Значение дыхание
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Куулар Буянмаа Бай-Вековна

Дыхание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дыхание37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

 Цель: изучение строения органов дыхания в соответствии с их функциями, заболеваний дыхательных путей

Задачи:

Образовательные:

- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

- выяснить механизм голосообразования;

- познакомить с инфекционными заболеваниями дыхательных путей

Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхательных путей)

Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью и воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, работы в группе

Тип урока: изучение нового материала

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса

Формы работы: групповая, парная и индивидуальная

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки

Предметные результаты обучения:

- указывать сущность и значение процесса дыхания;

- характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями;

- распознавать на рисунках органы дыхательной системы;

- объяснять механизм образования голоса;

- перечислять заболевания верхних дыхательных путей.

Метапредметные результаты обучения:

- познавательные – анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью выявления причинно-следственных связей; строить логическую цепочку рассуждений;

- регулятивные – формулировать и планировать пути цель и ее достижения; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

Коммуникативные – полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

- проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.

Ход урока:

  1. Организационный момент 1 мин.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони. Спасибо, ребята. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний урока. (Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала) 2 мин.
  1. Назовите органы кровеносной системы  (К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь)
  2. По каким двум кругам кровообращения движется кровь у человека? (большой и малый)
  3. Где находится сердце? (сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону)
  4. Каковы его размеры? (размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака)
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин. (Мотивация учащихся к определению темы и постановке целей урока)

Постановка проблемного вопроса:

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток. А без чего он не может прожить даже несколько секунд? (без воздуха)

Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.

Создание проблемной ситуации

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

1. Как вы себя чувствуете? (недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах? (Мы не дышали, нам не хватало воздуха)

3. Сколько времени мы можем не дышать? (несколько минут)

Дополнение учителя: Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда и 6 минут, но более длительное время может привести к смерти.

Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос. Как в организм поступает воздух? (через органы дыхания)

Давайте сформулируем тему урока: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

И какова наша цель урока: изучение строения органов дыхания в соответствии с их функциями и инфекционные заболевания дыхательных путей.

  1. Совместное открытие новых знаний 15 мин.

Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Что такое дыхание? Чтобы ответить на этот вопрос откройте учебники стр. 166 и прочитайте пункт «Значение дыхания» давайте попробуем сформулировать определение.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительные процессы клетках, в результате которых выделяется и запасается энергия (внутреннее или клеточное дыхание)

Какое значение имеет дыхание?

Значение дыхания:

  1. Поступление кислорода
  2. Удаление углекислого газа
  3. Удаление паров воды

А как мы дышим, ребята? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения (воздух всасывается через нос и движется внутрь организма, затем вытесняется во время выдоха)

Какие органы принимают участие в дыхании? (нос, трахеи, легкие)

Для дополнения списка органов дыхания  предлагаю открыть стр. 167 и изучить пункт «Строение и функция органов дыхания у человека»

Покажите на рисунке верхние дыхательные пути (носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.

Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи)

Для изучения строения органов дыхания и функций предлагаю заполнить таблицу.

1 группа рассказываете о строении и функциях носовой полости

Проведем наблюдение. Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. Что мы наблюдаем? (при вдохе вата затягивается в носовой ход, а при выдохе – отбрасывается.

2 группа рассказываете о строении и функции гортани

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. (оно останавливается)

3 группа рассказываете о строении и функции трахеи и бронхи

4 группа рассказываете об инфекционных заболеваниях дыхательных путей

  1. Физкультминутка 1 мин.

Проделаем несколько упражнений на внимание.  При вдохе глаза открываем. При выдохе – закрываем. (ВДОХ, ВЫДОХ, ВДОХ, ВЫДОХ, ВДОХ, ВЫДОХ)

  1. Первичное усвоение учебного материала 3 мин.
  1. Перечислите органы дыхания
  2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? (гортань)
  3. Как называют орган дыхательной системы, обеспечивающий очищение и согревание воздуха (носовая полость)
  1. Осознание и осмысление учебного материала 3 мин.

Задание. На рисунке 84 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт. (1 рис – дышит спокойно, 2 рис – глубоко дышит после бега, при пении смыкаются 3 рис)

  1. Закрепление (взаимопроверка) 3 мин.

Карточка 1

 Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким. (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие)

Карточка 2 Соотнесите органы с их функцией:

Функции

Орган

1. Не пропускает пищу в гортань.

А) слизистая оболочка

2. Не дают трахее сужаться.

 Б) легкие

3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

 В) бронхи

4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

 Г) трахея

5. Выстилает наружную поверхность легких.

 Д) носовая полость

6. Основной орган дыхания человека.

 Е) надгортанник

7. Внутри содержит голосовые связки.

 Ж) гортань

8. Самая длинная часть воздухоносного

пути.

 З) хрящевидные полукольца

9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

 И) плевра

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Е

З

Д

А

И

Б

Ж

В

Г

И в заключении хочется напомнить, что здоровье надо беречь смолоду. Помнить, что курение  - самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе. Тот, кто начинал, не начинайте курить, а тот кто курит, тот пусть бросает.

  1. Домашнее задание 1 мин. (инструктаж)

Прочитать параграф 26 стр. 166 и выполнить задание 4 на стр. 175

Для желающих: Составить кроссворд по теме.

  1. Рефлексия 1 мин.

Закончите предложения:

  1. Я узнал на уроке…
  2. Мне понравилось на уроке..
  3. Я научился на уроке…

Возможные варианты ответов: Я узнал строение органов дыхания, я выполнил задание на установление соответствия и проверил себя,

Приложение 1

1 группа – Носовая полость

Органы дыхания

Строение

Функции

Носовая полость

разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины, их стенки выстланы слизистой оболочкой, с мерцательным эпителием, пронизаны густой сетью капилляров.

2 группа - Гортань

Органы дыхания

Строение

Функции

Гортань

проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути

3 группа – Трахея и бронхи

Органы дыхания

Строение

Функции

Трахея и бронхи

продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

4 группа - Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Заболевание

Где развивается

  1. Гайморит

  1. Фронтит

  1. Тонзиллит

  1. Аденоиды

  1. Дифтерия

Приложение 2

Карточка 1

 Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

гортань, носовая полость, бронхи и легкие носоглотка, трахея

Карточка 1

 Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

гортань, носовая полость, бронхи и легкие носоглотка, трахея

Карточка 1

 Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

гортань, носовая полость, бронхи и легкие носоглотка, трахея

Приложение 3

Карточка 2 Соотнесите органы с их функцией:

Функции

Орган

1. Не пропускает пищу в гортань.

А) слизистая оболочка

2. Не дают трахее сужаться.

 Б) легкие

3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

 В) бронхи

4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

 Г) трахея

5. Выстилает наружную поверхность легких.

 Д) носовая полость

6. Основной орган дыхания человека.

 Е) надгортанник

7. Внутри содержит голосовые связки.

 Ж) гортань

8. Самая длинная часть воздухоносного

пути.

 З) хрящевидные полукольца

9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

 И) плевра

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Карточка 2 Соотнесите органы с их функцией:

Функции

Орган

1. Не пропускает пищу в гортань.

А) слизистая оболочка

2. Не дают трахее сужаться.

 Б) легкие

3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

 В) бронхи

4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

 Г) трахея

5. Выстилает наружную поверхность легких.

 Д) носовая полость

6. Основной орган дыхания человека.

 Е) надгортанник

7. Внутри содержит голосовые связки.

 Ж) гортань

8. Самая длинная часть воздухоносного

пути.

 З) хрящевидные полукольца

9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

 И) плевра

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Органы

Строение

Функции

Носовая полость

разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины, их стенки выстланы слизистой оболочкой, с мерцательным эпителием, пронизаны густой сетью капилляров.

Согревает, увлажняет и очищает вдыхаемый воздух

являются резонаторами при голосообразовании, обоняние

Гортань

образованны хрящами, полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами щитовидный хрящ, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щели.

проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути

Трахея и бронхи

трубка 10–12 см, состоит из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. 
Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками.

продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Заболевание

Где развивается

  1. Гайморит

Воспаление гайморовых пазух

  1. Фронтит

Воспаление лобной пазухи

  1. Тонзиллит

Воспаление миндалин

  1. Аденоиды

Разрастание лимфоидной ткани из носовой полости в носоглотку

  1. Дифтерия

Возбудитель дифтерийная палочка, в трахее

Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Заболевание

Где развивается

  1. Гайморит

Воспаление гайморовых пазух

  1. Фронтит

Воспаление лобной пазухи

  1. Тонзиллит

Воспаление миндалин

  1. Аденоиды

Разрастание лимфоидной ткани из носовой полости в носоглотку

  1. Дифтерия

Возбудитель дифтерийная палочка, в трахее

Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Заболевание

Где развивается

  1. Гайморит

Воспаление гайморовых пазух

  1. Фронтит

Воспаление лобной пазухи

  1. Тонзиллит

Воспаление миндалин

  1. Аденоиды

Разрастание лимфоидной ткани из носовой полости в носоглотку

  1. Дифтерия

Возбудитель дифтерийная палочка, в трахее

Какое значение имеет дыхание?

Значение дыхания:

  1. Поступление кислорода
  2. Удаление углекислого газа
  3. Удаление паров воды

Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость. Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает   микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.

Из носовой полости воздух поступает в носоглотку.  Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании   воздуха.

Из носоглотки воздух поступает в гортань. Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые  связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха  и выдоха воздух проходит через гортань. Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха     и голосообразовании.

Из гортани воздух поступает в трахею. Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха. Нижняя часть трахеи делится на два бронха. Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха. Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками. Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие. В легких происходит газообмен. После газообмена совершается выдох по тем  же органам, только в обратном направлении.

Цель урока: изучить строение органов дыхания и их функции, инфекционные заболевания дыхательных путей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок изучения нового материала....

урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.

На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....