Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Елена Семеновна Окорокова

Технологическая карта урока  "Органические вещества. Общая характеристика. Липиды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока «Органические вещества. Общая характеристика. Липиды»

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Окорокова Елена Семеновна

Район

Ленинский

Место работы

МБОУ «Школа №72»

Должность

Учитель биологии

Общая информация

Учебный предмет

Биология

Класс

10

УМК

Программа  Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы Авторы: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов - М.: Дрофа, 2010.

Учебник Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова.- М. : Дрофа, 2011.

Мультимедийное пособие диск  «Общая биология» 10-11 классы 

Тема урока  

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

Место урока

Изучаемая тема «Клетка»

  1. История изучения клетки. Клеточная теория.
  2. Химический состав клетки.
  3. Неорганические вещества клетки.
  4. Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.
  5. Органические вещества. Углеводы.
  6. Органические вещества. Белки.
  7. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
  8. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
  9. Лабораторная работа «Сравнение строений клеток растений и животных».
  10. Клеточное ядро. Хромосомы.
  11. Прокариотическая клетка.
  12. Реализация наследственной информации в клетке.
  13. Неклеточная форма жизни: вирусы.
  14. Обобщающий урок. Диагностическая работа.

Цель

Расширить представления обучающихся об органических веществах клетки, о строении, функциях и роли липидов в обеспечении жизнедеятельности организма.

Цели и планируемые результаты

Цель                

                        Уровень                          

Базовый (обучающиеся научатся)

Цель – предмет (предметный результат)

Сформировать знания об органических веществах клетки, их общей характеристике, расширить знания о строении и функциях липидов, их роли в обеспечении жизнедятельности организма.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:  работать с текстовой информацией при обращении к  учебнику, готовить презентации; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации,  выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе,  осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования   интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения,  здоровьесберегающих  навыков, развитие культуры речи, творческой инициативы.

Исходное состояние учащихся

- имеют опыт  работы с различными источниками информации;

- владеют техникой публичного выступления;

- знают формы существования химического элемента, химические свойства основных классов неорганических и органических веществ;

- могут применять метапредметные связи,  

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Выполнение тестовых заданий

Эвристическая  беседа

Заполнение таблицы

Участие в проблемных вопросах

Выступление с презентацией

Выполнение тестовой работы
Участие в разрешении проблемных вопросах

Участие в беседе

Термины и понятия

Низкомолекулярные органические соединения, высокомолекулярные органические соединения, гомополимеры, гетерополимеры. Нейтральные жиры, Воски, Фосфолипиды, Гликолипиды, Липопротеиды, Липоиды: Жирные кислоты, Глицерин,

Холестерин, Желчные кислоты, Жирорастворимые витамины.

Тип урока

Комбинированный

Учебно-информационное  техническое обеспечение урока

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет ресурсы

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова.- М. : Дрофа, 2011.

Мухамеджанов  И.Р. Тесты, зачеты, блиц опросы по общей биологии:10-11 классы. –М.:ВАКО, 2006.

Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

http//dik.akademic.ru/searchall.php – Словари и энциклопедии на Академике

http//school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, компьютер

Хронометраж урока

Этапы урока

Время

1

2

3

4

5

6

7

Организационный момент.

Проверка знаний.        

Актуализация знаний.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение  нового материала.                                

Закрепление  изученного материала и применение полученных знаний                

Рефлексия                                                                  

Инструктаж по  домашнему заданию.                                

1 мин.

10 мин.

3 мин.

3 мин.

20 мин.

3  мин.

3 мин.

2 мин.

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

  1. 1. Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

2. Проверка знаний

обобщить знания учащихся о химических элементах, неорганических веществах, их роли в жизнедеятельности организма особенностях строения

установить степень усвоения учащимися темы

На прошлом уроке вы познакомились с неорганическими вещестами. На столах у вас находятся проверочные тесты, на выполнение которых у вас 10  минут.

Проверочный тест:

Вариант 1.

1.Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?

    а) около 90;  б) около 200; в)около 150.

2.Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам (II группе)?

    а) S, Nа, Са, К;   б) О, Н, С, N;  в) Ni, Cu, J, Вг.

3.Воды больше всего в ... клетках человека:

    а) жировых; б) костных; в) нервных.

4.Функции воды в клетке:

    а) передача наследственной информации; б) среда для химических реакций; в) источник энергии.

5.Какие химические связи возникают между атомами в молекуле воды?

     а) ковалентно-неполярные; б)  ковалентно-полярые; в) ионные; г) водородные

6.К гидрофобным веществам относятся:

    а) соли; б) сахара; в)жиры.

7.Ионы ... входят в состав гемоглобина:

     а) Mg;    б)Fe;   в) Zn.

8.Биоэлементами называют химические элементы:

   а)входящие в состав живой и неживой природы;

   б)входящие в состав неорганических молекул;

   в)являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки.

 9. В плазме крови...

     а)  высокая концентрация ионов Nа+ и низкая К+;

     б) низкая концентрация ионов Na+ и.высокая К+;

     в) разницы в концентрации ионов Na+ и К+ нет.

10. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:

     а) изменением концентраций ионов натрия и калия внутри  вне клетки;

    б) разрывом водородных связей между молекулами воды;  в) теплопроводностью воды.

Вариант 2.

1.Какой из химических элементов содержится в наименьшем количестве?

              а) азот; б) кислород; в) углерод; г) водород.

        2.Какие химические элементы, содержащиеся в

           клетке, относят к органогенам (I группе)?

              а) S, Nа, Са, К; б) О, Н, С, N; в) Ni, Cu, J, Вг.

       3. При замерзании воды расстояние между ее

          молекулами:

              а) уменьшается;  б) увеличивается; в) не изменяется.

        4.Вода — основа жизни:

              а) она может находиться в трех состояниях (жидком,

        твердом и газообразном);

              б) является растворителем, обеспечивающим как

        приток веществ в клетку, так  и удаление из нее

        продуктов обмена;

             в) охлаждает поверхность при испарении.

        5.Вещества, хорошо растворимые в воде,  

           называются:

              а) гидрофильные; б) гидрофобные. 

        6.Соединения фосфора входят в состав:

               а) белков; б) нуклеиновых кислот; в) углеводов.

        7.Ионы ... входят в состав хлорофилла:

               а) Fе2+          б) Mg2+     в)Са2+.

        8.Соли К важны для организма, так как:

               а) являются катализаторами биохимических

               реакций;

               б) входят в состав гемоглобина;

               в) участвуют в проведении нервных импульсов.         

        9.Угол между атомами водорода в молекуле воды

           составляет:

               а) 90°;  б) 104°;  в) 120°.

          10. 80% воды содержится:

              а) в молодом организме человека; б) в клетках

              старого организма; в) в клетках эмали зубов.

Учащиеся слушают.

Приступают к выполнению.

Познавательные умения: умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные умения: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные умения: умения работать индивидуально

Предметные умения:

умение пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения и функциями

После выполнения сдают работы.

3.Актуализация знаний учащихся

подготовить к активно-познавательной деятельности

4. Мотивация учебной деятельности

мотивировать учащихся к изучению темы «Органические вещества. Общая характеристика.Липиды»;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере вопроса

- проявлять позитивное отношение к процессу;

-помочь осознать необходимость приобретения новых знаний о липидах

5. Изучение нового материала

ввести понятия - низкомолекулярные, высокомолекулярные, гомополимеры, гетерополимеры

развивать критическое мышление

актуализировать знания о строении  липидов  и их классификации

 ввести понятия: Простые: Нейтральные жиры, Воски 

Сложные:Фосфолипиды, Гликолипиды, Липопротеиды

Липоиды: Жирные кислоты, Глицерин,

Холестерин, Желчные кислоты, Жирорастворимые витамины, Стероидные гормоны 

актуализировать знания о витаминах, их роли в жизнедеятельности организма;

Актуализировать знания о липидах, их функциях

(Эвристическая беседа сопровождается компьютерной презентацией)

Среди всех химических элементов есть один, который наиболее тесно связан с живыми организмами. Это углерод. Везде, где его находят, есть или когда-то была жизнь. Известно уже более миллиона различных молекул, построенных на его основе.

В чем особенность строения атома углерода? (слайд 1)

Какую связь называют ковалентной?

Какие вещества называют органические? (слайд 2)

Открываем тетради, записываем тему. (слайд 3)

Какие углеродные соединения вам известны?

При ответе ребят идет демонстрация презентации

 (слайд 4, 5)

Однако подавляющее большинство органических соединений устроено гораздо более сложно, чем углеводороды. Органические вещества живой природы чрезвычайно разнобразны по своим размерам, строению, фунциям. К основным группам органических веществ относятся: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. (слайд 6).

Органические вещества

Низкомолекулярные

Высокомолекулярные

Полимеры

Гомополимеры

Гетерополимеры

(слайд 7,8)

Создается проблемная ситуация.

Жиры полезны ли вредны для живого организма?

Необходимы жиры для живого организма или без них можно обойтись?

Мы должны сегодня ответить на этот вопрос.

 Липиды – органические вещества, не растворимые в воде, но растворимые в неполярных растворителях: эфире, хлороформе, бензоле. Обнаруживаются во всех без исключения клетках и делятся на классы.

Простые: Нейтральные жиры, Воски 

Сложные:Фосфолипиды, Гликолипиды, Липопротеиды

Липоиды: Жирные кислоты, Глицерин,

Холестерин, Желчные кислоты, Жирорастворимые витамины, Стероидные гормоны 

(слайд 9)

Для лучшего понимания материала демонстрируется материал с гиперссылки (воски, фосфолипиды, стероидные гормоны)

Слово предоставляется учащимся- командам (они получили опережающее задание) составить мини-проекты.

Исходя из полученного материала ответьте:

Какие фунции в клетке выполняют липиды? (слайд 10)

Готовятся к активно-учебной познавательной деятельности.

В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим и химическим языком.

Открывают тетради, записывают тему.

Работают с текстом учебника с. 37-38, отвечают на вопрос, записывают ответ в тетрадь. Записывают в тетрадь процентный состав органических веществ.

Познавательные умения:

поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные умения:

знакомство с понятиями:  низкомолекулярные, высокомолекулярные, гомополимеры, гетерополимеры

Работают с текстом учебника с.38, заполняют таблицу.

Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний из курса биологии. Отвечают, доказывают свою точку зрения.

Записывают классификацию липидов, дают комментарии, соединяя знания из курсов химии и биологии

Познавательные умения: умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные умения:  строение липидов, их классификация

Выступают с презентациями

«Витамин А»

«Витамин Д»

«Витамин Е»

«Витамин К»

«Холестерин»

Познавательные умения: умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные умения:  витамины, их роль в жизнедеятельности организма, липиды, их функции

Слушают, задают вопросы, комментируют.

Отвечают,  записывают.

6.Закрепление изученного материала

обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях липидов

установить степень усвоения учащимися темы

Какие вещества называют органические?

Какие  органические вещества входят в состав клетки?

В чем заключается биологическое значение липидов?

Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные умения:  внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения:

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес
кой формами речи

Предметные умения:  органические вещества, биологическое значение липидов определение ключевых понятий

Отвечают на вопросы. Анализируют, сравнивают, систематизируют.

7.  Рефлексия

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности

Ответьте на вопросы:

Жиры полезны ли вредны для живого организма?

Необходимы жиры для живого организма или без них можно обойтись?

Самоанализ

  1. Выделите не менее 4-х видов (форм)  деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

  2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»

Самооценка

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

 - Сегодня я узнал …        

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

На основе  анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения. Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки

Предметные умения: определение ключевых понятий.

Коммуникативные умения:

использование   адекватных  языковых   средств   для     отображения в  форме речевых высказываний  своих чувств, мыслей

 Информация о домашнем задании

С. 37-40, ответить на вопросы с.40

 Сделать  презентацию «Органические вещества. Углеводы».

Записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Вывод формулы органического вещества на основании общей формулы гомологического ряда.

Презентация содержит схему решения подобной задачи и две задачи для закрепления материала....

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".

Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Презентация к уроку "ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ"

Презентация содержит информацию, а также иллюстрации к вводному уроку предмета ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. На слайдах информация об основных признаках органических веществ, о их многообразии и причинах этого ...

Презентация "Органические вещества. Общая характеристика. Липиды".

Презентация "Органические вещества. Общая характеристика. Липиды"....

Таблица общих формул органических веществ

Таблица является справочным материалом, который может быть использован при повторении и обобщении знаний учащихся по курсу органической химии....

Конспект урока на тему: Органические вещества. Липиды.

Данный урок можно использовать в 10 классе  при прохождении темы: Органические вещества. Липиды. Урок адаптирован для обучающихзся исправительной колонии, базовый уровень....