Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Мхи".
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Мхи". Может использоваться для проведения дополнительных занятий, факультативов по естествознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Мхи". | 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 7 классе
Тема: Отдел Моховидные. Практическая работа № 4 Изучение внешнего строения мха».
Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи.
Обучающие. Познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов, показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания, познакомить учащихся со средой обитания мхов, дать представление о процессах жизнедеятельности мхов, закрепить знания учащихся о высших и низших растениях.
Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.
Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока. Урок-практикум.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: гербарные экземпляры мха (кукушкин лен, сфагнум), инструктивные карточки.
1 этап. Организационный момент.
Приветствие учащихся, создание доброжелательной, рабочей атмосферы в классе, проверить готовность рабочего места учителя и ученика, отметить отсутствующих в классе.
2 этап. Проверка домашнего задания.
Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках?
На протяжении двух последних занятий вы изучали водоросли, изучили особенности их строения, многообразие, то есть познакомились с основными представителями отделов водорослей, а так же изучили значение водорослей в природе и жизни человека.
Повторим изученное: (1 и 2 слайд)
- 1. На какие два подцарства делится царство Растения? (подц. Высшие и подцарство низшие раст)
- 2. Какие отделы относятся к подцарству низшие растения?(отд зел, красн и бур. Водор)
- 3. Какие отделы относятся к подцарству высшие растения? (Отд моховидн, отд плауновидн, отд хвощевидн , папоротниковидн, голосеменные и покрытосеменные (цветковые))
- 4. По каким признакам отличаются высшие и низшие растения?(у высших растений есть деление на органы и ткани)
- 5. Назовите основные признаки растений.(фотосинтез, пигменты в клетках, растит гормоны, клеточная стенка из целлюлозы, клеточный сок, неограниченный рост)
- 6. Приведите примеры одноклеточных и многоклеточных водорослей. (одноклет-хлорелла и хламидомонада, многоклет-спирогира, ламинария и др.)
- Назовите ткани высших растений. (ответ: образовательн., покровн., механическая (опорная), выделительная (секреторная), основная (напр., запасающая).
- Какие органы у высших растений вы знаете?(корень, стебель, лист, спорангии, цветки , плоды с семенами)
- Как они делятся?(Вегетативные: корень, стебель, лист. Репродуктивные: цветки и плоды с семенами)
- Какие периоды бывают в индивидуальном развитии высших растений? (Эмбриональный и постэмбриональный)
- Как делятся высшие растения?(на споровые: моховидные, плауновидные, хвощевидные; и семенные: голосеменные, покрытосеменные)
- Назовите основную отличительную черту споровых растений. (менее четкая специализация тканей и размножение с помощью спор при наличии воды)
- С помощью чего размножаются споровые и семенные растения? (споровые-с помощью спор, семенные-семенами)
3 этап. Изучение нового материала.
Ребята скажите, к каким организмам высшим или низшим относятся водоросли? (Дети отвечают.) Водоросли относятся к низшим организмам.
И мы говорили так же, что водоросли дали начало наземным высшим растениям. Какими признаками обладают высшие растения? (Дети отвечают.) Тело высших растений разделено на органы и ткани.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового отдела уже высших растений моховидных. Как вы думаете, почему именно этот отдел высших растений вы будете изучать первым? (Дети отвечают.) Так как они являются менее развитыми, чем все остальные отделы растений, по сравнению с папоротникообразными, цветковыми растениями. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока: Отдел Моховидные. Высшие споровые растения.(слайд №3)
Отгадайте загадки: (слайды 4,5)
Всего насчитывается около 27 тыс. мхов. (слайд 6)
Произошли они от древних наземных растений псилофитов – потомков прибрежных водорослей.
Выделяют в отделе 2 класса. Найдите в учебнике, какие именно классы выделяются в данном отделе. ( Дети отвечают.) Печеночники и Листостебельные. (слайд 7)
Так как мохообразные являются высшими растениями, следовательно, они более сложно устроены – у них появляются стебли, листья, а органы размножения многоклеточные. У них так же как у водорослей нет корней, но есть ризоиды. Вспомните, что такое ризоиды?( Дети отвечают. ) Ризоиды - корнеподобное образование, служащее для закрепления тела (таллома) на субстрате, это зачатки корней.
Мхи обитают в сильно увлажненных местах, там, где есть вода. Мохообразные – низкорослые растения, высотой 10-15 см. Многолетние растения. Мохообразные по своей организации очень близки к водорослям. Они, как и водоросли, не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома. Оплодотворение так же связано с водой и в ее отсутствие не может осуществиться. Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.
К печеночникам относится мох маршанция (слайд 8)
Сегодня более подробно мы изучим Класс Листостебельные мхи. Представителем данного класса является кукушкин лен.( слайды 9,10, 11)
Особенности строения Листостебельных мхов на примере кукушкина льна: (слайды 12, 13)
Кукушкин лён – стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами.
А сейчас разберем жизненный цикл развития на примере кукушкина льна. (слайды 14, 15). Скажите, что такое жизненный цикл? ( Дети отвечают) Ж.Ц – период существования клетки от момента ее появления до смерти.
Кукушкин лен – двудомное растение. Вспомните, что такое двудомное растение? ( Дети отвечают.) Женские и мужские половые клетки развиваются на разных растениях (на двух растениях).
Рассказываю жизненный цикл, по схеме, нарисованной на доске. (слайд 14)
Спора, попав в благоприятные условия (то есть во влажную почву), прорастает, при этом образуется проросток, который называется протонема - тонкая зелена нить. Протонема растет, и превращается в листостебельное невысокое растение, которое называется гаметофит. Так как кукушкин лен двудомное растение, значит должно быть два растения (мужское и женское), которые называются гаметофитами (это растения, на которых образуются гаметы – половые клетки). Затем прошу обратиться к учебнику, к рисунку. У мужских растений верхушка стебелька имеет красно-желтую окраску. На мужском растении образуются мужские половые клетки – сперматозоиды – подвижны. На верхушках женских растений образуются женские половые органы – яйцеклетки. Затем происходит слияние женских и мужских половых клеток. Для осуществления процесса оплодотворения необходима вода. После оплодотворения из зиготы образуется спорофит. Внешне он выглядит как коробочка на ножке. Коробочки покрыты колпачками. Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название растения– кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. Как вы видите, цикл замкнулся.
! В жизненном цикле чередуется бесполое (спорофит) и половое (гаметофит) поколение.
! В цикле развития моховидных преобладает гаметофит.
Запишите новые термины:
Гаметофит – листостебельное растение, на верхушке которого образуются гаметы.
Спорофит – коробочка на ножке, на которой формируются споры.(слайд 15)
Отгадайте загадку: (слайд 16)
Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь — растет.
Он снизу — беловатый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны,
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной
(Роберт Рождественский)
Внешний вид сфагнума (слайд 17)
Проблемная ситуация. «Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?» Не можете?
Рассказ: Итак, у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент — хлорофилл — в них разрушен («снизу — беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше — зеленей»). В зеленых клетках происходит фотосинтез (что это такое?) Это основная ткань. Т. К. есть листья и деление на ткани - это высшее растение.
Мох сфагнум обладает высокой степенью гигроскопичности («коль нужно будет ваты, нарви его скорей»). Сухой мох, опущенный в воду, быстро впитывает в себя большое количество влаги (в 20-25 раз больше своей массы) и значительно увеличивается в весе. Именно мертвые клетки, клетки бесцветные, с образовавшимися в них отверстиями, впитывают в себя много влаги, сохраняют её и постепенно отдают живым клеткам. Это водоносная ткань.
Сфагнум – прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относится к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на торфяных болотах. Стебельки мха растут своей верхушкой. Нижние части стебельков лишены ризоидов. Они постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений.
Микроскопическое строение сфагнума (слайды 18 и 19)
Это интересно: (слайд 20)
В конце восьмидесятых годов произошло невероятное. Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!
Почему они растут с северной стороны, кто знает?
Ответ: Мох не любит прямого солнечного света и лучше всего растет в тени. В северных лесах прямой свет никогда не падает с северной стороны, поэтому мох чаще и растет на северной стороне деревьев. Мхам для размножения обязательно нужна влага.
Поэтому главное условие роста и развития мха — влажность.
При прочих равных условиях мох растет с северной стороны, но, например, при несущих влагу западных ветрах мох будет расти на западной стороне деревьев. Большое значение имеет и наклон ствола дерева. По наклоненному стволу вода стекает после дождя преимущественно по одной стороне — на ней и будет расти мох.
Биологическое значение мхов: (слайды 21,22)
Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
Значение мхов в жизни человека:
Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
Мхи (сфагнум) используются в строительстве, медицине.
В больших количествах сфагновый мох заготавливали во время первой мировой войны. Его рассылали по всей России, и вместе с ним губернские врачи получали анкеты, в которых должны были оценить достоинства мха. Практически все врачи высоко оценивали сфагнум: его рыхлость, высокую впитываемость, антисептические свойства. Поэтому его повсеместно применяли для перевязки ран, влагалищных тампонов, подкладок для родильниц. Важным достоинством сфагнума по сравнению с другими перевязочными средствами, особенно в военное время, была дешевизна. Перед применением сфагнум стерилизовали, обрабатывая его паром или пропитывая раствором сулемы, хлоридом натрия или борной кислоты.
Конечно, сфагнум – это прежде всего стратегическое сырье в экстремальных условиях. Но, как показали исследования, сырье действительно хорошее. А поскольку в наше время приходится быть готовым к любым экстремальным ситуациям, то забывать про него не стоит.
Физминутка.
А сейчас вы наглядно познакомитесь с внешним строением мохообразных, выполнив небольшую практическую работу. Запишите тему работы в тетрадь. Ребята, сформулируйте цель работы. (Дети отвечают.) Знакомство с внешним строением моховидных.
Запишите цель и материалы. В инструктивных карточках записан ход работы, дети читают его и выполняют его, рассматривая гербарии кукушкина льна.
Практическая работа №4 «Изучение внешнего строения мха».
Цель: изучить внешнее строение мхов на примере мха кукушкин лён.
Оборудование: гербарий, лупа.
Ход работы:
- Рассмотрите и опишите строение кукушкина льна (форма, окраска, размеры листьев и стебля);
- Рассмотрите верхушки побегов: найдите мужские женские и экземпляры:
- Зарисуйте растение и обозначьте его части;
- Найдите коробочку, рассмотрите её строение;
- Почему кукушкин лен называют зеленым мхом?
- Сделайте вывод.
Домашнее задание: с. 52-55 читать, пересказывать, ответить на вопросы после параграфа, выучить жизненный цикл мха кукушкин лен. Оформить практическую работу в тетради.
Рефлексия.
Понравился вам урок? Что мы сегодня узнали? Чему научились?
Если осталось время:
Найдите ошибки в очерках:
- Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.
- Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах.
- Рассмотреть микропрепарат «спорогоний кукушкина льна». (один)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...