Разработка урока "Внутреннее строение земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Разработка урока для 7 класса по программе В.В.Пасечника. Урок проводится методом проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrennee_stroenie_zemnovodnyh.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ Новопетровская СОШ

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ

Урок в 7 классе

Разработала: учитель биологии

Иващик Ольга Алексеевна

Цели  урока:

*Сравнить системы органов рыб и лягушки, выявить усложнение строения          земноводных в связи с выходом на сушу.

*Развивать логическое мышление учащихся путем постановки проблемных вопросов, сравнения и обобщения материала.

*Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Оформление и оборудование:

         презентация, фотография Эйфелевой башни, рисунок цветущей сакуры,  влажные препараты вскрытой лягушки, выставка книг.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

     Что означает слово «амфибия»?

 Верно, живущие на суше и в воде. Вы уже знаете особенности внешнего строения земноводных связанные с их образом жизни. Чтобы убедиться в вашей готовности к восприятию нового материала проведем проверку знаний.

Предлагаю вам выполнить тест и провести самопроверку. (5 минут)

      Выданы задания каждому.

 Ответы демонстрируются на слайде после выполнения задания.

             Внешнее строение земноводных.

1.Наличие век у лягушки- это приспособление

   А- к жизни в воде

   Б- к жизни на суше

   В- к защите от яркого света

   Г- к защите от низкой температуры воздуха

2.Приспособление к передвижению в воде у лягушки

   А- наличие век

   Б- вступающие ноздри

   В- обтекаемая форма тела

   Г- покровительственная окраска

3. Благодаря перепонкам на конечностях лягушка

   А- передвигается в воде

   Б- сохраняет равновесие

   В- прыгает

   г- передвигается на суше

4.В отличие от рыб в скелете лягушки имеется

   А- позвоночник

   Б- череп

   В- шейный позвонок

   Г- пояс передних конечностей

5. В отличие от рыб у лягушки нет

    А- позвоночника

    Б- ребер

   В- черепа

   Г-поясов конечностей

6.Тело лягушки то высыхания на суше защищает

    А- гладкая кожа

    Б- покровительственная окраска

    В- чешуя

    г- слизь      

7.Зубы у лягушки

    А - расположены на обеих челюстях

    Б - на верхней челюсти

    В – на нижней челюсти

    Г – нет зубов

8. Взрослая лягушка питается

    А- рыбами

    Б – дафниями

    В – травой

    Г – мелкими беспозвоночными

9.Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:

    А – органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами

    Б – лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких

    В – жизненные процессы лягушки резко замедляются.

10. Перечислите кости нижней конечности лягушки.

Самопроверка

После выполнения заданий, проверьте правильность ответов. Сравните с нормами оценок и поставьте себе оценку, которую ожидаете.

 5- нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки, более 5 ошибок-оценка 2.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Учитель:   У вас на партах стоят влажные препараты вскрытой лягушки.       Определите тему и цель нашего урока.

    Ученики: Наша задача на сегодняшнем уроке выяснить существуют ли особенности во внутреннем строении земноводных  в связи с их образом жизни.

   Учитель: Ребята, посмотрите на эти слайды  и скажите что здесь изображено? (Эйфелева башня, сакура).

 Как вы думаете. какое отношение могут иметь эти изображения к нашей теме урока «Внутреннее строение лягушки»?

Учитель: что символизирует Эйфелева башня? Верно, г.Париж (запись на доске)

А ветка сакуры? Япония, Токио. Почему мы вспомнили сегодня эти города?

Какое отношение они имеют к земноводным? (Проблема)

В этих городах поставлены памятники лягушке. За какие заслуги?

- За служение науке.

В Парижском университете по настоянию крупного естествоиспытателя Клода Бернара и в Токио по инициативе студентов.

Очень много опытов проводилось на лягушках, они помогли сделать ряд важных открытий.

А мы сегодня сделаем некоторые открытия для себя.

Наша задача – ознакомиться с внутренним строением лягушки и выяснить особенности  строения, связанные со средой обитания.

Работа проводится в парах.

 На каждой парте находятся карточки с заданиями в которых предусмотрены обязательные вопросы и дополнительные. На обязательные вопросы вы найдете ответы в учебнике. На дополнительные – в литературе, представленной на выставке книг. на выполнение каждого задания отводится 4 минуты, после чего любая пара отвечает на вопросы карточки.

ЗАДАНИЯ

Пищеварительная система.

1.Ознакомьтесь со строением пищеварительной системы земноводных, составьте пищеварительную цепочку лягушки.

2.Какие пищеварительные железы участвуют в пищеварении лягушки?

3. Чем питаются лягушки?

Дополнительные вопросы:

  1. Почему лягушка не ест муху, сидящую на траве?
  2. Есть ли у земноводных слюнные железы?
  3. Ухватила мушку зеленая лягушка

но забила пища рот,  ни назад и ни вперед,

вдруг лягушкины глаза провалились в полость рта,

протолкнули сей обед…  

правда это или нет?

Дыхательная система.

  1. Почему считают, что у лягушки двойное дыхание?
  2. Есть ли у лягушки ребра?
  3. Как происходит вдох и выдох у лягушки? Заполните схему:

Дно ротовой полости оттягивается - ? –ноздри закрываются - ? – воздух проталкивается в легкие.

Дополнительный вопрос: Что произойдет если лягушку посадить в охлажденную кипяченую воду?

Кровеносная система.

  1. Сколько кругов кровообращения у земноводных?
  2. Перечислите отделы сердца лягушки.
  3. Почему кровь на схеме в учебнике обозначена 3 цветами: красным, синим и фиолетовым?
  4. Какая кровь выбрасывается через аорту?
  5. Опишите путь крови в малом круге кровообращения.

Дополнительные вопросы:

      1.Какое значение имеет наличие двух кругов кровообращения?

      2.В чем отличие в строении сердца лягушки и рыбы?

Нервная система

      1.Перечислите отделы головного мозга лягушки.

      2. Какой отдел развит лучше, чем у рыб и почему?

Дополнительные вопросы:

      1.Чем строение глаз рыбы отличается от строения глаз лягушки?

      2. Чувствуют ли лягушки запах и вкус?

Обмен веществ.

  1. Проблемный вопрос: В процессе проведения опыта установили, что при температуре 0 Лягушки прыгают на 10-15 см, а при температуре +25 0 около 100см. Почему?

Ответ: Слабо развитые легкие, смешанная кровь ограничивают поступление кислорода к органам. Поэтому мало выделяется энергии и температура тела низкая.  

Выделение.

      1.Сравните органы выделения рыб и лягушки, назовите черты сходства и различия.

После завершения работы с вопросами прошу вас назвать 6 основных признаков отличия во внутреннем строении земноводных по сравнению с рыбами.

Ответ.

1.Наличие легких.

2.В сердце имеется 3 камеры.

3. Два круга кровообращения.

4. Наличие клоаки.

5. Слабее развит мозжечок, а передний мозг сильнее.

6. Лучше развиты органы чувств.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: Параграф 46, из имеющейся литературы и картотеки выбрать тему сообщений к уроку «Многообразие земноводных»

        Литература: Энциклопедия «Жизнь животных» т5

                     А.А Яхонтов «Зоология для учителя»

                     В.П.Герасимов «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»

                      Я иду на урок. Земноводные.

                      Н.П.Наумов «Зоология позвоночных» т 1

                      А.Брем « Жизнь животных» т 2

                      Ю.Дмитриев «Земноводные и пресмыкающиеся»

                      И.Г.Тарасов «Амфибии и рептилии Амурской области»

                      « Зоология с основами экологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по проведению работы с программой «Электронный атлас для школьника: зоология» тема «Внутреннее строение земноводных» в 7 классе.

Данную работу можно проводить с использованием мобильного компьютерного класса (система MakOS) практически по любой теме курса "Животные". Предложенная карта содержит пошаговую инструкцию при индивиду...

презентация к уроку:" Общая характеристика и особенности строения земноводных"

Презентация подготовлена для учащихся 7 класса и в полном обёме рассматривает материал о внутреннем и внешнем строении земноводных, а так же их эволюцию....

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Среда обитания и внешнее строение земноводных...

Внутреннее строение земноводных

Внутреннее строение земноводных....

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...