Урок по по теме: "Макроэволюция, её доказательства"
методическая разработка по биологии (11 класс)
Урок по Биологии в 11 классе по теме: "Макроэволюция, её доказательства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makroevolyutsiya_eyo_dokazatelstva.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Макроэволюция, её доказательства
Группа обучающихся: 11 класс
Целевые установки урока:
Предметные (образовательные): развитие учебно – познавательных компетенций через изучение сущности макроэволюции как надвидовой эволюции, сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции (палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии). Обучающиеся через самостоятельное изучение доказательств убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле
Метапредметные: формирование информационных компетенций: умение находить информацию, обрабатывать её, находить главное и доказательные примеры законов природы; развивать умение отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, создавать сопроводительные компьютерные презентации для выступлений.
Личностные: формирование компетенций личностного самосовершенствования -повышение мотивации к углубленному изучению научного материала. Развитие личных качеств: культуры мышления, оформления изученного материала. Через использование групповой формы продолжить развитие коммуникативных компетенций: навыки работать в группе, ответственно относится к порученному общему делу и выполнить ролевую задачу в группе.
Форма работы: групповая (три группы: «Палеонтологи», «Анатомы», «Эмбриологи»);
Технологии: Проектная деятельность, ролевая игра, ИКТ;
Цель проекта: издание научного сборника по итогам научного симпозиума
Средства обучения: Компьютер, телевизор, компьютерные презентации, видеоплейер; коллекции «Гомологичные органы», «Рудиментарные органы», таблица «Строение клеток организмов», микроскопы, препараты.
Ход урока
- Изучение нового материала
- Введение в тему (3 мин)
Начинает урок ведущий научного симпозиума (ученик). Объявляет тему симпозиума «Макроэволюция, её доказательства». Поясняет понятие макроэволюции, отличия от микроэволюции. Представляет группы «учёных», задачей которых является доказательство эволюционного процесса в природе. Напоминает, что статьи выступлений будут внесены в научный сборник, который поможет в дальнейшем другим обучающимся школы в изучении вопросов об эволюции.
Для лучшего понимания выступлений раздаются индивидуальные карты с заданиями.
- Выступление группы палеонтологов (15 мин)
- 1 выступающий знакомит с понятиями «палеонтология». Говорит о наличии в земных пластах разных геологических эпох различных остатках растений и животных, окаменелостях, демонстрирует слайды.
- 2 выступающий демонстрирует фрагмент видеофильма «Мезозойская эра. Время динозавров». Дискуссия о причине вымирания динозавров.
- 3 выступающий говорит об отпечатках и приводит в пример отпечаток археоптерикса. Демонстрируя слайд обращает внимание на сходства с Пресмыкающимися и Млекопитающими. Обучающиеся заполняют таблицу в Информационном листе, делают вывод о том, что Археоптерикс является вымершей переходной формой между Пресмыкающимися и млекопитающими.
- 4 выступающий демонстрирует слайды с изображением ихтиостега, зверозубого ящера, определяет их место в эволюционном процессе.
- 5 выступающий рассказывает о филогенетических рядах (с использованием слайдов)
В Информационном листе выполняется задание, требующее перечислить все палеонтологические доказательства эволюции, затем озвучивается вслух по просьбе палеонтологов.
Группа палеонтологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника
- Выступление эмбриологов (10мин)
- 1 выступающий поясняет понятие «эмбриология», демонстрирует слайд с изображением зародышей разных классов, указывает на их сходства, делает вывод о единстве происхождения и родстве организмов
- 2 выступающий демонстрирует слайд о развитии лягушки через стадию головастика, указывает черты сходства головастика с мальками рыб, просит сделать вывод. О чём говорят эти сходства? (о происхождении Земноводных от Рыб). Напоминает о том, что доказательства происхождения Земноводных от Рыб называли и палеонтологи в своём выступлении, когда говорили об ископаемых ихтиостегах!
- 3 выступающий демонстрирует слайд кольчатого червя и личинки, например, майского жука. Выявляются сходства и различия, делается вывод о происхождении насекомых от Кольчатых червей
- 4 выступающий поясняет понятия «онтогенез», «филогенез», с записью в задания на карте. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.
Группа эмбриологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника
Физкультминутка
- Выступление анатомов (10 мин)
- 1 выступающий поясняет, что изучает анатомия и сравнительная анатомия. Единый план строения позвоночных животных.
- Живые переходные формы. Понятие. Демонстрирует на примерах: Эвглена зелёная; утконос и ехидна.
- 2 выступающий, используя коллекции и слайды, раскрывает понятие «Гомологичные органы», «аналогичные органы». Задаёт вопрос: «Какие органы являются доказательством родства между организмами? (Гомологичные органы) Выполняется упражнение в тетради
- 3 выступающий раскрывает понятие «рудиментарные органы», используя коллекцию и слайды презентации.
Группа эмбриологов сдают в печатном виде статьи своих выступлений для сборника
5. Другие доказательства эволюции. Ведущий симпозиума проводит беседу Задаёт вопросы: Какое сходство в строении имеют все организмы, начиная с бактерий? О чём это может говорить? (Клеточное строение. Какая наука изучает строение клетки?). В чём сущность свойства универсальности генетического кода? (Единый генетический код). Все клетки имеют единый механизм деления и биосинтеза белка. Таким образом, доказательства эволюции основываются на множествах наук.
Собирает статьи для оформления сборника.
- Рефлексия (6 мин)
Найди соответствие (задание на слайде). Выполняются упражнения в Индивидуальной карте
№1
Признаки | Группы доказательств |
| А – палеонтологические Б – эмбриологические В – сравнительно - анатомические |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№2
Какие из этих органов относятся к аналогичным, а какие к гомологичным? Объясни (задание на слайде)
№3 Какие выводы можете сделать по изученному материалу?
Ведущий симпозиума делает вывод о едином плане строения и общности происхождения, о расхождении единого ствола эволюции на множество ветвей. Вывод записывается в индивидуальную рабочую карту
- Домашнее задание (1 мин)
§61 Сообщение «История открытия кистепёрых рыб»
Индивидуальная карта заданий по теме
«Макроэволюция, её доказательства»
- Закончи предложение:
- Наука об ископаемых организмах называется …..
- К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся ископаемые остатки организмов, ……………………………., отпечатки организмов на породах, ископаемые ………………… формы, ………………………….. ряды
- Археоптерикс – ископаемая переходная форма между…………………………… и ………………………………………….
Заполни таблицу
Сходство археоптерикса с Пресмыкающимися | Сходство археоптерикса с Птицами |
- Вымершей переходной формой между древними кистепёрыми рыбами и Земноводными является………………….
- На рисунке изображён…………………………., который является ископаемой переходной формой между………………………..и…………………………………………..
- На рисунке изображён ……………..... ряд…………………….., изученный палеонтологом………………………………….
Эмбриологические доказательства эволюции
1) Эмбриология – наука о…………………………
2) Индивидуальное развитие организмов - ………………………….
3) Биогенетический закон Мюллера и Геккеля: Каждая особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития вида. Или: Онтогенез – есть краткое повторение………………………………………..
Сравнительно – анатомические доказательства эволюции:
- Единый план строения позвоночных организмов
- Живые…………………………………………………. формы
А) …………………………….- это живая переходная форма между……………………….и …………………………….
Б) Утконос и ехидна – это живые переходные формы между……………………………..и ……………………….
- Дайте понятия терминам:
А) Гомологичные органы – это…………………………………..
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………Б) Аналогичные органы – это……………………………………….
…………………………………………………………………………
В) Рудименты – это…………………………………………………..
- Найди соответствие (задание на слайде). Выполняются упражнения в Индивидуальной карте
№1
Признаки | Группы доказательств |
| А – палеонтологические Б – эмбриологические В – сравнительно - анатомические |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№2
Какие из этих органов относятся к аналогичным, а какие к гомологичным?
№3
На основании данных палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, биохимии сделайте вывод о свойствах живой природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку в 8 классе по теме "Доказательство числовых неравенств"
Конспект урока с презентацией по теме "Доказательство числовых неравенств"...
Конспект урока в 7 классе по теме "Доказательства эволюции животных"
На этом уроке открытия новых знаний учащиеся получают представление об основных доказательства развития животного мира....
Презентация к уроку в 8 классе по биологии "Доказательства происхождения человека от животных"
Презентация содержит интересный материал по теме "Доказательство происхождения человека"....
Презентация по теме "Макроэволюция. Основные закономерности эволюции"
Презентация по теме Макроэволюция...
Урок биологии по теме : Макроэволюция. Направления и пути эволюционного процесса".
Урок обобщения 11 класс профильная группа. Учащиеся работают группами, идет обобщение материала....
План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс
План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс...
Учебные материалы и подборка тестовых заданий по теме "Макроэволюция"
Представлены учебные материалы и подборка тестовых заданий ЕГЭ по теме "Макроэволюция"....