Проект "Эволюция биосферы и человек".
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Перова Елена Тимофеевна, Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района Тамбовской области
Проект
«Эволюция биосферы и человек»
Аннотация:
- Учебный проект «Эволюция биосферы и человек» проводится в рамках изучения темы «Эволюция биосферы и человек» по биологии в 11 классе по программе Пасечника В. В. Проект рассчитан на 5 часов учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в ее большом потоке. Планируют самостоятельно свою работу, по ходу дела разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов и их осмысление.
- Практическая значимость проекта состоит в определении роли человека в эволюции биосферы. Работа над проектом призвана показать учащимся влияние человека на биосферу, формировать нетерпимость к потребительскому отношению к природе, нанесению ей ущерба; познакомить с биографией В. И. Вернадского, создавшего учение о биосфере и ноосфере и самим учением о биосфере.
- Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.
Цель: Изучение роли человека в эволюции биосферы.
Задачи:
- Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В. И. Вернадского.
- Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере; развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.
- Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах; продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Темы исследований учащихся:
- Жизнь В. И. Вернадского – поиски истины.
- В. И. Вернадский и Тамбовский край.
- Роль человека в эволюции биосферы. Ноосфера – сфера разума.
Этапы и сроки проведения проекта
Урок 1: «Мозговой штурм».
Подготовительный этап:
- формирование групп (три группы по числу тем);
- распределение обязанностей внутри группы, выбор лидеров групп;
- разработка плана действия каждого участника проекта.
Основной этап:
- формулировка проблемы исследования;
- выбор творческого названия проекта;
- обсуждение творческого названия проекта;
- обсуждение источников информации;
- обсуждение предстоящих исследований.
Заключительный этап:
- обсуждение индивидуальных планов работы учащихся.
Уроки 2-3: «Консультация в группах»
Подготовительный этап:
- подготовка рабочего места группы, согласно их направления.
Основной этап:
- обмен информацией, работа в группе;
- распределение собранного материала;
- разработка общего плана и планов индивидуальных докладов;
- самостоятельная работа;
- общие выводы по направлениям.
Заключительный этап:
Консультации по сбору и обработке материала.
Урок 4: «Формирование отчетности»
Подготовительный этап:
- подготовка рабочего места группы, согласно их направления.
Основной этап:
- анализ информации;
- формулирование выводов;
- оформление продукта;
- подготовка публичного выступления.
Заключительный этап:
Оценка деятельности каждого участника, рефлексия работы.
Урок 5: «Защита проекта»
Подготовительный этап:
- подготовка материалов, оборудования к показу работ;
- формирование состава жюри
Основной этап:
- демонстрация творческих разработок учащихся по группам;
- ответы на вопросы аудитории;
- обсуждение, оценка актуальности;
- выступление членов жюри.
Заключительный этап:
- оценивание работы учащихся и подведение итогов;
- рефлексия деятельности учащихся
Конспект урока №5
«Защита проекта»
Тип урока: обобщающий.
Цели:
- Применить полученные знания по теме «Эволюция биосферы и человек» в конкретной ситуации.
- Развить творческие способности учащихся, умения работать в группе, умения презентовать результаты своей деятельности, рефлексивно-оценочные умения.
- Воспитать уверенность в себе, видение экологических проблем и путей их решения.
Оборудование: мультимедийный проектор, результаты исследований учащихся, листы с критериями оценивания продуктов.
Структура:
- Подготовительный этап – 5 мин.
- Основной этап – 30 мин.
- Заключительный этап – 10 мин.
Ход урока
Этап урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
І.Подготовительный | Организовать работу по презентации и оцениванию проектов, сформулировать совместную цель урока, подвести итоги предварительной работы. | Учитель подводит итоги предварительной работы над проектом на предыдущих уроках. Предлагает учащимся сформулировать цель урока и сообщает окончательный вариант: «Презентовать результаты работы групп по проекту «Эволюция биосферы и человек» и оценить их». Формирует состав жюри из представителей от каждой группы. | Учащиеся делятся на группы, подготавливают материалы к защите проектов. Учащиеся формулируют совместно цель урока. Члены жюри знакомятся с критериями оценивания продуктов проекта. |
ІІ. Основной | Провести защиту проектов, презентовать результаты работы групп. | Учитель организует демонстрацию творческих разработок учащихся по группам: 1 группа – « Жизнь В. И. Вернадского – поиски истины» 2 группа – « В. И. Вернадский и Тамбовский край» 3 группа – « Роль человека в эволюции биосферы. Ноосфера – сфера разума». Учитель обобщает работу групп над проектами и организует дискуссию по вопросам:
| Учащиеся презентуют результаты работы своих групп по плану. Отвечают на вопросы аудитории по проектам. Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы |
ІІІ.Заключительный | Оценить работу групп над проектами, провести рефлексию деятельности учащихся. | Учитель подводит итоги, высказывает свое отношение к работе групп, благодарит жюри, дает рекомендации каждой группе. Организует рефлексию учащихся по плану:
| Члены жюри сообщают результаты защиты проектов, оценивают их актуальность и практическую значимость. Высказываются по поводу своей деятельности, отмечают положительные моменты и причины неудач. |
Подведение итогов по проекту:
- Биосфера не только сфера распространения жизни, но и результат её деятельности;
- эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ;
- человечество фактически создало искусственную среду своего обитания;
- человек стал мощной природной движущей силой;
- современная цивилизация ведёт человечество к катастрофе;
- разумная стратегия всего человечества может предотвратить надвигающийся экологический кризис;
- учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере даёт нам необходимые экологические знания для предотвращения катастрофы.
Выводы:
- процесс формирования биосферы не завершён;
- этот процесс будет происходить до тех пор, пока биосфера существует;
- с появлением на Земле человека процесс формирования биосферы претерпел изменения;
- человек является частью биосферы и активно преобразовывает природу;
- наша гипотеза подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок с мини-исследованиями "Биосфера и человек"
Пятнадцатилетние подростки очень критичны к словам взрослых, в том числе и к мнению педагога. Больше всего они доверяют своему личному опыту, опыту своих друзей. Исследовательские мини-проекты –...
Презентация к уроку в 8 классе "Биосфера и человек"
В представленной работе раскрываются вопросы определения биосферы, и влияние человека на биосферу и к чему это приводит....
Биосфера и человек
Экология...
Биосфера и человек
конспект урока...
эволюция биосферы и человек
отрицательная деятельность человека на биосферу...
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...
Биосфера и человек
Биосфера и человек...