Урок-ролевая игра "Будет ли завтра"
план-конспект занятия по биологии (11 класс)
Урок-ролевая игра "Будет ли завтра" как вариант для проведения открытого урок (занятия) по экологии для старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Будет ли завтра | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – ролевая игра «Пусть говорят» по теме «Будет ли завтра?»
Димитриева Н.П.,
учитель биологии
МБОУ «Лицей № 3»
МО г. Братска
Цель: Познакомить обучающихся с основными экологическими проблемами; показать зависимость всего живого от деятельности человека; помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности.
Оборудование: Компьютерная презентация
Ход занятия
Ведущий
Уважаемые дамы и господа! Снова в нашем эфире программа «Пусть говорят» и я ее ведущая Димитриева Нина.
Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что еще в ранних своих работах указывал В.И.Вернадский. В связи с этим с середины ХХ века обострились проблемы, которые принято считать экологическими.
«Будет ли завтра?» - тема нашего сегодняшнего эфира. Мы поговорим о глобальных экологических проблемах, с которыми столкнулось человечество в ХХI веке. Как вы думаете, господа, о каких проблемах пойдет речь? Огласите их список (беседа со студией).
У нас сегодня в гостях ведущие специалисты: экологи, биологи, почвовед, климатолог, технолог, астрофизик…
Они помогут нам разобраться в причинах сложившейся на Земле экологической ситуации.
Ведущий
К нам в студию пришла очаровательная девушка. Встречайте её. Здравствуйте. Преставьтесь. Что вас к нам привело?
Девушка
Здравствуйте, Нина. Меня зовут_______________________________. Я очень люблю загорать, а у нас сейчас зима. Решила съездить на курорт и купила путевку на Тайвань. Мама подсунула мне газету, где написано, что солнечные лучи могут быть губительными для человека и даже могут вызвать рак кожи? Так ли это? А если так то, что мне делать?
Ведущий
Ну и вопрос вы нам задали, милая девушка. Неужели Солнце может быть таким опасным?
На этот вопрос прольёт свет кандидат экологических наук___________________________.
Эколог
Причиной повышения солнечной активности и проявления солнечной агрессии в атмосфере являются возникновение «озоновых дыр».
Известно, что атмосферный озон образуется в результате сложных фотохимических реакций под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Хотя его содержание невелико (толщина слоя около 3 мм), его значение для биосферы огромно. Ультрафиолетовые лучи губительно действуют на все живое, они способны вызывать даже онкологические заболевания. Истощению озонового слоя способствует применение фреонов, которые широко используются в промышленности и в быту в качестве хладреагентов, пенообразователей и растворителей. Фреоны интенсивно разрушают озон, сами же разрушаются медленно (50-200 лет). Необходимо сокращать мировое производство фреонов.
Вам же я посоветую загорать недолго (особенно в жаркие дни), а также наносить солнцезащитный крем на кожу.
Ведущий
К нам на передачу пришла учительница начальных классов. Встречай те её. Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.
Учительница
Меня зовут_______________________________________. Я работаю в школе более 10 лет. На уроках природоведения мы с ребятами ведем дневник наблюдений, где отмечаем температуру воздуха ежедневно. Через год мы вычисляем среднюю годовую температуру. Проведя анализ среднегодовых температур за несколько лет, я заметила повышение на 1,5 – 2 градуса. Как вы думаете, с чем это связано? (вопрос в студию)
Ведущий
Наши операторы, чтобы помочь разобраться в этом вопросе, специально для нас смонтировали видеофильм о парниковом эффекте. Смотрим (просмотр видеофильма). Какова основная причина парникового эффекта? К каким последствиям приводит парниковый эффект? (вопросы в студию)
Ведущий
На нашу программу пришло письмо от взволнованной зрительницы.
«Всем здравствуйте! Я люблю красивую обувь и всегда стараюсь одеваться модно. Весной я купила себе дорогие замшевые сапоги, которые носила с большим удовольствием до наступления слякоти. После высыхания промокшей обуви на её коже оставались желто-белые полоски. Принимать сапоги обратно в магазин мне отказали, ссылаясь на плохую экологию. В чем дело? Неужели во всем виноват мокрый снег? »
Кто поможет разобраться в этом вопросе?
Студентка
Я студентка 5 курса экологического факультета БГУ. Зовут меня_______________________________. Плохая экология, в частности кислотные дожди, повлияли на носкость вашей обуви. Кислотные дожди возникают из-за выбросов в атмосферу крупных городов сернистых соединений. Эти сернистые соединения влияют на почву и растительность. Кислотные осадки усиливают выщелачивание элементов питания из листьев и вынос минеральных веществ из почвы. Все это приводит к гибели естественных сообществ, как наземных, так и водных. Практически все европейские страны подписали соглашение о прекращении выбросов серы в атмосферу.
Что здесь можно сказать? Не изменим, отношение к природе – будем ходить в резиновой обуви.
Почвовед
Если будет по чему ходить! Простите, что встреваю! Я кандидат биологических наук, зав.кафедрой ИГУ, зовут меня _____________________________________________. Позвольте вам напомнить, что земля для человека была матушкой-кормилицей. Хозяйственная деятельность человека началась именно с земледелия. А что мы видим, сейчас:
- Эрозия (смыв верхнего слоя)
- Осушение заболоченных почв
- Орошение
- Открытая разработка полезных ископаемых
- Усиленное применение минеральных удобрений
- Усиленное применение пестицидов
- Подсечно-огневое земледелие
Все эти факторы снижают и разрушают плодородие почв. Эрозия выносит самый плодородный слой, орошение способствует засолению почвы; чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов приводит к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных растениях. Необходимо принимать целый ряд мер по предупреждению снижения плодородия почв.
Ведущий
К нам на программу пришел житель п.Кузнецовка со своей проблемой.
Житель
Я живу в поселке уже 40 лет. Зовут меня___________________________________. Я пришел высказать общее мнение и тревогу жителей п. Кузнецовка. Нас волнует состояние леса вокруг нашего поселка. Еще 30 лет назад поселок окружали стройные сосны, величавые ели пихты, белоствольные березы. А сейчас вместо леса – бурелом. Пожары и вырубка уничтожили лесную экосистему. Кто за это ответит?
Ведущий
Вопрос, конечно, риторический. Давайте спросим у директора Лесхоза_______________________________.
Лесовод
Лесные экосистемы занимают 40% территории планеты, 44% территории России. Лес очень важен для биосферы, т.к. он:
- Обогащает биосферу кислородом
- Поддерживает уровень углекислого газа в атмосфере
- Поддерживают уровень грунтовых вод
- Испарят влагу в атмосферу
- Являются местообитанием животных
- Фильтруют поверхностный сток воды
Сведение лесов приводит к:
- Активизации почвенной эрозии
- Снижению уровня грунтовых вод
- Заиливанию рек и водохранилища.
- Гибели богатейшей фауны
Чтобы не допустить этого, необходимо рационально использовать лесные ресурсы и производить искусственные лесопосадки. Этим благим делом мы сейчас и занимаемся.
Ведущий
Серьезный ущерб биосфере наносит и энергетика, влияющая на тепловой баланс Земли и на качество атмосферы. Каждые 10-12 лет количество потребляемой энергии удваивается, и нагрузка на биосферу растет. Мы должны иметь в виду, что на нашей планете развивать энергетику свыше определенного предела нельзя, но развитие человеческой цивилизации невозможно без роста энергопотребления. Как же может быть решение энергетической проблемы?
Специально для этого я пригласила к нам в студию ведущего специалиста в этой области, кандидата физических наук, астрофизика__________________________________.
Давайте его поприветствуем.
Астрофизик
Полагаю, что человеку остается единственный путь: убрать энергосистемы за пределы биосферы и подавать энергию в такой форме, которая исключает взаимодействие с атмосферой. К счастью, такая форма известна – это микроволновое электромагнитное излучение. Убрав энергосистемы в космос, мы не только избавим энергосистемы от перегрева, но и перейдем к использованию первичного энергоисточника – Солнца. На геостационарной орбите, где период обращения равен суткам и он как бы «зависает» над заданной точкой, собирается опорная платформа, на которой устанавливают солнечные батареи, микроволновые генераторы и параболическую передающую антенну. На поверхности Земли монтируются приёмные устройства. Солнечная энергия трансформируется в поток остронаправленного микроволнового излучения – и энергия течет из космоса к наземным потребителям. При этом становятся ненужными ЛЭП, громоздкие ГЭС, опасные АЭС и коптящие небо ТЭЦ. Космический вакуум обеспечит высокий КПД производства и передачи энергии; приемные антенны обладают неплохими показателями – так что подобная энергосистема обещает быть весьма экономичной.
Ведущий
Проблема окружающей среды – это в первую очередь проблема загрязнения. Из добываемого сырья человек использует пока 1%, а остальные 99% в искаженном виде становятся отходами. Вдумайтесь тот факт: объём промышленной продукции на планете удваивается каждые 10-12 лет. Соответственно растет и загрязнение. Вопрос «Куда девать мусор?» становится все более актуальным. Разобраться в этом вопросе нам поможет технолог___________________________________________.
Технолог
Обычный в прошлом метод – собирать все отходы на свалках, расположенных, как правило вблизи населенных пунктов, - уже становиться невозможным. Все отходы можно разделить на две большие группы: отходы производства и отходы потребления. Отходы потребления – это кухонные отбросы, печатные материалы, пластмасса, текстиль, дерево, кожа, стекло, камни, металлы. Для захоронения твердого мусора требуется все больше места, и это даже притом, что часть мусора сжигается. Ведь не всякий мусор горит, и не все, что горит, можно сжигать без риска для окружающей среды. А ведь многое из отходов можно снова пустить в дело, ведь мусор состоит не только из ядов и грязи, в нем содержатся многие полезные вещества, не находящие седее применения. Но мы не только выбрасываем сырье, мы еще немало платим: сбор, вывоз и захоронение обходятся ежегодно в кругленькую сумму. Единственный выход из этой ситуации – сокращение отходов потребления и вторичное использование сырья на предприятиях по переработке мусора. В случае промышленного производства следует акцентировать внимание на перестройку технологий. Создать полностью безотходные технологии вряд ли когда-либо удастся. Поэтому проще убрать в космос те производства, которые особенно загрязняют атмосферу.
Ведущий
Что такое биосфера? (вопрос в студию)
Устойчивость и жизнеспособность биосферы зависит от разнообразия живых организмов. Полагают, что за время существования Биосферы на Земле было не менее 1 млрд. видов. Каково биологическое разнообразие нашей планеты в ХХI веке? Предоставим слово доктору биологических наук___________________________________________________.
Биолог
Судя по всему, в настоящее время существуют миллионы видов живых организмов, хотя описано только 1,7 млн. По оценкам специалистов их не менее 5 млн., но последние данные позволяют предполагать, что одних только насекомых в тропических лесах около 30 млн.
Ведущий
Как сохранить видовое разнообразие на планете?
Биолог
Очевидно, что наиболее целесообразно сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем. Необходимо создавать и поддерживать территории, на которых частично или полностью запрещается хозяйственная деятельность, а присутствие людей ограничивается штатом охраны и исследователей. Такие территории называют заповедниками. Возможны более «мягкие» формы охраны (запрет на охоту и рыболовство в определенное время) – заказники. Еще одна возможность сохранения редких видов – увеличение числа зоопарков и ботанических садов, разведение исчезающих видов в неволе с последующим возвращением вида в природную среду. «Последняя линия обороны» в борьбе с уменьшением видового разнообразия – генетические криобанки, создание которых только начинается. Суть криобиологии заключается в хранении ценных семян в жидком азоте в замороженном состоянии.
Ведущий
Спасибо большое гостям студии, что помогли разобраться в столь сложных вопросах. Как мы видим человек, полностью зависит от биосферы, т.к. черпает из неё продукты питания и первичное сырьё. В тоже время мы не можем больше выбирать способы воздействия на биосферу, действуя методом проб и ошибок. Что ж остается? (вопрос в студию)
Студия отвечает:
- Провести комплексные исследования состояния биосферы
- Составить карту экологической обстановки глобальную, региональную
- Создать систему мониторинга (система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды)
- Глобальное экологическое воспитание(преодоление экологического невежества, непонимания, неинформированности политиков, экономистов и общества в целом.)
- Формирование экологического сознания школьников
- Новые источники экологической информации и пропаганды – от печатных изданий до телемостов.
Все хотят, чтоб на Земле
Чистым воздух был и свежим.
А вредителям-невежам
Дружный мы дадим отпор!
Загрязненье атмосферы
Ныне стало выше меры,
Лишний углекислый газ
Климат изменил у нас!
Не дадим, чтоб мерзкий смог
В города проникнуть смог!
А надежда лишь на вас,
Надо действовать сейчас!
Будет ли завтра? Теперь это будет зависеть только от нас! Берегите себя и своих близких! С вами была Нина Димитриева! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суд над этанолом. Урок - ролевая игра, 10 класс
В игровой форме проводится обобщение и систематизация знаний учащихся об этноле и областях его применения человеком; формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Группова...
Урок - ролевая игра "Интервью"
Цель: провести ролевую игру, распределив роли интервьюера и интервьюируемого. Задачи: - воспитательная: воспитание толерантности, - развивающая: расширяет кругозор, - образовательная: публичное ко...
Урок-ролевая игра: Суд над химическим элементом "Углерод"
Урок обобщения и углубления знаний, который превращается в судебное заседание над химическим элементом. Учитель становится судьей, учащиеся - прокурор, представители защиты и обвинения, свидетели, экс...
Урок-ролевая игра: Суд над химическим элементом "Углерод"
Урок обобщения и углубления знаний, который превращается в судебное заседание над химическим элементом. Учитель становится судьей, учащиеся - прокурор, представители защиты и обвинения, свидетели, экс...
Урок-ролевая игра: " Путешествие в мир веществ "
Урок проводится при обощении знаний по теме "Основные классы неорганических веществ" в виде морского путешествия по маршруту: бухта "Рспределения", царство "Оксиды", ""Кислоты", "Соли", поток "Формулы...
Урок-ролевая игра "Спорт-это здорово!" в 8 классе
урок-ролевая игра...
Урок – ролевая игра «Я – учитель» Урок русского языка в 7 классе
Цель: развитие коммуникативной культуры учащихся с целью их дальнейшей социализации.Задачи: развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, речемыслительных, интеллектуальных, тво...