Разработка урока "Внутреннее строение земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Разработка урока для 7 класса по программе В.В.Пасечника. Урок проводится методом проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennee_stroenie_zemnovodnyh.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ Новопетровская СОШ
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ
Урок в 7 классе
Разработала: учитель биологии
Иващик Ольга Алексеевна
Цели урока:
*Сравнить системы органов рыб и лягушки, выявить усложнение строения земноводных в связи с выходом на сушу.
*Развивать логическое мышление учащихся путем постановки проблемных вопросов, сравнения и обобщения материала.
*Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.
Оформление и оборудование:
презентация, фотография Эйфелевой башни, рисунок цветущей сакуры, влажные препараты вскрытой лягушки, выставка книг.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
Что означает слово «амфибия»?
Верно, живущие на суше и в воде. Вы уже знаете особенности внешнего строения земноводных связанные с их образом жизни. Чтобы убедиться в вашей готовности к восприятию нового материала проведем проверку знаний.
Предлагаю вам выполнить тест и провести самопроверку. (5 минут)
Выданы задания каждому.
Ответы демонстрируются на слайде после выполнения задания.
Внешнее строение земноводных.
1.Наличие век у лягушки- это приспособление
А- к жизни в воде
Б- к жизни на суше
В- к защите от яркого света
Г- к защите от низкой температуры воздуха
2.Приспособление к передвижению в воде у лягушки
А- наличие век
Б- вступающие ноздри
В- обтекаемая форма тела
Г- покровительственная окраска
3. Благодаря перепонкам на конечностях лягушка
А- передвигается в воде
Б- сохраняет равновесие
В- прыгает
г- передвигается на суше
4.В отличие от рыб в скелете лягушки имеется
А- позвоночник
Б- череп
В- шейный позвонок
Г- пояс передних конечностей
5. В отличие от рыб у лягушки нет
А- позвоночника
Б- ребер
В- черепа
Г-поясов конечностей
6.Тело лягушки то высыхания на суше защищает
А- гладкая кожа
Б- покровительственная окраска
В- чешуя
г- слизь
7.Зубы у лягушки
А - расположены на обеих челюстях
Б - на верхней челюсти
В – на нижней челюсти
Г – нет зубов
8. Взрослая лягушка питается
А- рыбами
Б – дафниями
В – травой
Г – мелкими беспозвоночными
9.Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:
А – органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами
Б – лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких
В – жизненные процессы лягушки резко замедляются.
10. Перечислите кости нижней конечности лягушки.
Самопроверка
После выполнения заданий, проверьте правильность ответов. Сравните с нормами оценок и поставьте себе оценку, которую ожидаете.
5- нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки, более 5 ошибок-оценка 2.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: У вас на партах стоят влажные препараты вскрытой лягушки. Определите тему и цель нашего урока.
Ученики: Наша задача на сегодняшнем уроке выяснить существуют ли особенности во внутреннем строении земноводных в связи с их образом жизни.
Учитель: Ребята, посмотрите на эти слайды и скажите что здесь изображено? (Эйфелева башня, сакура).
Как вы думаете. какое отношение могут иметь эти изображения к нашей теме урока «Внутреннее строение лягушки»?
Учитель: что символизирует Эйфелева башня? Верно, г.Париж (запись на доске)
А ветка сакуры? Япония, Токио. Почему мы вспомнили сегодня эти города?
Какое отношение они имеют к земноводным? (Проблема)
В этих городах поставлены памятники лягушке. За какие заслуги?
- За служение науке.
В Парижском университете по настоянию крупного естествоиспытателя Клода Бернара и в Токио по инициативе студентов.
Очень много опытов проводилось на лягушках, они помогли сделать ряд важных открытий.
А мы сегодня сделаем некоторые открытия для себя.
Наша задача – ознакомиться с внутренним строением лягушки и выяснить особенности строения, связанные со средой обитания.
Работа проводится в парах.
На каждой парте находятся карточки с заданиями в которых предусмотрены обязательные вопросы и дополнительные. На обязательные вопросы вы найдете ответы в учебнике. На дополнительные – в литературе, представленной на выставке книг. на выполнение каждого задания отводится 4 минуты, после чего любая пара отвечает на вопросы карточки.
ЗАДАНИЯ
Пищеварительная система.
1.Ознакомьтесь со строением пищеварительной системы земноводных, составьте пищеварительную цепочку лягушки.
2.Какие пищеварительные железы участвуют в пищеварении лягушки?
3. Чем питаются лягушки?
Дополнительные вопросы:
- Почему лягушка не ест муху, сидящую на траве?
- Есть ли у земноводных слюнные железы?
- Ухватила мушку зеленая лягушка
но забила пища рот, ни назад и ни вперед,
вдруг лягушкины глаза провалились в полость рта,
протолкнули сей обед…
правда это или нет?
Дыхательная система.
- Почему считают, что у лягушки двойное дыхание?
- Есть ли у лягушки ребра?
- Как происходит вдох и выдох у лягушки? Заполните схему:
Дно ротовой полости оттягивается - ? –ноздри закрываются - ? – воздух проталкивается в легкие.
Дополнительный вопрос: Что произойдет если лягушку посадить в охлажденную кипяченую воду?
Кровеносная система.
- Сколько кругов кровообращения у земноводных?
- Перечислите отделы сердца лягушки.
- Почему кровь на схеме в учебнике обозначена 3 цветами: красным, синим и фиолетовым?
- Какая кровь выбрасывается через аорту?
- Опишите путь крови в малом круге кровообращения.
Дополнительные вопросы:
1.Какое значение имеет наличие двух кругов кровообращения?
2.В чем отличие в строении сердца лягушки и рыбы?
Нервная система
1.Перечислите отделы головного мозга лягушки.
2. Какой отдел развит лучше, чем у рыб и почему?
Дополнительные вопросы:
1.Чем строение глаз рыбы отличается от строения глаз лягушки?
2. Чувствуют ли лягушки запах и вкус?
Обмен веществ.
- Проблемный вопрос: В процессе проведения опыта установили, что при температуре 0 Лягушки прыгают на 10-15 см, а при температуре +25 0 около 100см. Почему?
Ответ: Слабо развитые легкие, смешанная кровь ограничивают поступление кислорода к органам. Поэтому мало выделяется энергии и температура тела низкая.
Выделение.
1.Сравните органы выделения рыб и лягушки, назовите черты сходства и различия.
После завершения работы с вопросами прошу вас назвать 6 основных признаков отличия во внутреннем строении земноводных по сравнению с рыбами.
Ответ.
1.Наличие легких.
2.В сердце имеется 3 камеры.
3. Два круга кровообращения.
4. Наличие клоаки.
5. Слабее развит мозжечок, а передний мозг сильнее.
6. Лучше развиты органы чувств.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание: Параграф 46, из имеющейся литературы и картотеки выбрать тему сообщений к уроку «Многообразие земноводных»
Литература: Энциклопедия «Жизнь животных» т5
А.А Яхонтов «Зоология для учителя»
В.П.Герасимов «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»
Я иду на урок. Земноводные.
Н.П.Наумов «Зоология позвоночных» т 1
А.Брем « Жизнь животных» т 2
Ю.Дмитриев «Земноводные и пресмыкающиеся»
И.Г.Тарасов «Амфибии и рептилии Амурской области»
« Зоология с основами экологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внутреннее строение земноводных
презентация к уроку...
Инструкция по проведению работы с программой «Электронный атлас для школьника: зоология» тема «Внутреннее строение земноводных» в 7 классе.
Данную работу можно проводить с использованием мобильного компьютерного класса (система MakOS) практически по любой теме курса "Животные". Предложенная карта содержит пошаговую инструкцию при индивиду...
презентация к уроку:" Общая характеристика и особенности строения земноводных"
Презентация подготовлена для учащихся 7 класса и в полном обёме рассматривает материал о внутреннем и внешнем строении земноводных, а так же их эволюцию....
Среда обитания и внешнее строение земноводных
Среда обитания и внешнее строение земноводных...
Внутреннее строение земноводных
Внутреннее строение земноводных....
Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок
К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...