Биология растений и грибов
элективный курс по биологии (9 класс)
Программа внеурочной деятельности для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_rasteniy_gribov_9_klass.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам.директора по УВР ____/Овсянникова Е.В./ «___»_____2018г. | Утверждаю Директор МБОУ «Кормиловская СОШ №1» _______/Русакова Л.А./ «___» _______2018г. |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Биология растений, грибов, лишайников» в 9 классах
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Маркова Ольга Владимировна, учитель биологии
2018 - 2019 г.
Пояснительная записка
Программа «Биология растений, грибов, лишайников» предназначена для учащихся предпрофильных 9 классов и составлена на основе программы и учебного пособия И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова «Биология растений, грибов, лишайников». Актуальностью изучения данной программы является то, что вопросы биологии растений, грибов, лишайников рассматриваются в 6-7 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.
Цель программы: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников, понимания роли растительных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи программы:
1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, лишайников.
2. Сформировать понимание циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
3. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью.
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основная концепция программы заключается в:
- комплексном подходе при изучении живых организмов на клеточном уровне;
- сравнительно – эволюционном направлении программы.
Основные методы работы: теоретические исследования, прикладные, системные.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии растений, грибов, лишайников, сформированность УУД в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- работать с рисунками, таблицами, моделями органов, микропрепаратами; с микроскопом;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- сравнение строения клеток растений, животных, грибов, владеть терминологией;
- сравнение общих черт организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных;
- распознавание и описание представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников на гербарном и живом материале, схемах, таблицах;
- необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;Классификацию растений, грибов, лишайников.
Содержание программы (34ч)
Раздел 1 Растения ( 30часов)
Тема 1. Ботаника — наука о растениях (1ч)
Место и значение ботаники в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники. Развитие ботанической науки.
Роль растений в жизни нашей планеты и человечества. Растения — основной компонент биосферы.
Принципы ботанической классификации. Основные таксономические категории. Разделение царства растений на две группы: низшие и высшие растения. Место высших растений в системе органического мира.
Отличительные признаки растений: автотрофность, наличие клеточной оболочки (клеточной стенки), осмотический тип питания, длительный рост, прикрепленный образ жизни, особенности расселения.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 2. Растительная клетка (1 ч)
Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Особенности строения растительной клетки. Структурные особенности клеток высших растений.
Демонстрация схем и таблиц:
- строение эукариотической клетки;
- строение растительной клетки.
Тема 3. Ткани и вегетативные органы высших растений (11ч)
Ткани высших растений
Дифферениировка клеток, формирование тканей.
Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.
Ткани простые и сложные (комплексные).
Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
Образовательные ткани (меристемы) первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.
Покровные ткани, первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.
Основные ткани (паренхимы), ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.
Механические (опорные) ткани: колленхима, склеренхима, склереиды.
Проводящие ткани: первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).
Роль проводящих тканей в формировании единой транспортной системы растения.
Выделительные (секреторные) ткани: наружной и внутренней секреции.
Вегетативные органы высших растений
Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.
Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. Разнообразие высших растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Особенности жизни растений в наземных условиях.
Корень. Предшественники корня у древних наземных растений. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Видоизменения корней. Зоны молодого корня. Первичное и вторичное строение корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Питание и дыхание корней. Функции корней.
Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка —- зачаточный побег: строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Первичное и вторичное строение стебля. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Многообразие листьев. Листорасположение. Видоизменения листьев. Клеточное строение листа. Работа устьичного аппарата. Газообмен и транспирация. Листопад.
Демонстрация схем и таблиц:
- строение тканей высших растений;
- строение корневой системы:
- поперечный и продольный срезы корня;
- первичное и вторичное строение корня:
- видоизменения корней;
- первичное и вторичное строение стебля;
- строение почки;
- строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники;
- разнообразие листьев;
- листорасположение;
- клеточное строение листа;
- видоизменения листьев;
- листопад.
Лабораторные и практические работы
1.Строение основной и проводящей ткани листа.
2.Строение кожицы листа.
Тема 4. Размножение высших растений (1ч)
Бесполое и половое размножение. Спорообразование. Вегетативное размножение: естественное и искусственное. Значение вегетативного размножения в естественных условиях и в сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения. Половое размножение. Чередование полового и бесполого размножения у большинства растений. Понятия «спорофит» и «гаметофит».
Демонстрация схем и таблиц вегетативного размножения высших растений.
Тема 5. Низшие растения. Водоросли (2 ч)
Водоросли - обширная группа древнейших растительных организмов, приспособленных к жизни в водной среде.
Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, не дифференцированного на ткани и органы. Особенности морфологии клетки. Размножение: бесполое и половое. Чередование полового и бесполого поколений.
Классификация водорослей. Особенности строения и размножения одноклеточных и нитчатых зеленых водорослей на примере хламидомонады, хлореллы, спирогиры. Красные водоросли, бурые водоросли.
Распространение и экология водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Демонстрация схем и таблиц:
- многообразие водорослей;
- строение водорослей различных отделов;
- размножение водорослей.
Лабораторные и практические работы
1.Строение хламидомонады.
2.Строение спирогиры.
Тема 6. Высшие споровые растения (4 ч)
Отдел Моховидные
Общая характеристика. Особенности строения: отсутствие или слабое развитие опорных и проводящих тканей, отсутствие настоящих корней. Чередование полового и бесполого поколений, преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита.
Печеночные мхи — наиболее просто устроенные представители отдела, тело которых представлено слоевищем.
Особенности строения и развития листостебельных, или настоящих, мхов на примере мха кукушкина льна и мха сфагнума.
Происхождение моховидных. Экология, географическое распространение, значение в природе и народном хозяйстве.
Отдел Плауновидные (Плауны)
Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: стелющийся основной стебель; спирально расположенные листья; дихотомически ветвящиеся побеги, на концах которых образуются спороносные колоски; придаточные корни и т.д. Жизненный цикл плауна булавовидного. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком.
Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и в образовании каменного угля.
Отдел Хвощевидные (Хвощи)
Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: горизонтальные подземные побеги, членистые надземные побеги двух видов — вегетативные, спороносные и т. д. Жизненный цикл хвоща полевого. Ископаемые представители хвощевидных, их геологическая роль. Значение хвощей в природе и использование человеком.
Отдел Папоротниковидные (Папоротники)
Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: толстый горизонтальный стебель — корневище с придаточными корнями; крупные растущие верхушкой листья — вайи, на нижней поверхности которых развиваются спорангии. Жизненный цикл щитовника мужского.
Значение папоротников в природе и использование человеком.
Демонстрация схем и таблиц:
- строение и жизненные циклы мхов, хвошей и плаунов;
- многообразие мхов, плаунов и хвощей;
- строение и цикл развития папоротника;
- многообразие папоротников.
Лабораторные и практические работы
1.Строение мха кукушкин лен.
2.Строение мха сфагнума.
3.Строение хвоща.
4.Строение папоротника.
Тема 7. Семенные растения (10ч)
Возникновение семени — важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитии семенных растений.
Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Расселение по всему земному шару, разнообразие сред обитания и жизненных форм: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние. Доминирование спорофита, сильная редукция гаметофита. Разноспоровость и размножение семенами.
Отдел Голосеменные
Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Систематика голосеменных. Морфологические особенности вегетативных органов: стебель с тонкой корой, слабо развитой сердцевиной и мощно развитой древесиной; проводящие элементы древесины — трахеиды; отсутствие клеток-спутниц; смоляные ходы; видоизменения листьев и т. д. Жизненный цикл сосны обыкновенной.
Значение голосеменных и использование их человеком.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным растениям оптимально приспособиться к современным условиям существования на Земле.
Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.
Опыление. Типы и способы опыления.
Микроспорогснсз и развитие мужскою гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Двойное оплодотворение и развитие семени.
Семя. Специализированный орган, возникший в процессе эволюции у семенных растений. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификации плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные), по количеству семян (односеменные и многосеменные), по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрываюшисся).
Распространение плодов и семян.
Систематика покрытосеменных
Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные.
Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных растений на семейства. Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки).
Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.
Демонстрация схем и таблиц:
- строение и цикл развития голосеменных на примере сосны;
- многообразие голосеменных;
- строение цветкового растения;
- строение цветка:
- многообразие соцветий;
- цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение);
- строение семени однодольных и двудольных растений;
- многообразие плодов;
- представители основных семейств двудольных и однодольных растений.
Лабораторные и практические работы
1.Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.
2.Строение однодольного и двудольного растения.
3.Строение цветка шиповника.
4.Многообразие соцветий.
5.Строение семени однодольных и двудольных растений.
6.Многообразие плодов.
Раздел 2. Грибы
Тема 8. Царство Грибы (2 ч)
Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клеток грибов. Сходство с растениями и животными.
Низшие и высшие грибы. Способы питания. Размножение: бесполое, половое.
Зигомицеты. Основные черты организации на примере мукора.
Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере пенииилла (зеленой плесени). Дрожжи — одноклеточные аскомиисты. Паразитические представители аскомицетов (спорынья, парша, бурая гниль и др.); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.
Базидиомицеты. Наиболее высоко организованная группа. Обшая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строения и размножения. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Паразитические представители базидиомипетов (ржавчинные, головневые, трутовики); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.
Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза — симбиоз с высшими растениями.
Демонстрация схем и таблиц;
- строение представителей различных систематических групп грибов:
- многообразие царства грибов.
Лабораторные и практические работы
1.Строение плесневого гриба мукора.
2.Строение дрожжей.
3.Строение плодового тела шляпочного гриба.
Раздел 3. Лишайники
Тема 9. Отдел Лишайники ( 1 ч)
Общая характеристика лишайников как организмов, состоящих из двух компонентов: гриба и водоросли. Характер взаимоотношений гриба и водоросли в лишайнике. Строение слоевища. Типы лишайников по анатомическому строению слоевища, по форме слоевища. Размножение и рост лишайников. Представители. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация схем и таблиц:
- строение лишайников;
- различные представители лишайников.
Заключение ( 1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Ботаника – наука о растениях | 1 | |
2 | Растительная клетка | 1 | |
3 | Ткани растений | 1 | |
4 | Образовательные ткани (меристемы) | 1 | |
5 | Покровные ткани. Практическая работа №1 «Строение кожицы лука» | 1 | |
6 | Основные ткани (паренхимы) Практическая работа №2 «Строение основной ткани листа» | 1 | |
7 | Механические ткани | 1 | |
8 | Проводящие и выделительные ткани | 1 | |
9 | Вегетативные органы растений | 1 | |
10 | Корень, его строение и видоизменения. Функции корней. | 1 | |
11 | Побег, его строение; ветвление | 1 | |
12 | Стебель: строение, рост. Функции стебля | 1 | |
13 | Лист — боковой орган побега. Функции листа. | 1 | |
14 | Размножение высших растений | 1 | |
15 | Низшие растения | 1 | |
16 | Водоросли | 1 | |
17 | Высшие споровые растения. Отдел Моховидные | 1 | |
18 | Практическая работа «Строение мха кукушкин лен. Строение мха сфагнума». | 1 | |
19 | Отдел Плауновидные (Плауны) | 1 | |
20 | Отдел Хвощевидные (Хвощи). Строение хвоща. | 1 | |
21 | Отдел Папоротниковидные (Папоротники.) | 1 | |
22 | Практическая работа «Строение папоротника» | 1 | |
23 | Отдел Голосеменные | 1 | |
24 | Разнообразие голосеменных | 1 | |
25 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) | 1 | |
26 | Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные. | 1 | |
27 | Многообразие соцветий | 1 | |
28 | Многообразие плодов | 1 | |
29 | Зигомицеты. Основные черты организации на примере мукора. | 1 | |
30 | Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Общая характеристика на примере пеницилла (зеленой плесени). Дрожжи — одноклеточные аскомиисты. | 1 | |
31 | Базидиомицеты. Паразитические представители. | 1 | |
32 | Отдел Лишайники | 1 | |
33 | Строение слоевища лишайников | 1 | |
34 | Заключение | 1 |
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение:
- Агафонова И.Б. Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» [34 часа] / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М. : Дрофа, 2006
- Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». – М.: Дрофа, 2007. – 207с.
Основная литература
- Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. Т. 2. Ботаника. М.: Оникс 21 век. 2002.
- Биология: пособие для поступающих в пузы / под ред. М.В.Гусева, А.А.Каменского. М.: Изд-ио МГУ; Мир, 2002.
- ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во МГУ,1975.
- КурсановЛ. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. М.: Просвешение, 1966.
- Лотова Л. И. Анатомия и морфология высших растений.М.:УРСС,2001.
- Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа. 2005.
- Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.:Просвещение, 1994.
- Тихомиров Ф. К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1978.
Дополнительная литература
- Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1988.
- Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М.: 2004.
- Жизнь растений. Т 1—6. М.: Просвешение, 1974—1982.
- Курс низших растений / под рел. М. В. Горленко. М.: Высшая школа. 1981.
- Петров В. В. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.
В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой
план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...
План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)
Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....