Рабочая программа по биологии 7 класс.
рабочая программа по биологии (7 класс)

Урнышева Вера Михаловна

Рабочая программа составлена на основе УМК "Биология" 5-9 классы" И.Н.Пономаревой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_programma_vsya_na_2018-2019.docx241.19 КБ

Предварительный просмотр:

2018-2019 уч. год. 7 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 7 класса основной  школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Программа составлена на основе Рабочей программы ФГОС. «Биология 5-9 классы»  авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой.

Курс продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужное опережение.

     

.

 Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  • Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  в растительном мире;
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

 Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

   

 В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности –  в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  

.   

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В ходе реализации рабочей программы у учащихся буду сформированы следующие планируемые результаты:

Личностные:

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  

  • принятие и самостоятельная постановка учебных задач;
  • умение планировать пути достижения намеченных целей;
  • умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
  • умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • владение эффективными способами решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности;
  • владение навыками смыслового чтения;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные УУД:

  • умение понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);
  • умение определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;
  • умение планировать общие способы работы группы;
  • умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

 Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются: 

   усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

   формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

   приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

   формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

   объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения  растений и животных;

   формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;

   ознакомление с  приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Место курса биологии в базисном учебном плане.

     Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования.

    В 7 классе на изучение биологии отводиться 1 часа в неделю, 35часов в год.

    Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 7 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

3. Содержание учебного предмета.

      Количество часов по рабочему плану:

всего – 35  часов; в неделю – 1 часа.

Содержание курса.

    Распределение содержания курса биологии по годам его изучения осуществляется по варианту, который обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Таким образом, основное содержание курса в 7 классе представлено биологией животных. Принципы отбора основного и дополнительного содержания курса биологии в 7 классе основной школы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  1.  Общие сведения о животных (1 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

2.  Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.

  1. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Л.р.№ 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

  1. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных.Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (3 ч)

              Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:        

              сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.  Класс

              Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

 

Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»

6. Тип Моллюски (2 ч)

                Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс

                Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие  Моллюски.

               Л.р. №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

  1. Тип Членистоногие (3 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

.Л.Р.№ 4

«Внешнее строение насекомого»

  1.  Тип Хордовые (116 ч)
  1. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (2 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Л.р. № 5

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

  1. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных.  Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

  1. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (3 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

  1. Класс Птицы ( 4ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 6

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

  1. Класс Млекопитающие, или Звери (4 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

  1. Развитие животного мира на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

   

.


Календарно -тематическое планирование по биологии (7 кл.).

 №

урока

Тема урока

к-во час.

Виды деятельности

(элементы содержания,

Планируемые результаты

Формы контроля

Прохождение

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

Общие сведения о животных (1 часов)

1

Зоология – наука о животных

.1

Работа с текстом

учебника, наглядным

материалом, просмотр

слайд - фильма

Сходство и отличие животных и растений Иметь представление  о науке зоологии и ее методах

Классификация животных

Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение организовано выполнять задания.

Развитие навыков самооценки

Коммуникативные:

умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Уважительное

отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей

деятельности, оценки результатов

деятельности со стороны окружающих

Ответы на вопросы и

задания учебника и учителя

7.09

7.09

Строение тела животных (2 часа)

2

Клетка. Ткани.

1

Структурировать

информацию, подбирать критерии для ха Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы.

рактеристики объектов.

Иметь представление о

строении клетки и животных тканей Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы.

Регулятивные:  умение организовано выполнять задания.

Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Работа с текстом и

рисунками учебника

Заполнение схемы и

таблицы по заданным

критериям

14.09

14.09

3

Органы и системы органов

1.

Обобщения и систематизации

Работа с текстом

параграфа,

рисунками,

динамическими

пособиями, текстом.

Иметь представление об органах и системах органов

Познавательные: умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные:  уметь работать с

инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные: умение работать в малых группах. Умение эффективно

взаимодействовать при совместном

выполнении работы

 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Заполнение схемы и

таблицы по заданным

критериям

21.09

21.09

Подцарство Простейшие (3 часа)

4.

Тип Саркодовые

1.

Описывать и выявлять характерные признаки типов Споровики, Инфузории.

Характеризовать роль представителей типов в экосистемах и жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь в строении и размножении малярийного плазмодия в связи с паразитическим образом жизни.

Распознавать представителей типов Споровики и Инфузории на таблицах, фотографиях, микропрепаратах.

Приводить доказательства более сложной организации инфузорий по сравнению с представителями других типов.

Раскрывать роль простейших в экосистемах

Работа с текстом

параграфа, словарем,

рисунками,

динамическими

пособиями.

Работа с инструктивными

карточками. 

Структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов.

. Иметь представление о

Саркодовых. 

Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы.

Регулятивные: умение организовано выполнять задания.

Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Составление отчета по

выполненным заданиям и

его представление

окружающим

28.09

28.09

5.

Тип Жгутиконос-

цы.

1.

Описывать и выявлять характерные признаки типов Споровики, Инфузории.

Характеризовать роль представителей типов в экосистемах и жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь в строении и размножении малярийного плазмодия в связи с паразитическим образом жизни.

Распознавать представителей типов Споровики и Инфузории на таблицах, фотографиях, микропрепаратах.

Приводить доказательства более сложной организации инфузорий по сравнению с представителями других типов.

Раскрывать роль простейших в экосистемах

Работа с текстом и

рисунками учебника,

динамическими

пособиями,

просмотр

слайд –фильмов

 проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Иметь представление о Жгутиконосцах. Познавательные: уметь работать с различной

изобразительной наглядностью. Умение

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, проводить

Коммуникативные: умение работать в малых группах. Умение эффективно

взаимодействовать при совместном

выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

.

. самооценка

5.10

5.10

6.

Тип Инфузории

Л.р. № 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки» Значение простейших.

1

Описывать и выявлять характерные признаки типов Споровики, Инфузории.

Характеризовать роль представителей типов в экосистемах и жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь в строении и размножении малярийного плазмодия в связи с паразитическим образом жизни.

Распознавать представителей типов Споровики и Инфузории на таблицах, фотографиях, микропрепаратах.

Приводить доказательства более сложной организации инфузорий по сравнению с представителями других типов.

Раскрывать роль простейших в экосистемах

Работа с текстом и

рисунками учебника.

Работа с

лабораторным

оборудованием,

микроскопами,

инструктивными

карточками.

Иметь представление об Инфузориях.

Знать

правила техники безопасности при

выполнении лабораторных работ в кабинете

биологии, правила работы с микроскопом

 

Познавательные:  уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные:  уметь работать с

инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные: умение работать в малых группах. Умение эффективно

взаимодействовать при совместном

выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Составление отчета по

проделанной работе и его

представление классу

12.10

12.10

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные (2 часа)

7.

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

1

Выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные.

Приводить примеры представителей

разных классов типа Кишечнополостные.

Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной.

Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах

Иметь представление о строении и жизнедеятельности кишечнополостных.

Познавательные: уметь работать с изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные:  умение самостоятельно определять цели своего обучения,

выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные: умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

тест

19.10

8.

Разнообразие кишечнополостных

1

Выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные.

Приводить примеры представителей

разных классов типа Кишечнополостные.

Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной.

Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах

Иметь представление о разнообразиикишечнополостных.

Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать

с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы

Регулятивные: умение организовано выполнять задания.

Развитие навыков самооценки

Коммуникативные:

Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

 

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован

ный опрос.

26.10

9. Типы Плоские черви, Круглые черви  и Кольчатые черви (3часов)

9.

Тип Плоские черви

1

Выделять характерные особенности типа Плоские черви.

Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских

червей.

Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами

плоских червей.

Иметь представление о Плоских червях.

Познавательные:  уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы.

Регулятивные: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

тренажёр, электронное пособие

9.11

10.

Тип Круглые черви.

1

Описывать характерные особенности типа Круглые черви.

Устанавливать черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими- появление первичной полости тела.

Распознавать представителей круглых червей, используя наглядные средства.

Устанавливать взаимосвязь междуособенностями строения, жизнедеятельности и средой обитания круглых червей.

Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами круглых червей

Иметь представление о

Круглых червях.

Познавательные:   уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы.

Регулятивные: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.  

Коммуникативные:  умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован

ный опрос.

16.11

11.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

1

Выявлять черты более высокой организации кольчатых червей по

сравнению с круглыми червями - наличие замкнутой кровеносной системы и вторичной полости тела.Распознавать и классифицировать

представителей типа Кольчатые

черви.Устанавливать взаимосвязь между строением и жизнедеятельностью дождевого червя с обитанием в почве.

Сравнивать представителей разных классов кольчатых червей. Обосновывать значение дождевых червей в почвообразов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о роли кольчатых червей в экосистемах и жизни человека

Иметь представление о Многощетинковых червях.

Познавательные: уметь работать с изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения , выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные: умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован

ный опрос.

23.11

Тип Моллюски (2 часа)

12.

Общая характеристика моллюсков.

1

Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей.

Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей классов

Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей типа Моллюски.

Обосновывать роль моллюсков в водных экосистемах.

Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Иметь представление о моллюсках.

Познавательные:   уметь работать с разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую.

Регулятивные:  умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

30.11

13.

Класс Брюхоногие моллюски.

Класс Двустворчатые моллюски

1

Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей.

Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей классов

Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей типа Моллюски.

Обосновывать роль моллюсков в водных экосистемах.

Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным

Иметь представление о брюхоногих моллюсках.

Познавательные:  уметь  работать с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и делать выводы.

Регулятивные: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.  

Коммуникативные: умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

7.12

Тип Членистоногие (3 часов).

14.

Класс Ракообразные

1

Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями.

Определять представителей класса Ракообразные на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь строения речного рака с условиями среды его обитания.

Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека.

Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений и учебных проектов о разнообразии ракообразных

Иметь представление о Ракообразных

Познавательные: уметь работать с изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения,

выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные: 

умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

тест.

14.12

15.

Класс Паукообразные

1

Выявлять характерные признаки паукообразных.

Определять иклассифицировать

представителей класса по рисункам, коллекциям, фотографиям.

Распознавать ядовитых паукообразных.

Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных с их хищным и паразитическим образом жизни.

Объяснять необходимость мер профилактики клещевого энцефалита и болезни

Иметь представление о  Паукообразных.

Познавательные:   уметь работать с изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные:  уметь работать с

инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные:  умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

21.12

16.

Класс Насекомые.

1

Описывать характерные признаки внешнего и внутреннего строения

представителей класса Насекомые.

Устанавливать взаимосвязь строения насекомых с образом их жизни и средой обитания

Выявлять черты более высокой организации насекомых по сравнению

с представителями других классов в процессе выполнения лабораторной работы.

Определять, сравнивать и классифицировать представителей различных отрядов класса Насекомые,

используя коллекции, рисунки, фотографии.

Устанавливать различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых.Оценивать роль насекомых в экосистемах и жизни человека.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии

Иметь представление о Насекомых.

Знать

правила техники безопасности при

выполнении лабораторных работ в кабинете

биологии, правила работы с микроскопом

Познавательные:   уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные:  умение самостоятельно определять цели своего обучения,

выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные: 

умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

тест

28.12

Тип Хордовые (16 час).

Подтип Бесчерепые (1 час) Подтип Черепные. Рыбы (2 час.)

17.

Бесчерепные

1

Описывать основные признаки типа Хордовые.

Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных.

Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными.

Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных

Иметь представление о

Бесчерепных Хордовых.

Познавательные:  умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи.

Регулятивные:   умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму. Коммуникативные: умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

11.01

18

Черепные.

 Внешнее строение рыб

Л/р №5 « Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб.Выявлять черты приспособл.

к обитанию в водной среде.

Обосновывать роль представителей надкласса в водных экосистемах.

Изучать внешнее и внутреннее строение на основе наблюдений в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Иметь представление о Черепных.

Знать

правила техники безопасности при

выполнении лабораторных работ в кабинете

биологии.

Познавательные: уметь работать с разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую.

Регулятивные: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

18.01

Описывать внешнее и внутреннее строение рыб в связи с жизнью в водной среде.

Выявлять признаки более низкой организации хрящевых рыб по сравнению с костными.

Распознавать и классифицировать

представителей хрящевых рыб по таблицам, рисункам,фотографиям.

Наблюдать и описывать поведение рыб.

Обосновывать роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека, необходимость их охраны

Класс Земноводные (2часа).

19

Среда обитания и строение тела земноводных

1

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных.

Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами.

Определять и классифицировать

представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строеия и размножения земноводных с условиями их обитания.

Наблюдать стадии индивид. развития лягушки.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных

Иметь представление о земноводных и их приспособленности к жизни на суше и в воде.

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

25.01

20

Разнообразие земноводных.

1

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных.

Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами.

Определять и классифицировать

представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строеия и размножения земноводных с условиями их обитания.

Наблюдать стадии индивид. развития лягушки.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных

Иметь представление о разнообразии земноводных

Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать

с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы

Регулятивные: умение организовано выполнять задания.

Развитие навыков самооценки

Коммуникативные:

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

1.02

Класс Пресмыкающиеся 3 час.)

21.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

1

Называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Определять и классифицировать

пресмыкающихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Приводить примеры представителей разных отрядов пресмыкающихся

Иметь представление о внешнем строение пресмыкающихся

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

тест.

8.02

22.

Разнообразие пресмыкающихся

1

Называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Определять и классифицировать

пресмыкающихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Приводить примеры представителей разных отрядов пресмыкающихся

Иметь представление о внешнем строение пресмыкающихся

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

15.02

23.

Контрольная работа по темам: «Рыбы», «Земноводные» и «Пресмыкающиеся».

1

Работа с текстом контрольной работы

Познавательные: 

умение преобразовывать информацию из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

работать индивидуально

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

тест

22.02

Класс Птицы (4час).

24.

Внешнее строение птиц.

Л/р № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

1

Описывать особенности внешнего строения птиц в процессе выполнения лабораторной работы.

Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях.

Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц.

Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Использовать ресурсы электронного

приложения для подготовки сообщения о разнообразии птиц.

Иметь представление о внешнем строение птиц.

Знать

правила техники безопасности при

выполнении лабораторных работ в кабинете

биологии.

Познавательные: уметь работать с различными видами

лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью,   уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Работа с текстом.

1.03

25.

Внутреннее строение птиц.

1

Описывать особенности внутреннего строения птиц.

Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях.

Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц.

Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Использовать ресурсы электронного

приложения для подготовки сообщения о разнообразии

Иметь представление о внутреннем строение птиц

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Работа с текстом и

рисунками учебника,

динамическим пособием.

Заполнение таблицы по заданным

критериям

15.03

26.

Размножение и развитие птиц.

1

Описывать особенности размножение и развитие птиц птиц.

Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях.

Сравнивать размножение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц.

Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Использовать ресурсы электронного

приложения для подготовки сообщения о разнообразии

Знать о размножении и развитии птиц

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Работа с текстом и

рисунками учебника,

динамическим пособием.

Заполнение таблицы по заданным

критериям

22.03

27.

Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц.

1

Описывать особенности строения и образа жизни птиц в связи с жизнью в определённых экосистемах.

Обосновывать необходимость охраны птиц наземных и водных экосистем.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии экологических групп птиц

Знать о разнообразии птиц и их значении

Познавательные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать

с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, умение сравнивать и

делать выводы

Регулятивные: умение организовано выполнять задания.

Развитие навыков самооценки

Коммуникативные:

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

тест

5.04

Класс Млекопитающие (4 час).

28.

Класс Млекопитающие.

1

Описывать основные признаки млекопитающих.

Распознавать и классифицировать

конкретных представителей класса  

Описывать особенности строения и образа жизни  млекопитающих в связи с жизнью в определённых экосистемах.

Обосновывать необходимость охраны наземных и водных экосистем.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии экологических групп рисунках, фотографиях, таблицах.

Сравнивать млекопитающих с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации.

Объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих

Иметь представление внутреннего строения млекопитающих. Иметь представление о размножении и развитии млекопитающих, а также о годовом жизненном цикле

Познавательные: уметь работать с различными видами

лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Работа с текстом и

рисунками учебника,

динамическим пособием.

Заполнение таблицы по заданным

критериям

12.04

29.

Особенности размножения и развития млекопитающих.

1

Сравнивать особенности размножения представителей первозверей и зверей, сумчатых и плацентарных млекопитающих.

Обосновывать выводы о происхождении млекопитаю-щих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о первозверях, разнообразии сумчатых и плацентарных млекопитающих

Иметь представление о размножении и развитии млекопитающих, а также о годовом жизненном цикле

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Работа с текстом и

рисунками учебника,

динамическим пособием.

19.04

30.

Млекопитающие различных экосистем.

1

Описывать характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни млекопитающих различных экосистем.

Приводить примеры представит. млекопитающих различных экосистем, редких и исчезающих видов.

Определять представителей млекопитающих различных экосистем, используя натуральные объекты, рисунки, фотографии.

Обосновывать необходимость охраны редких видов млекопитающих и экосистем.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии экологич. групп млекопитающих

Знать о происхождении и разнообразии млекопитающих

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные:

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

26.04

31

Контрольная работа по теме «Млекопитающие»

1

Работа с текстом контрольной работы

Познавательные: уметь

преобразовывать информацию из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные:  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

конт.раб

10.05

Развитие животного мира на Земле (3 час)

32.

Доказательства эволюции животного мира.

1

Доказывать  эволюцию животного мира.

Выполнять задания.

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы.

Знать доказательства эволюции животного мира

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Работа с текстом и

рисунками учебника.

17.05

33.

Развитие животного мира на Земле

1

Работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Иметь представление о разнообразии животного мира на Земле

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Комбинирован-

ный опрос.

24.05

34.

Обобщение пройденного материала.

Итоговая тестовая работа.

1

Обобщать и систематизировать пройденный материал.

Познавательные: уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в

другую.

Регулятивные:

умение

организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки

Коммуникативные: умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе

тест.

29.05

35

Резерв.

.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Библиотечный фонд Список методической литературы по предмету

  1. Рабочие программы ФГОС. Биология. Программа 5-9 классы. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Учебник. Биология 7 класс. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.– М.: Вентана-Граф, 2015.  
  3. Биология 7-8 классы. Дидактические материалы к разделу «Животные», А.В. Пименов, Е.А. Пименов, Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
  4. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. Гамбург Л.Ю. – М.: Московский лицей, 2001.
  5. Биология в вопросах и ответах. Беркинблит М.Б. – М.: Мирос, 1993.

Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Модестов С.Ю. – С.-П.: Акцидент, 1998

Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  - М.; «Вентана – Граф», 2014

Авторская программа: Биология: 5–9 классы: программа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.:  Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

Методические пособия для учителя:

  1. Биология: Животные 7 класс. Методическое пособие для учителя. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2005. – 240 с.
  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.
  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006. - №6. – С. 31-36.
  7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
  8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.

Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.,  Просвещение, 1994. – 218 с.
  4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
  5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
  7. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. - 508 с.

  1. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения

демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,

по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,

мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭобеспечивать самостоятельность в овладении содержанием

курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной про граммы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.

Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Информационно-методическое обеспечение

Предлагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3.  www.bio.1september.ru – газета «Биология».
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
  7.  http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 7класс

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой (Сборник нормативных докум...

Рабочая программа по биологии 7класс( линия Пономарёвой) ФГОС

В 7 классе по новым стандартом одним из вариантов является изучение ботаники на более высоком уровне. Помещаю свой вариант рабочей программы, надеюсь, что это поможет кому-то из педагогов....

Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян

рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н.

КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н....

Рабочая программа по биологии 7класс на 2016-2017 учебный год

рабочая программа по биологии 7класс...

рабочая программа по биологии 7класс

-       Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы Вентана-Граф, 2019г  (авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилов...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...