сенсорные каналы восприятия. Поэтому в процессе обучения не все учащиеся получают и обрабатывают информацию. Есть те, кто устно, на слух или визуально, с доски, не может принять информацию. Таким людям надо почувствовать руками, пальцами всё ту же информацию. Есть задания и упражнения на релаксацию, рефлексию. Комбинируя данные упражнения, можно создать уроки, наполненные игровыми упражнениями с различными целевыми установками. Старшеклассники с удовольствием поддерживают демократичный подход в игре с четким соблюдением правил.
Методическая информация
«Профессиональная этика и ее виды». 11 класс.
Раздел 4. Культура труда и профессиональная этика.
Тема урока | «Профессиональная этика и ее виды» | |||
Учитель | Богоприимцева Елена Анатольевна | |||
Образовательное учреждение | ГБОУ школа № 407 Пушкинский район | |||
Тип | Урок «открытия» новых знаний | |||
Цели |
| |||
Задачи: |
| |||
Планируемые результаты: | Предметные: сформировать представления о том, что такое «Профессиональная этика», виды этики. Метапредметные: развивать связную речь учащихся при устных ответах, логическое мышление, память. Личностные: развивать интерес к практической деятельности, уметь слушать и слышать иное мнение, уметь оценивать результат своей и чужой работы. | |||
Используемые педагогические |
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый, диалогический. Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа в группах. | |||
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут, активизируют ученики в ходе урока |
| |||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Презентация по теме урока, раздаточный материал | |||
Используемые игровые упражнения | Метод из игротренинга А. Г. Назаровой (Тренинг творческой психотехники) «Поздоровайся взглядом» Суть: каждый встречается взглядом с ведущим и друг с другом, без слов, в тишине. «Сказка по предметным ассоциациям» Суть: ученикам раздаются различные предметы, учащиеся могут ассоциировать предмет с профессией и рассказать о профессиональных особенностях профессии в соответствии с темой урока. «Сказка по предметам на тактильные ассоциации» Суть: предметы раздаются вслепую на ощупь. Разыгрывание ситуации по теме урока по правилам игры «сказка по предметам ассоциациям» «Этюды» Суть: работа в творческих группах. Разыгрывание тематического этюда по теме урока по заданным условиям. «Передача информации» Суть: подготовка этюда творческой группой, этюд разыгрывайся по правилам пантомимы – без слов. | |||
Этапы занятия:
Литература и интернет источники:
Приложение 1. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"
В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...
Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».
В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии методом проекта»
Формирование исследовательской деятельности на уроке технологии методом проекта...
Использование игровых технологий при проведении урока математики в 5 классе
В работе представлены примеры игровых и занимательных заданий. Даны рекомендации по проведению игр....
Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".
В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.
В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...
Буклет Ресурсного центра для реализации распространения педагогического опыта по направлению: Целевая модель наставничества
Буклет содержит информацию о программе работы ресурсмного центра, а также блок-схему реализации Целевой модели Наставничества в образовательной организации....