Открытый урок.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Щербакова Екатерина Вадимовна

Тема урока: Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: урок- наглядно - практический.

Место урока:Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Цель урока:знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; узнать о  способах распространения плодов и семян.

Задачи:-формирование умений работы с натуральными объектами;

- развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи;-воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств.

1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; узнать о  способах распространения плодов и семян.

2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств.

 3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формированияУУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

-  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в паре;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в парах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Используемые образовательные технологии 

Элементы:

1. личностно-ориентированного развивающего обучения.

2. современных образовательных технологий с применением ИКТ;

3. группового самостоятельного обучения;

4. игровых технологий.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах; ролевая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_shchev.docx62.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: урок- наглядно - практический.

Место урока:Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; узнать о  способах распространения плодов и семян.

Задачи:-формирование умений работы с натуральными объектами;

- развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи;-воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств.

1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; узнать о  способах распространения плодов и семян.

2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств.

 3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

-  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в паре;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в парах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Используемые образовательные технологии  

Элементы:

1. личностно-ориентированного развивающего обучения.

2. современных образовательных технологий с применением ИКТ;

3. группового самостоятельного обучения;

4. игровых технологий.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах; ролевая игра.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Приёмы работы

1.Орг.

Момент (мотивация и организация).

Здравствуйте,  ребята!

Рада видеть вас. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Надеюсь, вы пришли с хорошим настроением и желанием узнать что-то новое. Наш сегодняшний урок обещает быть интересным.

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.

словесные

2.АОЗ

Опрос

обуч-я

Предлагаю наш урок начать со схемы, которую вы видите на доске и вспомнить какие части растений нам уже известны.

Хорошо.

Что такое цветок?

Ребята посмотрите на схему. Что здесь изображено?

Проверим домашнее задание. Возьмите карточки и подпишите части цветка.У доски эту работу выполняет один ученик(соотносит  карточку с частями растений на схеме).Поменяйтесь работами и выполним взаимопроверку.(Слайд 1).(Приложение1).

Оцените :        «5» - нет ошибок,

                          «4» - 1-2 ошибки,

                           «3» - 3-5 ошибок,

                           

Молодцы!

2)письменный (приложение№2),3)

корень, стебель, почки, листья, цветок, побег

строение цветка яблони

Цветоножка, цветоложе, завязь, тычиночная нить, пыльник, тычинка, столбик, рыльце, пестик, лепесток

Словесные,

фронтальный опрос, работа со схемой,

взаимопроверка.

3.

3.Целеполагание

Ребята, послушайте чудесное стихотворение Николая Рыленкова, в котором скрыта тема нашего урока:

Цветок всю ночь готовит мед

Пчелу сластену в гости ждет

Бери мол, но, как другу,

Мне окажи услугу,

Пыльцу мучную эту

 Перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет …...            

-Что зреет?  (плод)

Так что мы будем изучать сегодня на уроке?(Плоды).

Снимается цветок , а под ним изображение плода.  

Посмотрите на экран  тема урока: «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян».(Слайд2).

Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой сегодня на  уроке? (Слайд3).

На экране высвечиваются цели и задачи), еще раз читаем их в слух.Цель урока:

  • изучить  плоды и их строение.
  • Задачи урока:
  • Познакомиться  со строением плодов, их многообразием и классификацией.
  • Научиться распознавать различные типы плодов.
  • Познакомиться со способами распространения плодов и семян.

Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать?

(плод)

(высказывают предположения: узнать, что такое плод; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и т.д.)

рассмотреть, исследовать плоды

Связать с повседневной жизнью ключевое понятие. Высказывание предположений (гипотез)

4. Изучение темы

(осмысление нового материал

Ребята, чтобы выполнить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли научных сотрудников  ботанической лаборатории, руководителем которой буду я. Вы согласны с моим предложением? Тогда, мы сегодня с вами - коллеги!

У вас на столах лежат маршрутные карты урока ,в которые вы будете записывать выводы при достижении каждой поставленной задачи. Подпишите их, пожалуйста.(Приложение 2).

А) . Посмотрите на экран. На экране изображены плоды(вишни, гороха, ананаса).Так вот те плоды у которых в цветке только один пестик, называют простыми, те у которых в цветке несколько пестиков сложные. (Слайд 4) , а  соплодие, образуется  из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое.

-Для того чтобы определить к какой группе относится плод нужно знать его строение.

Б)Проблема:Какие части есть у плода?

Коллеги давайте в нашей лаборатории рассмотрим строение плода.

( Учитель подходит к столу, берет яблоко  и разрезает.( просит подойти всех к себе).-Что мы видим внутри?

А остальное содержимое, ребята ,это околоплодник. Околоплодник - это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

 -Как вы думаете какая функция околоплодника?

Присядьте на места . в своих картах подпишите части плода. Посмотрите на экран и сравните свои записи.

(Слайд5).

Коллеги,  что мы узнали на данном этапе урока? Запишите выводы в своих картах.

В) (Учитель подходит к столу,где лежат различные плоды, берет помидор и начинает его резать).

---Ребята, что происходит с плодом?(, т.е плод какой?

(берется орех раскрывается) А этот плод какой внутри? т.е на какие по количеству воды в околоплоднике мы можем поделить плоды?

А по количеству семян?У помидора сколько?

 (Разрезаю персик…) Сколько семян?(т.е многосемянные и односемянные. Посмотрите на экран перед вами схема классификации плодов.

Учитель: С сочным околоплодником по виду плоды бывают – ягодовидные и костянковидные, с сухим околоплодником по виду – ореховидные и коробочковидные.

(Слайд6).

Что проделали на данном этапе?

Запишите выводы, коллеги.

Предположения детей

Семена

Околоплодник

Защитная

Ответы: С него течет сок ,СочныйСухой                                                   На сухие и сочные.

много

одно

(классификация плодов).

Исследование,анализ,сам.работа, самопроверка

5.Физ минутка

Ребята я читаю текст на слово сочный хлопаете в ладоши, на слово сухой поднимаете вверх руки.

Апельсин такой уж сочный, не такой как боб- сухой, помидор он тоже сочный, а горох – сухой, яблоко, арбуз и тыква – ну сочны, а хлопчатник, мак, фиалка- ну сухи.

Обуч. – на слух воспринимают информацию и выполняют физические упражнения.

Здоровьесберегающая технология.

6.Лабораторная работа

 Поработаем в парах, выполним  лабораторную работу.(На столах у каждого плоды:  яблоко, орех, огурец ,акация,помидор)

                                                            План работы.(Слайд 7)

Для выполнения работы откройте учебники на страницах 68-71, и провидите поиск нужной вам информации.

1).Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

2).Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные.

3).Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

4).Заполните таблицу «Типы плодов».

Что вы сделали на данном этапе?

 Запишите выводы.

Работа в парах, запись в маршрутных картах

проверка

Работа в парах, практическая работа, поиск информации в учебнике

7.Распространение семян.(доклады заранее подготовленных обуч-ся)

Уважаемые коллеги, к нам в лабораторию прислали коллекцию: репейника, щавеля, рябины, люцерны.

Посмотрите  у разных плодов в процессе эволюции возникли различные приспособления для распространения, какие это приспособления нам расскажут наши коллеги - исследователи которые дома подготовили небольшие доклады. Вызываю к доске: Егор, Настя, Алена, Коля,Виталя. Рассказывают, на экране картинки. Спасибо ребята за информацию.

Что вы узнали ? Запишите выводы .(Слайд 8,9,10,11)

Коллеги  как вы думаете какова экологическая значимость плодов для человека и для природы в целом?

Доклады ребят

Рассматривание гербария, информация о распространении семян

8. Подведение итогов. Д.З. Рефлексия.

1.Ну а теперь мне хотелось бы услышать ваши выводы  по проделанной работе.

2. Продолжите исследовательскую работу дома

стр. 78 вопрос №1( Вы исследователи!)

3.Отметки.

4.Самооценка.Выберите яблоко : красное – на уроке было интересно и ничего не вызывало затруднение, желтое- было немного трудно, зеленое – было сложно.

Предлагаю украсить плодами яблоню!

Спасибо за урок!

Слайд12(цели и задачи).

высказываются

сравнивают

высказываются

Самоанализ, самооценка

Приложение1.

C:\Users\LENOVO\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\i (2).jpg

  1. Лепесток
  2. Чашелистик
  3. Цветоножка
  4. Цветоложе
  5. Завязь
  6. Столбик
  7. Рыльце
  8. Тычиночная нить
  9. Пыльник
  10.  Пестик
  11. Тычинка

                                                                                  Ф.И._________________________________________

Приложение 2.

Ф.И. обучающегося ………………………………………………………… .  

Тема урока: « Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян».

№ этапа

Что узнали?

Этап 1

Строение плода.

Выводы:C:\Users\LENOVO\Desktop\i (1).jpg                            __________________________

Этап 2

Классификация плодов.

Выводы:

По количеству воды в околоплоднике - _______________и __________________.

По количеству семян - ___________________ и ______________________.

Этап 3

Лабораторная работа: «Типы плодов»

Название плодов

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

Образец:

Выводы:

Этап 4

Распространение плодов и семян

Выводы:

 1.__________________________________________________________

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

4.___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...