Биосфера и человек
план-конспект урока по биологии

Хабибярова Ания Адгамовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii_biosfera_i_chelovek.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Биосфера и человек

Целевые ориентации урока

Личностные: формирование экологической культуры, сознания; влияния деятельности человека на природу; ответственного отношения к природе, понимания важности ее сохранения.

Метапредметные: формирование способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, поиска информации из различных источников.

Предметные: формирование знаний  о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы.  Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.

Планируемые результаты

Личностные умения: оценивание последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственной деятельности в окружающей среде. Нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы. Понимание необходимости получать информацию из различных источников,аргументированно и критически ее оценивать и представлять  в разных формах.

Метапредметные умения:

ПУУД: выделение и формирование познавательной цели ,поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; анализ; синтез; установление причинно- следственных связей; формулирование проблем и нахождение способов их решения.

РУУД: умение ставить цели, составлять план действий, делать прогноз; организовать деятельность, корректировать и самооценивать.

КУУД: умение вести учет разных мнений; выражать сои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем, навыки сотрудничества при работе в группе и коллективе.

Предметные умения: ученик должен знать: давать определения ключевым понятиям, приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу; ученик должен уметь:  находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом. Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу; предлагать  пути преодоления экологического кризиса.

Тип урока: рефлексии

Организация образовательного пространства:

компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийное приложение к учебнику, презентация; текст  и рисунки учебника; карточки для работы в группах , тесты.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, в группах, коллективная.

Методы обучения: словестные, наглядные ,проблемно-поисковые.

Ход урока

I. Актуализация и проверка домашнего задания.                                           

  Создание эмоционального настроя учащихся к повторению изученного и усвоению нового материала.  

Фронтальная работа. Беседа по вопросам параграфа 29.                

1.В чем заключается влияние живых организмов на биосферу ?

              2.Какие факторы кроме деятельности живых организмов, влияют на состояние нашей планеты?

 3.Что такое биосфера ?

 4.Кто впервые ввел термин «ноосфера»?Ноосфера- это сфера Разума?

5.Что содержит понятие «устойчивое развитие общества»?

Индивидуальная работа.  Выполнение теста. Выберите один правильный ответ.

ТЕСТ

  1. Биосфера- это

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли.Заселенная живыми организмами;

2.   Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж. Б. Ламарком;

б) В.И. Вернадским;

в) Э. Леруа;

г) правильного ответа нет;

3. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь;

б) биомасса;

в) живое вещество;

г) правильного ответа нет;

4.К живому веществу биосферы относятся:

а ) нефть, каменный уголь, известняк;

б) вода, почва;

в) гранит, базальт;

г) растения, животные, грибы, бактерии;

5. К биогенному веществу биосферы относятся:

а ) нефть, каменный уголь, известняк;

б) вода, почва;

в) гранит, базальт;

г) растения, животные, грибы, бактерии;

6. Учение о ноосфере было разработано:

а ) В.И Вернадским;

б) Э. Леруа;

в) П. Тейаром-де- Шарденом;

г) все ответы верны;

Элементы ответа:1-г; 2-г; 3-в;4-г;5-а;6-а.

Критерии оценивания теста

6 баллов-90-100% оценка 5

5баллов- от 70-89% оценка 4

4 балла- от 50- 69% оценка 3

II. Мотивация к деятельности.

На конференции ООН в 1992 году по окружающей среде и развитию было 179 государств. Программа называлась « Повестка дня на 21 век.»

Повестка дня на 21 век:

Благоразумен будь же человек, в делах своих. Будь чист умом, душой, природа не рассорится с тобой. Ты экономику, конечно развивай, но равновесие среды не нарушай. Развитие устойчивым пусть будет и биосфера вновь поможет людям. Мы знаем, принята программа на 700 страницах расписали. Признаемся, не все страницы мы в той программе прочитали. Но знаем главное и можем подписать: Природу нашу будем все оберегать! Земляне, вместе на планете жить, так значит, очень стоит усилия свои объединить!

А просматривается  ли отношение человека к тому, что говорится в данном документе? Целеполагание.

III. Учебно – познавательная деятельность.

Показ презентации « Биосфера и человек».

Первичное усвоение нового материала.

Групповая работа

Чтение текста учебника параграфа 30.

Человек с момента появления влиял на природу.

Как это происходило на разных этапах человечества?

Карточки с заданиями.

1 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период палеолита?

2 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период неолита?

3 группа. Как современный человек воздействует на биосферу?

Комментирование учащимися результатов работы. Оценивание.

Продолжение групповой работы

Изучение текста « Современная эпоха в группах».

1 группа. Проблема: А не слишком ли много нас на планете Земля? Работа с рисунком

учебника на стр.  175.  « Рост численности населения Земли.»

2 группа. Какое воздействие на живые организмы со стороны человека является прямым?

3группа. Какое воздействие со стороны человека является косвенным?

Фронтальная работа  учащихся.

Подумайте и ответьте (2 балла):

Можно ли сохранить редкие и исчезающие виды ? ( зоопарки и питомники)

Куда вносятся названия исчезающих по вине человека редких видов животных?( Красная книга области и РФ)

Какие меры помогают охранять редкие исчезающие виды животных?

( Создание  благоприятных условий обитания для  увеличения их численности. Редкие исчезающие виды животных и растений заносятся в Красные книги. Разведения в заказниках и заповедниках.)

Индивидуальная работа.

Заинтересовано ли человечество  в сохранении видового разнообразия?

Напряженное состояние между человеком и природой , характеризующийся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы приводят к экологическому кризису.

Коллективная работа(2 балла)

При каких условиях и когда возникает экологический кризис?

Рост народонаселения.

Изменение состава атмосферы климата.

Загрязнение природных вод.

Истощение и загрязнение почвы.

Сокращение природного разнообразия.

Вывод: экологический кризис приводит к нарушению состоянию биосферы утраты способности к самовоспроизводству, саморегуляции, самоорганизации, все это подтолкнуло человечество к разработке путей сохранения природы, экосистем и биологического разнообразия.

Коллективная работа.

Составление кластера.

1.Уважение и забота обо всех живых существах Земли;

2.Сохрание жизнеспособности биосферы и ее разнообразия;

3.Замедление процесса истощения невозобновимых ресурсов;

4. Изменение этических норм и поведения людей;

5. Использование возможностей местного населения по поддержанию окружающей их природной среды;

6.Создание программы для развития и охраны природы;

7. Знать законы экологии и применять их на практике.

Оценивание работ

Индивидуальная работа.

Закончите предложения (1 балл)

1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется….

2. Поступление вредных веществ в среду обитания называется….

3.Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей….

4.Почему люди приобретают собственную систему очистки воды….

5. Кто создал учения о биосфере….

6.Перечислите  вымерших животных…..

7.Какие вы знаете неисчерпаемые природные ресурсы….

8.Природные ресурсы исчерпаемые делятся на ….

9.Почему опасны аварии на атомных станциях….

10.Что такое ноосфера…

lV. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Индивидуальная работа

По  вопросам, рисункам текста параграфа 30 учебника.

V.  Рефлексивная деятельность.

1: Что запомнилось на уроке?

2: Полезная и ценная информация для Вас?

3: Что вам не удалось?

Домашнее задание: для всех учащихся -параграф 31. Ответить на вопросы. Обратитесь к электронному приложению, изучите материал и выполните задания..

По выбору 

  1. Разработайте анкету социологического опроса по отношению к природе. Привлеките  к опросу родителей, братьев и сестер.
  2. Обсудите проблему «Торговля первоцветами.» Что ты лично можешь сделать чтобы спасти первоцветы.

Продвинутая группа  Приготовить презентацию «Охрана природы вашего края».

 

Оценочный лист

Ф.И. ученика ______________________    Дата ______________

Виды учебной деятельности

1группа,

Оценка в баллах

2 группа,

Оценка в баллах

3 группа,

Оценка в баллах

1.Проверка домашнего задания

2.Выполнение теста

6б–оценка5,5б-оценка4,3б-оценка3

3.Разные этапы развития человечества

4.Изучение вопроса современная эпоха.

Работа с рисунком учебника

5.Подумай и ответьте

6.Формулирование условий возникновения кризиса.

7.Составление кластеров.

8.Закончите предложения.

Итого баллов

За правильный ответ- максимальное количество баллов-2

За неполный ответ-1 балл

За неверный ответ-0 баллов

Итоговый результат

29-30баллов-90-100%-оценка5

26-29баллов- от 70-89%- оценка4

22-25баллов-50-69%- оценка3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с мини-исследованиями "Биосфера и человек"

Пятнадцатилетние подростки очень критичны к словам взрослых, в том числе и к мнению педагога. Больше всего они доверяют своему личному опыту, опыту своих друзей. Исследовательские мини-проекты –...

Проект "Эволюция биосферы и человек".

Проектная работа по биологии с учащимися 11 класса....

Презентация к уроку в 8 классе "Биосфера и человек"

В представленной работе раскрываются вопросы определения биосферы, и влияние человека на биосферу и к чему это приводит....

эволюция биосферы и человек

отрицательная деятельность человека на биосферу...

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...

Биосфера и человек

Биосфера и человек...