Урок по по теме: "Макроэволюция, её доказательства"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 11 классе по теме: "Макроэволюция, её доказательства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makroevolyutsiya_eyo_dokazatelstva.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Макроэволюция, её доказательства

Группа обучающихся: 11 класс

Целевые установки урока:

Предметные (образовательные): развитие учебно – познавательных компетенций через изучение сущности макроэволюции как  надвидовой эволюции, сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции (палеонтологии, эмбриологии, сравнительной  анатомии). Обучающиеся через самостоятельное изучение доказательств убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств  для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле

Метапредметные: формирование информационных компетенций: умение находить информацию, обрабатывать её, находить главное и доказательные примеры законов природы; развивать умение отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, создавать сопроводительные компьютерные презентации для выступлений.

Личностные:  формирование компетенций личностного самосовершенствования -повышение мотивации к углубленному изучению научного материала. Развитие личных качеств: культуры мышления, оформления изученного материала. Через использование групповой формы продолжить развитие коммуникативных компетенций: навыки работать в группе, ответственно относится к порученному общему делу и выполнить ролевую задачу в группе.

Форма работы: групповая (три группы: «Палеонтологи», «Анатомы», «Эмбриологи»);

Технологии: Проектная деятельность, ролевая игра, ИКТ;

Цель проекта: издание научного сборника по итогам научного симпозиума

Средства обучения: Компьютер, телевизор, компьютерные презентации, видеоплейер; коллекции «Гомологичные органы», «Рудиментарные органы», таблица «Строение клеток организмов», микроскопы, препараты.

Ход урока

  1. Изучение нового материала
  1. Введение в тему (3 мин)

Начинает урок ведущий научного симпозиума (ученик). Объявляет тему симпозиума «Макроэволюция, её доказательства». Поясняет понятие макроэволюции, отличия от микроэволюции. Представляет группы «учёных», задачей которых является доказательство эволюционного процесса в природе. Напоминает, что статьи выступлений будут внесены в научный сборник, который поможет  в дальнейшем другим обучающимся школы в изучении вопросов об эволюции.  

Для лучшего понимания выступлений раздаются индивидуальные карты с заданиями.

  1. Выступление группы палеонтологов  (15 мин)
  1. 1 выступающий знакомит с понятиями «палеонтология». Говорит о наличии в земных пластах разных геологических эпох различных остатках растений и животных,  окаменелостях, демонстрирует слайды.
  2. 2 выступающий демонстрирует фрагмент видеофильма «Мезозойская эра. Время динозавров». Дискуссия о причине вымирания динозавров.
  3. 3 выступающий говорит об отпечатках и приводит в пример отпечаток археоптерикса. Демонстрируя слайд обращает внимание на сходства с Пресмыкающимися и Млекопитающими. Обучающиеся  заполняют таблицу в Информационном листе, делают вывод о том, что Археоптерикс является вымершей переходной формой между Пресмыкающимися и млекопитающими.
  4. 4 выступающий демонстрирует слайды с изображением ихтиостега, зверозубого ящера, определяет их место в эволюционном процессе.
  5.  5 выступающий рассказывает о филогенетических рядах (с   использованием слайдов)

В Информационном листе выполняется задание, требующее перечислить все палеонтологические доказательства эволюции, затем озвучивается вслух по просьбе палеонтологов.

Группа палеонтологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника

  1. Выступление эмбриологов (10мин)
  1. 1 выступающий поясняет понятие «эмбриология», демонстрирует слайд с изображением зародышей разных классов, указывает на их сходства, делает вывод о единстве происхождения и родстве организмов
  2. 2 выступающий демонстрирует слайд о развитии лягушки через стадию головастика, указывает черты сходства головастика с мальками рыб, просит сделать вывод. О чём говорят эти сходства? (о происхождении Земноводных от Рыб). Напоминает о том, что   доказательства  происхождения Земноводных от Рыб называли и палеонтологи в своём выступлении, когда говорили об ископаемых ихтиостегах!
  3.  3 выступающий  демонстрирует слайд кольчатого червя и личинки, например, майского жука. Выявляются сходства и различия, делается вывод о происхождении насекомых от Кольчатых червей
  4. 4 выступающий поясняет понятия «онтогенез», «филогенез», с записью в задания на карте.  Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

Группа  эмбриологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника

Физкультминутка

  1. Выступление анатомов (10 мин)
  1. 1 выступающий поясняет, что изучает анатомия и сравнительная анатомия. Единый план строения позвоночных животных.
  2. Живые переходные формы. Понятие. Демонстрирует на примерах: Эвглена зелёная; утконос и ехидна.
  3. 2 выступающий, используя коллекции и слайды, раскрывает понятие «Гомологичные органы», «аналогичные органы». Задаёт вопрос: «Какие органы являются  доказательством родства между организмами? (Гомологичные органы) Выполняется упражнение в тетради
  4. 3 выступающий раскрывает понятие «рудиментарные органы», используя коллекцию и слайды презентации.

Группа  эмбриологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника

5. Другие доказательства эволюции. Ведущий симпозиума проводит беседу Задаёт вопросы: Какое сходство в строении имеют все организмы, начиная с бактерий? О чём это может говорить? (Клеточное строение.  Какая наука изучает строение клетки?). В чём сущность свойства универсальности генетического кода? (Единый генетический код). Все клетки имеют единый механизм деления и биосинтеза белка. Таким образом, доказательства эволюции основываются на множествах наук.  

Собирает статьи для оформления сборника.

  1. Рефлексия  (6 мин)

 Найди соответствие (задание  на слайде). Выполняются упражнения в Индивидуальной карте

 №1

Признаки

Группы доказательств

  1. Гомологичные органы
  2. Сходство зародышей
  3. Ископаемые переходные формы
  4. Филогенетические ряды
  5. Рудименты
  6. Живые переходные формы

А – палеонтологические

Б – эмбриологические

В – сравнительно - анатомические

1

2

3

4

5

6

№2

Какие из этих органов относятся к аналогичным, а какие к гомологичным? Объясни (задание  на слайде)

№3 Какие выводы можете сделать по изученному материалу?

Ведущий симпозиума делает вывод о едином плане строения и общности происхождения, о расхождении единого ствола эволюции на множество ветвей.  Вывод записывается в индивидуальную рабочую карту

  1. Домашнее задание (1 мин)

§61 Сообщение «История открытия кистепёрых рыб»

Индивидуальная карта заданий по теме

«Макроэволюция, её доказательства»

  1. Закончи предложение:
  1. Наука об ископаемых организмах называется …..
  2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся ископаемые остатки организмов, ……………………………., отпечатки организмов на породах, ископаемые ………………… формы,  ………………………….. ряды
  3. Археоптерикс – ископаемая переходная форма между…………………………… и ………………………………………….

Заполни таблицу

Сходство археоптерикса с Пресмыкающимися

Сходство археоптерикса с Птицами

  1. Вымершей переходной формой между древними кистепёрыми рыбами и  Земноводными является………………….
  2. На рисунке изображён…………………………., который является ископаемой переходной формой  между………………………..и…………………………………………..
  3. На рисунке изображён ……………..... ряд…………………….., изученный   палеонтологом………………………………….

Эмбриологические доказательства эволюции

1) Эмбриология – наука о…………………………

2) Индивидуальное развитие организмов - ………………………….

3) Биогенетический закон Мюллера и Геккеля: Каждая особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития вида. Или: Онтогенез – есть краткое повторение………………………………………..

Сравнительно – анатомические доказательства эволюции:

  1. Единый план строения позвоночных организмов
  2. Живые…………………………………………………. формы

А) …………………………….- это живая переходная форма между……………………….и …………………………….

Б) Утконос и ехидна – это живые переходные формы  между……………………………..и ……………………….

  1. Дайте понятия терминам:

А) Гомологичные органы – это…………………………………..

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………Б) Аналогичные органы – это……………………………………….

…………………………………………………………………………

В) Рудименты – это…………………………………………………..

  1. Найди соответствие (задание  на слайде). Выполняются упражнения в Индивидуальной карте

 №1

Признаки

Группы доказательств

  1. Гомологичные органы
  2. Сходство зародышей
  3. Ископаемые переходные формы
  4. Филогенетические ряды
  5. Рудименты
  6. Живые переходные формы

А – палеонтологические

Б – эмбриологические

В – сравнительно - анатомические

1

2

3

4

5

6

№2

Какие из этих органов относятся к аналогичным, а какие к гомологичным?

№3

На основании данных палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, биохимии сделайте вывод о свойствах живой природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку в 8 классе по теме "Доказательство числовых неравенств"

Конспект урока с презентацией по теме "Доказательство числовых неравенств"...

Конспект урока в 7 классе по теме "Доказательства эволюции животных"

На этом уроке открытия новых знаний учащиеся получают представление об основных доказательства развития животного мира....

Презентация к уроку в 8 классе по биологии "Доказательства происхождения человека от животных"

Презентация содержит интересный материал по теме "Доказательство происхождения человека"....

Урок биологии по теме : Макроэволюция. Направления и пути эволюционного процесса".

Урок обобщения 11 класс профильная группа. Учащиеся работают  группами, идет обобщение материала....

План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс

План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс...

Учебные материалы и подборка тестовых заданий по теме "Макроэволюция"

Представлены учебные материалы и подборка тестовых заданий ЕГЭ по теме "Макроэволюция"....