Биосфера и человек
план-конспект урока по биологии
Предварительный просмотр:
Тема: Биосфера и человек
Целевые ориентации урока
Личностные: формирование экологической культуры, сознания; влияния деятельности человека на природу; ответственного отношения к природе, понимания важности ее сохранения.
Метапредметные: формирование способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, поиска информации из различных источников.
Предметные: формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.
Планируемые результаты
Личностные умения: оценивание последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственной деятельности в окружающей среде. Нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы. Понимание необходимости получать информацию из различных источников,аргументированно и критически ее оценивать и представлять в разных формах.
Метапредметные умения:
ПУУД: выделение и формирование познавательной цели ,поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; анализ; синтез; установление причинно- следственных связей; формулирование проблем и нахождение способов их решения.
РУУД: умение ставить цели, составлять план действий, делать прогноз; организовать деятельность, корректировать и самооценивать.
КУУД: умение вести учет разных мнений; выражать сои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем, навыки сотрудничества при работе в группе и коллективе.
Предметные умения: ученик должен знать: давать определения ключевым понятиям, приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу; ученик должен уметь: находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом. Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу; предлагать пути преодоления экологического кризиса.
Тип урока: рефлексии
Организация образовательного пространства:
компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийное приложение к учебнику, презентация; текст и рисунки учебника; карточки для работы в группах , тесты.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, в группах, коллективная.
Методы обучения: словестные, наглядные ,проблемно-поисковые.
Ход урока
I. Актуализация и проверка домашнего задания.
Создание эмоционального настроя учащихся к повторению изученного и усвоению нового материала.
Фронтальная работа. Беседа по вопросам параграфа 29.
1.В чем заключается влияние живых организмов на биосферу ?
2.Какие факторы кроме деятельности живых организмов, влияют на состояние нашей планеты?
3.Что такое биосфера ?
4.Кто впервые ввел термин «ноосфера»?Ноосфера- это сфера Разума?
5.Что содержит понятие «устойчивое развитие общества»?
Индивидуальная работа. Выполнение теста. Выберите один правильный ответ.
ТЕСТ
- Биосфера- это
а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли.Заселенная живыми организмами;
2. Термин «биосфера» был предложен:
а) Ж. Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским;
в) Э. Леруа;
г) правильного ответа нет;
3. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
а) жизнь;
б) биомасса;
в) живое вещество;
г) правильного ответа нет;
4.К живому веществу биосферы относятся:
а ) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии;
5. К биогенному веществу биосферы относятся:
а ) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии;
6. Учение о ноосфере было разработано:
а ) В.И Вернадским;
б) Э. Леруа;
в) П. Тейаром-де- Шарденом;
г) все ответы верны;
Элементы ответа:1-г; 2-г; 3-в;4-г;5-а;6-а.
Критерии оценивания теста
6 баллов-90-100% оценка 5
5баллов- от 70-89% оценка 4
4 балла- от 50- 69% оценка 3
II. Мотивация к деятельности.
На конференции ООН в 1992 году по окружающей среде и развитию было 179 государств. Программа называлась « Повестка дня на 21 век.»
Повестка дня на 21 век:
Благоразумен будь же человек, в делах своих. Будь чист умом, душой, природа не рассорится с тобой. Ты экономику, конечно развивай, но равновесие среды не нарушай. Развитие устойчивым пусть будет и биосфера вновь поможет людям. Мы знаем, принята программа на 700 страницах расписали. Признаемся, не все страницы мы в той программе прочитали. Но знаем главное и можем подписать: Природу нашу будем все оберегать! Земляне, вместе на планете жить, так значит, очень стоит усилия свои объединить!
А просматривается ли отношение человека к тому, что говорится в данном документе? Целеполагание.
III. Учебно – познавательная деятельность.
Показ презентации « Биосфера и человек».
Первичное усвоение нового материала.
Групповая работа
Чтение текста учебника параграфа 30.
Человек с момента появления влиял на природу.
Как это происходило на разных этапах человечества?
Карточки с заданиями.
1 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период палеолита?
2 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период неолита?
3 группа. Как современный человек воздействует на биосферу?
Комментирование учащимися результатов работы. Оценивание.
Продолжение групповой работы
Изучение текста « Современная эпоха в группах».
1 группа. Проблема: А не слишком ли много нас на планете Земля? Работа с рисунком
учебника на стр. 175. « Рост численности населения Земли.»
2 группа. Какое воздействие на живые организмы со стороны человека является прямым?
3группа. Какое воздействие со стороны человека является косвенным?
Фронтальная работа учащихся.
Подумайте и ответьте (2 балла):
Можно ли сохранить редкие и исчезающие виды ? ( зоопарки и питомники)
Куда вносятся названия исчезающих по вине человека редких видов животных?( Красная книга области и РФ)
Какие меры помогают охранять редкие исчезающие виды животных?
( Создание благоприятных условий обитания для увеличения их численности. Редкие исчезающие виды животных и растений заносятся в Красные книги. Разведения в заказниках и заповедниках.)
Индивидуальная работа.
Заинтересовано ли человечество в сохранении видового разнообразия?
Напряженное состояние между человеком и природой , характеризующийся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы приводят к экологическому кризису.
Коллективная работа(2 балла)
При каких условиях и когда возникает экологический кризис?
Рост народонаселения.
Изменение состава атмосферы климата.
Загрязнение природных вод.
Истощение и загрязнение почвы.
Сокращение природного разнообразия.
Вывод: экологический кризис приводит к нарушению состоянию биосферы утраты способности к самовоспроизводству, саморегуляции, самоорганизации, все это подтолкнуло человечество к разработке путей сохранения природы, экосистем и биологического разнообразия.
Коллективная работа.
Составление кластера.
1.Уважение и забота обо всех живых существах Земли;
2.Сохрание жизнеспособности биосферы и ее разнообразия;
3.Замедление процесса истощения невозобновимых ресурсов;
4. Изменение этических норм и поведения людей;
5. Использование возможностей местного населения по поддержанию окружающей их природной среды;
6.Создание программы для развития и охраны природы;
7. Знать законы экологии и применять их на практике.
Оценивание работ
Индивидуальная работа.
Закончите предложения (1 балл)
1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется….
2. Поступление вредных веществ в среду обитания называется….
3.Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей….
4.Почему люди приобретают собственную систему очистки воды….
5. Кто создал учения о биосфере….
6.Перечислите вымерших животных…..
7.Какие вы знаете неисчерпаемые природные ресурсы….
8.Природные ресурсы исчерпаемые делятся на ….
9.Почему опасны аварии на атомных станциях….
10.Что такое ноосфера…
lV. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
Индивидуальная работа
По вопросам, рисункам текста параграфа 30 учебника.
V. Рефлексивная деятельность.
1: Что запомнилось на уроке?
2: Полезная и ценная информация для Вас?
3: Что вам не удалось?
Домашнее задание: для всех учащихся -параграф 31. Ответить на вопросы. Обратитесь к электронному приложению, изучите материал и выполните задания..
По выбору
- Разработайте анкету социологического опроса по отношению к природе. Привлеките к опросу родителей, братьев и сестер.
- Обсудите проблему «Торговля первоцветами.» Что ты лично можешь сделать чтобы спасти первоцветы.
Продвинутая группа Приготовить презентацию «Охрана природы вашего края».
Оценочный лист
Ф.И. ученика ______________________ Дата ______________
Виды учебной деятельности | 1группа, Оценка в баллах | 2 группа, Оценка в баллах | 3 группа, Оценка в баллах |
1.Проверка домашнего задания | |||
2.Выполнение теста 6б–оценка5,5б-оценка4,3б-оценка3 | |||
3.Разные этапы развития человечества | |||
4.Изучение вопроса современная эпоха. Работа с рисунком учебника | |||
5.Подумай и ответьте | |||
6.Формулирование условий возникновения кризиса. | |||
7.Составление кластеров. | |||
8.Закончите предложения. | |||
Итого баллов |
За правильный ответ- максимальное количество баллов-2
За неполный ответ-1 балл
За неверный ответ-0 баллов
Итоговый результат
29-30баллов-90-100%-оценка5
26-29баллов- от 70-89%- оценка4
22-25баллов-50-69%- оценка3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок с мини-исследованиями "Биосфера и человек"
Пятнадцатилетние подростки очень критичны к словам взрослых, в том числе и к мнению педагога. Больше всего они доверяют своему личному опыту, опыту своих друзей. Исследовательские мини-проекты –...
Проект "Эволюция биосферы и человек".
Проектная работа по биологии с учащимися 11 класса....
Презентация к уроку в 8 классе "Биосфера и человек"
В представленной работе раскрываются вопросы определения биосферы, и влияние человека на биосферу и к чему это приводит....
Биосфера и человек
Экология...
эволюция биосферы и человек
отрицательная деятельность человека на биосферу...
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...
Биосфера и человек
Биосфера и человек...