Значение дыхание
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Цель: изучение строения органов дыхания в соответствии с их функциями, заболеваний дыхательных путей
Задачи:
Образовательные:
- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизм голосообразования;
- познакомить с инфекционными заболеваниями дыхательных путей
Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхательных путей)
Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью и воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, работы в группе
Тип урока: изучение нового материала
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса
Формы работы: групповая, парная и индивидуальная
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки
Предметные результаты обучения:
- указывать сущность и значение процесса дыхания;
- характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями;
- распознавать на рисунках органы дыхательной системы;
- объяснять механизм образования голоса;
- перечислять заболевания верхних дыхательных путей.
Метапредметные результаты обучения:
- познавательные – анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью выявления причинно-следственных связей; строить логическую цепочку рассуждений;
- регулятивные – формулировать и планировать пути цель и ее достижения; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
Коммуникативные – полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог, дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
- проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока:
- Организационный момент 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони. Спасибо, ребята. Садитесь.
- Актуализация опорных знаний урока. (Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала) 2 мин.
- Назовите органы кровеносной системы (К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь)
- По каким двум кругам кровообращения движется кровь у человека? (большой и малый)
- Где находится сердце? (сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону)
- Каковы его размеры? (размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака)
- Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин. (Мотивация учащихся к определению темы и постановке целей урока)
Постановка проблемного вопроса:
Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток. А без чего он не может прожить даже несколько секунд? (без воздуха)
Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.
Создание проблемной ситуации
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.
1. Как вы себя чувствуете? (недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах? (Мы не дышали, нам не хватало воздуха)
3. Сколько времени мы можем не дышать? (несколько минут)
Дополнение учителя: Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда и 6 минут, но более длительное время может привести к смерти.
Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос. Как в организм поступает воздух? (через органы дыхания)
Давайте сформулируем тему урока: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
И какова наша цель урока: изучение строения органов дыхания в соответствии с их функциями и инфекционные заболевания дыхательных путей.
- Совместное открытие новых знаний 15 мин.
Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Что такое дыхание? Чтобы ответить на этот вопрос откройте учебники стр. 166 и прочитайте пункт «Значение дыхания» давайте попробуем сформулировать определение.
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительные процессы клетках, в результате которых выделяется и запасается энергия (внутреннее или клеточное дыхание)
Какое значение имеет дыхание?
Значение дыхания:
- Поступление кислорода
- Удаление углекислого газа
- Удаление паров воды
А как мы дышим, ребята? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения (воздух всасывается через нос и движется внутрь организма, затем вытесняется во время выдоха)
Какие органы принимают участие в дыхании? (нос, трахеи, легкие)
Для дополнения списка органов дыхания предлагаю открыть стр. 167 и изучить пункт «Строение и функция органов дыхания у человека»
Покажите на рисунке верхние дыхательные пути (носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.
Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи)
Для изучения строения органов дыхания и функций предлагаю заполнить таблицу.
1 группа рассказываете о строении и функциях носовой полости
Проведем наблюдение. Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. Что мы наблюдаем? (при вдохе вата затягивается в носовой ход, а при выдохе – отбрасывается.
2 группа рассказываете о строении и функции гортани
Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?
(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)
Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. (оно останавливается)
3 группа рассказываете о строении и функции трахеи и бронхи
4 группа рассказываете об инфекционных заболеваниях дыхательных путей
- Физкультминутка 1 мин.
Проделаем несколько упражнений на внимание. При вдохе глаза открываем. При выдохе – закрываем. (ВДОХ, ВЫДОХ, ВДОХ, ВЫДОХ, ВДОХ, ВЫДОХ)
- Первичное усвоение учебного материала 3 мин.
- Перечислите органы дыхания
- В каком органе дыхания находятся голосовые связки? (гортань)
- Как называют орган дыхательной системы, обеспечивающий очищение и согревание воздуха (носовая полость)
- Осознание и осмысление учебного материала 3 мин.
Задание. На рисунке 84 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт. (1 рис – дышит спокойно, 2 рис – глубоко дышит после бега, при пении смыкаются 3 рис)
- Закрепление (взаимопроверка) 3 мин.
Карточка 1
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким. (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие)
Карточка 2 Соотнесите органы с их функцией:
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Е | З | Д | А | И | Б | Ж | В | Г |
И в заключении хочется напомнить, что здоровье надо беречь смолоду. Помнить, что курение - самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе. Тот, кто начинал, не начинайте курить, а тот кто курит, тот пусть бросает.
- Домашнее задание 1 мин. (инструктаж)
Прочитать параграф 26 стр. 166 и выполнить задание 4 на стр. 175
Для желающих: Составить кроссворд по теме.
- Рефлексия 1 мин.
Закончите предложения:
- Я узнал на уроке…
- Мне понравилось на уроке..
- Я научился на уроке…
Возможные варианты ответов: Я узнал строение органов дыхания, я выполнил задание на установление соответствия и проверил себя,
Приложение 1
1 группа – Носовая полость
Органы дыхания | Строение | Функции |
Носовая полость | разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины, их стенки выстланы слизистой оболочкой, с мерцательным эпителием, пронизаны густой сетью капилляров. |
2 группа - Гортань
Органы дыхания | Строение | Функции |
Гортань | проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути |
3 группа – Трахея и бронхи
Органы дыхания | Строение | Функции |
Трахея и бронхи | продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. |
4 группа - Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Заболевание | Где развивается |
| |
| |
| |
| |
|
Приложение 2
Карточка 1
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.
гортань, носовая полость, бронхи и легкие носоглотка, трахея
Карточка 1
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.
гортань, носовая полость, бронхи и легкие носоглотка, трахея
Карточка 1
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.
гортань, носовая полость, бронхи и легкие носоглотка, трахея
Приложение 3
Карточка 2 Соотнесите органы с их функцией:
Функции | Орган |
1. Не пропускает пищу в гортань. | А) слизистая оболочка |
2. Не дают трахее сужаться. | Б) легкие |
3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его. | В) бронхи |
4. Поверхностный слой воздухоносных путей. | Г) трахея |
5. Выстилает наружную поверхность легких. | Д) носовая полость |
6. Основной орган дыхания человека. | Е) надгортанник |
7. Внутри содержит голосовые связки. | Ж) гортань |
8. Самая длинная часть воздухоносного пути. | З) хрящевидные полукольца |
9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов. | И) плевра |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Карточка 2 Соотнесите органы с их функцией:
Функции | Орган |
1. Не пропускает пищу в гортань. | А) слизистая оболочка |
2. Не дают трахее сужаться. | Б) легкие |
3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его. | В) бронхи |
4. Поверхностный слой воздухоносных путей. | Г) трахея |
5. Выстилает наружную поверхность легких. | Д) носовая полость |
6. Основной орган дыхания человека. | Е) надгортанник |
7. Внутри содержит голосовые связки. | Ж) гортань |
8. Самая длинная часть воздухоносного пути. | З) хрящевидные полукольца |
9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов. | И) плевра |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Органы | Строение | Функции |
Носовая полость | разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины, их стенки выстланы слизистой оболочкой, с мерцательным эпителием, пронизаны густой сетью капилляров. | Согревает, увлажняет и очищает вдыхаемый воздух являются резонаторами при голосообразовании, обоняние |
Гортань | образованны хрящами, полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами щитовидный хрящ, защищает гортань спереди. | проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути |
Трахея и бронхи | трубка 10–12 см, состоит из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. | продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. |
Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Заболевание | Где развивается |
| Воспаление гайморовых пазух |
| Воспаление лобной пазухи |
| Воспаление миндалин |
| Разрастание лимфоидной ткани из носовой полости в носоглотку |
| Возбудитель дифтерийная палочка, в трахее |
Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Заболевание | Где развивается |
| Воспаление гайморовых пазух |
| Воспаление лобной пазухи |
| Воспаление миндалин |
| Разрастание лимфоидной ткани из носовой полости в носоглотку |
| Возбудитель дифтерийная палочка, в трахее |
Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Заболевание | Где развивается |
| Воспаление гайморовых пазух |
| Воспаление лобной пазухи |
| Воспаление миндалин |
| Разрастание лимфоидной ткани из носовой полости в носоглотку |
| Возбудитель дифтерийная палочка, в трахее |
Какое значение имеет дыхание?
Значение дыхания:
- Поступление кислорода
- Удаление углекислого газа
- Удаление паров воды
Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость. Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.
Из носовой полости воздух поступает в носоглотку. Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.
Из носоглотки воздух поступает в гортань. Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань. Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.
Из гортани воздух поступает в трахею. Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха. Нижняя часть трахеи делится на два бронха. Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха. Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками. Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие. В легких происходит газообмен. После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.
Цель урока: изучить строение органов дыхания и их функции, инфекционные заболевания дыхательных путей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека
Цель урока: выяснить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока: образовательная: изучить анатомические и морфологические особе...
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Значение дыхания. Органы дыхания.
Урок изучения нового материала....
урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.
На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...
Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.
Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....