Значение дыхания. Органы дыхания.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 83 КБ |
Приложение к уроку. | 13.26 КБ |
Инструктивная карточка к уроку. | 18.24 КБ |
Презентация к уроку. | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе.
Предмет: биология. | Учитель Прокофьева В.М. |
Тема. Значение дыхания. Органы дыхания.
Цели урока. Формирование знаний о значении дыхания, строении и функциях органов дыхательной системы.
Задачи:
- раскрыть значение дыхания;
- показать взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;
- показать роль кислорода в энергетическом обмене;
- рассмотреть строение и функции органов дыхания.
- продолжить формирование умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, анализировать;
- развивать навыки самостоятельной работы.
Средства обучения. Таблица с изображением органов дыхания, модели гортани, презентация в Power Point , компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, DWD, телевизор, фрагмент «Дыхание» из видеоэнциклопедии для народного образования: Анатомия и физиология человека, выпуск 2, таблица «Ароморфозы», инструктивные карточки для учащихся, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационно-мотивационный.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слайд 1. «Пока дышу, надеюсь» Римский поэт Овидий. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Видеофрагмент. - Что такое дыхание? - Как мы дышим? - Зачем мы дышим? - Какую роль в организме играет кислород? Можем мы сразу ответить на эти вопросы? Что мы для этого должны знать? Постановка целей и задач. (Слайд 2) Запишите тему урока. «Значение дыхания. Органы дыхания». Сегодня на уроке мы: -Познакомимся с особенностями строения органов дыхательной системы, их функциями; - дадим определение дыхания; Выясним значение дыхания и роль кислорода в обмене веществ. | Отвечают на вопросы. Ставят цели и задачи урока.
|
Актуализация знаний. Работа в группах. 1 группа. (Слайд 3). Без пищи и без воды животные и человек могут прожить несколько дней, а без воздуха не могут жить даже 10 минут.
2 группа. (Слайд 4). Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите, какой путь пройдёт с воздухом молекула от ноздрей до лёгких. Используя справочный материал, составьте схему движения кислорода. 3 группа. (Слайд 5) Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», а также таблицу «Ароморфозы», ответьте на вопросы: - у каких животных впервые появляется дыхательная система? - какие эволюционные преобразования произошли в дыхательной системе? Проверка заданий. Выводы. (Слайд 6). Различают несколько типов дыхания:
У человека лёгочное дыхание. | 1. Запасов воздуха в организме нет, поэтому непрерывное поступление кислорода и удаление углекислого газа - жизненная необходимость. 2. Вентиляция лёгких. ноздри→носовая полость→носоглотка→гортань→трахея →бронхи→лёгкие.
|
III. Изучение нового материала. | |
(Слайд 7)
1.) Процесс дыхания складывается из 3-х этапов: (Слайд 8).
Фрагмент видеофильма. Задание 1. Самостоятельная работа с учебником. Найдите в учебнике на стр. 101 §23 определения: - лёгочное дыхание – -тканевое дыхание – Выпишите определения в тетрадь. 2) Органы, осуществляющие внешнее дыхание, составляют систему органов дыхания. Задание 2. Рассмотрите рис. 52 на стр. 102, соотнесите рисунок в учебнике с рисунком в ваших тетрадях с печатной основой (работа 81стр.52). Выпишите в тетрадь органы, обозначенные цифрами. Какие органы не относятся к органам дыхательной системы? (Слайд 9). 3) Каждый орган системы выполняет определённую функцию, соответствующую его строению Задание 3. Работа в парах. Просмотрите фрагмент видеофильма. У вас на партах лежит таблица 1. «Строение и функции органов дыхания». Она заполнена не полностью. Ваша задача: заполнить таблицу, используя карточки с текстом. При необходимости можете использовать статью «Органы дыхания» (стр. 101-102 учебника) и статью «Строение лёгких» (стр.103-104 учебника). | Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. Задание 2.
Не относятся к органам дыхания: ротовая полость, язык, пищевод, но при дыхании через рот мы задействуем ротовую полость. Органы дыхания Воздухоносные пути Лёгкие
Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи). Верхние дыхательные пути (носовые полости, носоглотка, ) |
Анализируем собранные таблицы. (Приложение 1).
Название органа | Функции органа | Строение органа |
Носовая полость | Согревание или охлаждение воздуха, очищение от механических частиц и болезнетворных микроорганизмов, увлажнение, ощущение запаха. | Образована костями лицевого отдела черепа и хрящами, разделена на 2 половины, выстлана мерцательным (ресничным) эпителием, много желёз, выделяющих слизь, сеть капилляров, окончания обонятельного нерва. |
1. А зачем человеку нос? Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!.. Так писал о носе Н.В.Гоголь. А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у древнего человека нос был очень маленьким. У первобытного человека он уже занимает более значительное место на лице, но лишь много позднее обретает нынешние размеры. Нос выполняет дыхательную, защитную, обонятельную, кондиционирующую (согревание или охлаждение, увлажнение), мимическую, косметическую, резонаторную, нервнорефлекторную (орошения, ингаляции) – человек в обмороке – дают понюхать нашатырный спирт. | ||
Гортань | Проведение воздуха, голосообразование и звукообразование, надгортанник закрывает вход в гортань, при глотании. | Хрящи: щитовидный, перстневидный, черпаловидные, надгортанник, голосовые связки. |
Из всех отделов дыхательных путей строение гортани отличается наибольшей сложностью - это хорошо выраженный хрящевой скелет и большое число мышц, приводящих его в движение.
| ||
Трахея | Свободное прохождение воздуха, не препятствует прохождению пищи по пищеводу. | Трубка из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая, внутри – мерцательный эпителий. |
Бронхи | Свободное прохождение воздуха. | 2 главных, ветвятся, образуя бронхиальное дерево, состоят из хрящевых колец, выстланы слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. |
Лёгкие | Происходит газообмен. В капилляры поступает кислород воздуха. Из крови в альвеолы поступает углекислый газ. Диффузия газов происходит вследствие разности концентрации этих газов в воздухе и крови. | Парные губчатые органы конусовидной формы. Образованы бронхиолами и множеством лёгочных пузырьков – альвеол. Покрыты плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость. В ней нет воздуха, давление ниже атмосферного. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задание 4. Просмотрите фрагменты видеофильма. Выполните работу 80 в тетради с печатной основой. 1) Как осуществляется транспорт газов? Фрагмент видеофильма. | Просмотрев фрагмент видеофильма, выполняют работу 80 в тетрадях с печатной основой. |
2) Тканевое (клеточное) дыхание. Фрагмент видеофильма. | |
Задание 5. Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы. Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом. | Задание 5. (Слайд 10, 11). |
|
|
III. Итоги урока. Выставление оценок.
- Что такое дыхание?
- Как мы дышим?
- Зачем мы дышим?
- Какую роль в организме играет кислород?
Выводы:
- Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
- Важнейший механизм газообмена у животных и человека – диффузия.
- При диффузии молекулы перемещаются из области более высокой концентрации в область низкой концентрации за счет их собственной кинетической энергии.
- Однако перемещаться путем диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм).
- При переносе веществ на большие расстояния в организме животных используются различные системы вентиляции и транспорта газов.
- Обмен газов в организме животных и человека осуществляется за счет органов дыхания и кровеносной системы.
I V. Домашнее задание. § 23, в § 24 «Строение лёгких». Работы 82, 83 в тетрадях с печатной основой. (Слайд 12)
Список литературы.
1. Драгомилов, А. Г., Маш Р. Д. Биология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2006.
2. Маш Р. Д., Драгомилов А. Г. Биология. Человек: рабочая тетрадь. № 1. - М.: Вентана-Граф, 2006.
3.Пименов А.В. Гончаров О.В. Биология: пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Название органа | Функции органа | Строение органа |
Согревание или охлаждение воздуха, очищение от механических частиц и болезнетворных микроорганизмов, увлажнение, ощущение запаха. | Образована костями лицевого отдела черепа и хрящами, разделена на 2 половины, выстлана мерцательным (ресничным) эпителием, много желёз, выделяющих слизь, сеть капилляров, окончания обонятельного нерва. | |
Гортань | Проведение воздуха, голосообразование и звукообразование, надгортанник закрывает вход в гортань, при глотании. | |
Трубка из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая, внутри – мерцательный эпителий. | ||
Бронхи | Свободное прохождение воздуха. | |
Лёгкие | Парные губчатые органы конусовидной формы. Образованы бронхиолами и множеством лёгочных пузырьков – альвеол. Покрыты плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость. В ней нет воздуха, давление ниже атмосферного. |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Значение дыхания. Органы дыхания.
Инструктивная карточка для учащихся.
- Входной контроль.
Цель. Выяснить исходный уровень знаний по теме.
Работа в группах.
1 группа.
Без пищи и без воды животные и человек могут прожить несколько дней, а без воздуха не могут жить даже 10 минут.
- Почему без воздуха, без дыхания, человек жить не может?
- В чём заключается функция органов дыхания?
2 группа.
Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите, какой путь пройдёт с воздухом молекула от ноздрей до лёгких. Используя справочный материал, составьте схему движения кислорода.
3 группа.
Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», а также таблицу «Ароморфозы», ответьте на вопросы:
- у каких животных впервые появляется дыхательная система?
- какие эволюционные преобразования произошли в дыхательной системе?
2. Изучение нового материала.
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа.
1) Процесс дыхания складывается из 3-х этапов:
- Внешнее дыхание (лёгочное);
- Транспорт газов;
- Тканевое (клеточное) дыхание.
Задание 1.
Самостоятельная работа с учебником. Найдите в учебнике на стр. 101 §23 определения:
-тканевое дыхание -
- лёгочное дыхание -
Выпишите определения в тетрадь.
2) Органы, осуществляющие внешнее дыхание, составляют систему органов дыхания.
Органы дыхания | ||
? | ? | |
Верхние | Нижние | |
Носовые полости, носоглотка, глотка | Гортань трахея, бронхи |
Задание 2 .
Рассмотрите рис. 52 на стр. 102, соотнесите рисунок в учебнике с рисунком в ваших тетрадях с печатной основой (работа 81стр.52). Выпишите в тетрадь органы, обозначенные цифрами.
Какие органы не относятся к органам дыхательной системы?
3) Каждый орган системы выполняет определённую функцию, соответствующую его строению.
Задание 3.
Работа в парах. Просмотрите фрагмент видеофильма.
Выполните задание.
У вас на партах лежит таблица 1. «Строение и функции органов дыхания». Она заполнена не полностью. Ваша задача: заполнить таблицу, используя карточки с текстом.
При необходимости можете использовать статью «Органы дыхания» (стр. 101-102 учебника) и статью «Строение лёгких» (стр.103-104 учебника).
Задание 4. Просмотрите фрагмент видеофильма (транспорт газов и тканевое дыхание). Выполните работу 80 в тетради с печатной основой.
Задание 5. Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы. Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом.
- Поступление воздуха в лёгкие
- Удаление воздуха из лёгких
- Перенос кровью кислорода от лёгких к тканям
- Перенос кровью углекислого газа от тканей к лёгким
- Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в лёгких.
- Поступление кислорода в тканевую жидкость
- Поступление кислорода в клетки тела
- Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость
- Окисление органических веществ с освобождением энергии
- Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях
- Диффузия углекислого газа из капилляров, расположенных в лёгких, в альвеолы
III. Итоги урока. Выставление оценок.
- Что такое дыхание?
- Как мы дышим?
- Зачем мы дышим?
- Какую роль в организме играет кислород?
I V. Домашнее задание. § 23, в § 24 «Строение лёгких». Работы 82, 83 в тетрадях с печатной основой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение дыхания. Органы дыхания. Биология, 8 класс. Презентация к уроку №1 к § 23, § 24. Учебник: Драгомилов, А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. Учитель биологии МОУ КСОШ № 1 Прокофьева В.М.
1 группа Без пищи и без воды животные и человек могут прожить несколько дней, а без воздуха не могут жить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания, человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?
2 группа Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите, какой путь пройдёт с воздухом молекула от ноздрей до лёгких. Используя справочный материал, составьте схему движения кислорода ноздри→носовая полость→носоглотка→гортань→трахея→бронхи→ лёгкие.
3группа Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», а также таблицу «Ароморфозы», ответьте на вопросы: у каких животных впервые появляется дыхательная система? Какие эволюционные преобразования произошли в дыхательной системе?
Различают несколько типов дыхания: Кожное; Жаберное; Трахейное; Лёгочное. У человека лёгочное дыхание.
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. Что же такое дыхание?
Этапы процесса дыхания Внешнее дыхание Транспорт газов кровью Внутреннее дыхание (тканевое)
Дыхательная система Легкие Дыхательные (воздухоносные) пути Носовая полость Носоглотка Гортань Трахея Бронхи
Задание 5 Поступление воздуха в лёгкие Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в лёгких. Перенос кровью кислорода от лёгких к тканям. Поступление кислорода в тканевую жидкость. Поступление кислорода в клетки тела.
Окисление органических веществ с освобождением энергии. Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость. Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях. Перенос кровью углекислого газа от тканей к лёгким. Диффузия углекислого газа из капилляров, расположенных в лёгких, в альвеолы. 11. Удаление воздуха из лёгких.
Домашнее задание. § 23, § 24 «Строение лёгких». Работы 82, 83 в тетрадях с печатной основой.
Слайды 2,8, 9 - из презентации с сайта mirBiologii.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.
На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...
Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.
Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".
Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...
Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"
Цель урока: Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:· Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...
Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"
Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"...
Презентация по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"
Презентация по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"...