Программы по биологии 2018-2019 учебный год
учебно-методический материал по биологии (10 класс)
Рабочие программы для работы в 5.6.7.8.9.10.классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnyy_kurs._10-11_klass_po_biologii_2018-2019.docx | 69.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильный курс «Закономерности систем живой природы» .
Программа составлена для учащихся 10-11-ых классов
Пояснительная записка
Элективный курс «Общая биология. Многообразие организмов. Организм человека» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Программа данного элективного курса рассчитана на два года обучения в 10 и 11 классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
2) использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2004-2018 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
4) дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:
1. повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
3. воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Предметные результаты освоения конкретного учебного курса.
В результате посещения занятий профильного курса ученик должен:
Знать/понимать:
1) основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
2) строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
3) сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
3) современную биологическую терминологию и символику;
Уметь
1) объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
2) устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
3) решать задачи разной сложности по биологии;
4) составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
5) описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
6) выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
7) исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
8) сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
9) анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
10) осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) грамотного оформления результатов биологических исследований;
2) обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
3) оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
4) определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
5) оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание курса.
РАЗДЕЛ №1. БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. (1 ЧАС)
Урок №1 Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы.
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
РАЗДЕЛ №2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (8 ЧАСОВ)
Урок №2 Клеточная теория. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.
Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Урок №3 Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Урок №4 Химическая организация клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Урок №5 Химическая организация клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Урок №6 Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Урок №7 Фотосинтез и хемосинтез.
Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Урок №8 Пластический обмен. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Урок №9 Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток у растений и животных.
Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
РАЗДЕЛ №3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (17 ЧАСОВ)
Урок №10 Вирусы - неклеточные формы жизни
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы - неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Урок №11 Бесполое размножение организмов.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Способы вегетативного размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека.
Урок №12 Половое размножение. Оплодотворение, виды оплодотворения. Индивидуальное развитие организмов. Факторы, влияющие на онтогенез.
Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Урок №13 Эмбриональное развитие.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития. Причины нарушения развития организмов.
Урок №14 Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моногибридное скрещивание).
Урок №15 Решение задач по генетике.
Решение задач на моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание.
Урок №16 Дигибридное скрещивание, цитологические основы.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (дигибридное скрещивание).
Урок №17 Решение задач по генетике.
Решение задач на дигибридное скрещивание.
Урок №18 Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование. Кроссинговер.
Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Кроссинговер.
Урок №19 Решение задач по генетике.
Решение задач на сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Урок №20 Наследование генов, сцепленных с полом.
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
Урок №21 Решение задач по генетике.
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Урок №22 Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Эпистаз, комплементарность, полимерия.
Урок №23 Решение задач по генетике.
Решение задач на эпистаз, комплементарность и полимерию.
Урок №24 Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции.
Урок №25 Виды наследственной изменчивости. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.
Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
Урок №26 Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология.
Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
РАЗДЕЛ № 4. СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (21 ЧАС)
Урок №27 Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.
Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
Урок №28 Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни человека, в его хозяйственной деятельности.
Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение.
Урок №29 Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.
Урок №30 Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.
Особенности процессов жизнедеятельности растительного организма.
Урок №31 Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Особенности организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение.
Особенности Зелёных водорослей, Красных и Бурых водорослей.
Урок №32 Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложную организации мхов по сравнению с водорослями.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе.
Урок №33 Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными.
Урок №34 Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.
Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений. характеристики семейств.
Урок №35 Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.
Особенности строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших, их основные типы (Саркожгутиконосцы), многообразие видов, среда обитания и приспособленность к жизни в ней основных представителей Простейших каждого из типов, значение Одноклеточных в природных сообществах, в жизни человека.
Урок №36 Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Губки.
Происхождение, многообразие видов, особенности строения и жизнедеятельности губок как примитивных многоклеточных.
Урок №37 Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Кишечнополостные.
Особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных.
Многообразие Кишечнополостных, классы Сцифоидных, Коралловых полипов, разнообразное значение Кишечнополостных в природных сообществах, практическое значение.
Урок №38 Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Черви.
Особенности строения, жизнедеятельности Плоских, Круглых и Кольчатых червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными; многообразие видов. Сравнение типов червей между собой.
Урок №39 Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Моллюски.
Особенности строения и жизнедеятельности Моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кольчатыми червями, происхождение Моллюсков. Особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
Урок №40 Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Членистоногие.
Особенности строения Членистоногих как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Кольчатыми червями, многообразие видов, объединённых в классы.
Общая характеристика класса Паукообразных, особенности строения, жизнедеятельности, связанные с наземной средой обитания. Представители класса Паукообразных на примере отрядов Скорпионы, Пауки и Клещи, многообразие видов, образ жизни, приспособленность к жизни на суше. Особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания.
Урок №41 Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Иглокожие.
Повторение особенностей Типа Иглокожих - донных морских животных, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, их роль в водных природных сообществах.
Урок №42 Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы.
Особенности организации рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов.
Характерные признаки основных групп Хрящевых и Костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение.
Урок №43 Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные.
Особенности строения, жизнедеятельности Земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде.
Урок №44 Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.
Особенности строения, жизнедеятельности Пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.
Урок №45 Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы.
Основные особенности организации птиц и их широкое распространение на нашей планете, происхождение птиц. Многообразие птиц, особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоёмов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в природе и значение в жизни человек. Особенности организации птиц, связанные с жизнью в степях и пустынях, антарктических морях; осёдлые, кочующие и перелётные птицы, роль пернатых в природе.
Урок №46 Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.
Прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять основные среды жизни, сходство с Пресмыкающимися; отметить их происхождение от зверозубых рептилий. Особенности строения и жизнедеятельности Млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных, особенности строения нервной системы, органов чувств, систем внутренних органов, обеспечивающих высокий уровень обмена веществ. Особенности размножения, развития плацентарных млекопитающих, основные отряды, роль их основных представителей в природных сообществах.
Урок №47 Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.
РАЗДЕЛ № 5. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (7 ЧАСОВ)
Урок №48 Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная система.
Основные особенности человека; черты сходства человека и с животными и с человекообразными обезьянами, различия между ними; место человека в системе органического мира.
Характерные для человека особенности; черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными.
Основные типы и виды тканей, их локализация и функции в организме человека.
Строение и функции скелета; особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Типы соединения костей.
Основные функции и особенности опорно-двигательного аппарата; строение и химический состав костей.
Строение и свойства мышечной ткани, особенности строения и функций скелетных мышц; основные группы мышц тела человека.
Условия функционирования мышц; система, которая управляет сокращениями мышц, условия, повышающие работоспособность мышц.
Урок №49 Дыхательная, мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи.
Сущность процесса дыхания, значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и членораздельной речи; меры профилактики заболевания голосовых связок.
Влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких.
Процесс регуляции дыхательных движений. Возможные заболевания и нарушения органов дыхания, гигиенические требования к воздушной среде, правила дыхания; необходимость проветривания в жилых помещениях; приёмы оказания первой помощи при нарушении дыхания; искусственное дыхание, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности.
Строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Влияние заболеваний почек на здоровье человека; роль гигиены питания, питьевого и солевого режима.
Строение и функции покровного органа - кожи; защитная, рецепторная, выделительная и теплорегуляционная функции кожи, правила гигиены кожи.
Особенности полового размножения, сущность оплодотворения, строение половой системы; особенности строения и функции половой системы, желёз человека.
Особенности роста и развития ребёнка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма.
Урок №50 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения.
Внутренняя среда организма, её состав; роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Плазма крови, её функции, свёртывание крови.
Защитные свойства организма; инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; виды иммунитета, значение анализа крови при установлении диагноза; сущность СПИДа.
Группы крови, их отличительные признаки, совместимость крови по группам; переливание крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Движение крови и лимфы, её значение для организма; особенности строения органов и кровообращения; пульс, кровяное давление.
Формирование анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия.
Формирование анатомо-физиологических понятий: кровяное давление, пульс.
Различные виды кровотечений, первая помощь при повреждении сосудов; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Урок №51 Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; роль питательных веществ в организме.
Особенности строения пищеварительной системы человека; процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляция этих процессов; влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.
Особенности строения желудка; свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; процесс нервно-гуморальной регуляции отделения желудочного сока.
Этапы пищеварения в кишечнике; роль печени, поджелудочной железы и желёз кишечника в переваривании пищи.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Витамины и авитаминозы, нормы рационального питания; развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма.
Урок №52 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Понятие гуморальной регуляции; железы эндокринного аппарата, особенности работы желёз внутренней секреции, их отличие от желёз внешней секреции, роль гормонов в жизнедеятельности человека.
Строение нервной системы, её функции; зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы; механизм нервной регуляции.
Строение спинного мозга, его функции; составные части центрального отдела нервной системы; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций.
Строение основных отделов головного мозга, выполняемые функции; особенности микроскопического строения мозга.
Особенности строения полушарий переднего мозга, функции долей и зон коры больших полушарий; строение и функции головного мозга человека; сравнение строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.
Урок №53 Анализаторы, их строение и функции.
Понятие анализатор и особенности строения на примере зрительного анализатора; строение и функции глаза, его частей, особенности восприятия окружающего мира, гигиена зрения.
Анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; их связующая роль организм-среда; правила гигиены слуха и равновесия.
Различные виды анализаторов, их локализация в организме; представление о строении и функциях каждого из них.
Свойства анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
Урок №54 Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека.
Рефлекторная теория поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; рефлексы: безусловные и условные, рефлекторная дуга и характер деятельности нервной системы. Роль и физиологическая природа различных видов торможения; торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.
Физиологическая сущность сна, природа сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; необходимость выполнения правил гигиены сна.
Особенность высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания и мышления; способность к трудовой деятельности в становлении человека, его поведение; память, её виды, роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.
РАЗДЕЛ № 6. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (5 ЧАСОВ)
Урок №55 Вид, его критерии. Характеристика популяции.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции.
Урок №56 Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции, их значение.
История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.
Урок №57 Микроэволюция, способы видообразования, дивергенция, конвергенция, параллелизм.
Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.
Урок №58 Макроэволюция. Результаты эволюции. Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Урок №59 Происхождение человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Биосоциальная природа человека.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.
РАЗДЕЛ № 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ЧАСА)
Урок №60 Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах.
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.
Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Урок №61 Цепи и сети питания, их звенья. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Саморазвитие и смена экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы.
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.
Урок №62 Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.
РАЗДЕЛ №8 РАБОТА С КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Урок №63 Тренировочные тестирования.
Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ.
Урок №64 Тренировочные тестирования.
Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ.
Урок №65 Тренировочные тестирования.
Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ.
Урок №66 Тренировочные тестирования.
Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ.
Урок №67 Разбор демонстрационной версии
Работа с демонстрационной версией Единого государственного экзамена по биологии текущего года.
Урок №68 Разбор демонстрационной версии
Работа с демонстрационной версией Единого государственного экзамена по биологии текущего года.
Методические рекомендации
При проведении занятий можно использовать в различном сочетании традиционные методы обучения. Однако необходимо введение в преподавание творческих заданий, содействующих повышению познавательной активности учащихся. Использовать различные формы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, поиск информации в сети Интернет, проектная деятельность, мультимедийная лекция.
В учебно-тематическом планировании элективного курса нет контрольных работ и уроков-зачётов, так как в целях экономии времени все задания после каждой темы учащиеся выполняют самостоятельно в домашних условиях. На следующих занятиях проводится проверка и обсуждение выполненных учащимися работ.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Формы контроля | Прохождение план / факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Учебно-тематическое планирование 10-11 классы
(1 час в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты | Формы контроля | Прохождение план / факт | |||||||||||||||
Раздел №1. Биология - наука о живой природе. Методы научного познания. (1 час) | ||||||||||||||||||||
1. | Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы. | .1 | Знать: строение биологических объектов: | - | ||||||||||||||||
Раздел №2. Клетка как биологическая система (8 часов) | ||||||||||||||||||||
2. | Клеточная теория. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. | 1 | Знать: Основные положения клеточной теории ; | - | ||||||||||||||||
3. | Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. | 1 | Знать: Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных,); мужских гамет, клеток прокариот и эукариот вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); бактерий, грибов. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
4. | Химическая организация клетки. | 1 | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
5. | Химическая организация клетки. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
6. | Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
7. | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
8. | Пластический обмен. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
9. | Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток у растений и животных. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
Раздел №3. Организм как биологическая система (17 часов) | ||||||||||||||||||||
10. | Вирусы - неклеточные формы жизни. | 1 | Знать: Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы - неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Уметь:Применять меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | - | ||||||||||||||||
11. | Бесполое размножение организмов. | 1 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Способы вегетативного размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
12. | Половое размножение. Оплодотворение, виды оплодотворения. Индивидуальное развитие организмов. Факторы, влияющие на онтогенез. | 1 | Знать: сущность оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
13. | Эмбриональное развитие. | 1 | Знать: онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития. Уметь: находить причины нарушения развития организмов | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
14. | Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | Знать: Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Уметь: применять методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моногибридное скрещивание | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
15. | Решение задач по генетике. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
16. | Дигибридное скрещивание, цитологические основы. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
17. | Решение задач по генетике. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
18. | Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование. Кроссинговер. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
19. | Решение задач по генетике. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
20. | Наследование генов, сцепленных с полом. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
21. | Решение задач по генетике. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
22. | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | 1 | Знать: причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
23. | Решение задач по генетике. | 1 | решать задачи разной сложности по биологии; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
24. | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. | 1 | Знать: причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
25. | Виды наследственной изменчивости. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. | 1 | Знать: причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
26. | Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология. | 1 | Знать. Селекция, её задачи и практическое значение. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Уметь различать. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
РАЗДЕЛ № 4. СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (21 ЧАС) | ||||||||||||||||||||
27. | Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. | 1 | Знать. Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. | - | ||||||||||||||||
28. | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники. | 1 | Знать. Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств (. Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение. | Тематический индивидуальный | ||||||||||||||||
29. | Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции. | 1 | Знать отличительные особенности царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Уметь .Распознавать (на рисунках) органов растений. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
30. | Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. | 1 | Знать. Особенности процессов жизнедеятельности растительного организма осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
31. | Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | 1 | Знать. Особенности организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение. Особенности Зелёных водорослей, Красных и Бурых водорослей. сравнивать биологические объекты | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
32. | Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | 1 | Знать. Особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Уметь. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложную организации мхов по сравнению с водорослями. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
33. | Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | 1 | Знать. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизован ных Уметь сравненивать с Папоротниковидными.. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
34. | Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. | 1 | Знать. Уметь. Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений. характеристики семейств. | Текущий индивидуальный | ||||||||||||||||
35. | Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
36. | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Губки. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
37. | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Кишечнополостные. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
38. | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Черви. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
39. | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Моллюски. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
40. | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Членистоногие. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
41. | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Иглокожие. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
42. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
43. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
44. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
45. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
46. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие. | .1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
47. | Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
Раздел № 5. Организм человека и его здоровье (7 часов) | ||||||||||||||||||||
48. | Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная система. | 1 | - | |||||||||||||||||
49. | Дыхательная, мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
50. | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
51. | Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
52. | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
53. | Анализаторы, их строение и функции. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
54. | Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
Раздел № 6. Эволюция живой природы (5 часов) | ||||||||||||||||||||
55. | Вид, его критерии. Характеристика популяции. | 1 | - | |||||||||||||||||
56. | Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции, их значение. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
57. | Микроэволюция, способы видообразования, дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
58. | Макроэволюция. Результаты эволюции. Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
59. | Происхождение человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Биосоциальная природа человека. | .1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности (3 часа) | ||||||||||||||||||||
60. | Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах. | 1 | - | |||||||||||||||||
61. | Цепи и сети питания, их звенья. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Саморазвитие и смена экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
62. | Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы. | 1 | Текущий индивидуальный | |||||||||||||||||
Раздел №8 Работа с контрольно-измерительными заданиями | ||||||||||||||||||||
63. | Тренировочные тестирования. | 1 | - | |||||||||||||||||
64. | Тренировочные тестирования. | 1 | - | |||||||||||||||||
65. | Тренировочные тестирования. | 1 | ||||||||||||||||||
66. | Тренировочные тестирования. | 1 | - | |||||||||||||||||
67. | Разбор демонстрационной версии | 1 | - | |||||||||||||||||
68. | Разбор демонстрационной версии | 1 | - |
Литература
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах: Перевод с английского/Под ред Р. Сопера. – М.: Мир, 1993.
- Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2018.
- Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Животные / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 20018.
- Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Человек / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2018.
- Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2014.
- Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2017.
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист-Нью,
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Животные: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист-Нью,
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Человек и его здоровье: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист-Нью,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 2018-2019 учебный год
Рабочие программы для учеников Пановской вечерней школы...
Рабочие программы по информатике 2018-2019 учебный год
Рабочие программы по информатике 2018-2019 учебный год...
Рабочие программы по обществознанию 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по обществознанию для 11.классов....
Рабочие программы по истории 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по Всеобщей истории для 11 классов...
Рабочие программы по истории 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории России и Всеобщей истории для 8 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Изобразительное искусство. 2018-2019 учебный год.
Изобразительное искусство 5 классосновного общего образования(базовый уровень)...
Календарно-тематическое планирование 7,8 класс Биология 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое планирование 7,8 класс Биология 2018-2019 учебный год...