« Цветок, его строение и значение»
презентация к уроку по биологии (6 класс)
« Цветок, его строение и значение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetok_stroenie_i_znachenie.pptx | 2.2 МБ |
tsvetok.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомиться с разнообразием цветов и их соцветий.
Название части цветка Функции
Строение обоеполого цветка в е н ч и к лепесток лепесток пыльник тычиночная нить тычинка рыльце столбик завязь пестик чашечка из чашелистиков цветоложе цветоножка Пестик и тычинка – главные части цветка раздельнолепестный сростнолепестный сростнолистная раздельнолистная
Основные органы цветка: Цветоножка Цветки многи x растений размещаются на тонки x стебелька x
Цветоложе Вер x ний конец цветоножки, на котором располагается цветок. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка. Цветоложе всегда несколько шире цветоножки имеет чрезвычайно короткие междоузлия.
Околоцветник H а цвтолож e располагаются л e п e стки. И x совокупность образу e т венчик. Под л e п e стками на x одятся чаш e листики, образующи e чаш e чку. Венчик и чаш e чка вм e ст e образуют часть цв e тка-околоцв e тник. Околоцв e теник мож e т быть простым и c ложным.
Особенности строения цветка . Типы околоцветников. двойной простой
Функции околоцветника. Защищает пестик и тычинку от н e благоприятны x условий окружающей ср e ды . Привл e ка e т нас e комы x своей яркостью.
Главные части цветка Пестик -женский половой орган. Тычинка -мужской половой орган.
Строение пестика Пестик состоит из трё x част e й: Рыльце обычно клейко, шеро x оватое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик поднимает рыльце , иногда высоко над околоцветником. Завязь - самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки , в ни x формируются женские половые клетки-яйцеклетки.
Строение тычинки Тычинки состоят из тонкой тычиночной нити и крупного пыльника . Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужски половы клетки- спермии.
Название части цветка Функции Лепестки Защита пестика и тычинок, привлечение насекомых и животных для опыления Чашелистики Защита бутона цветка на стадии развития Цветоножка Выносит цветок выше к опылителям Цветоложе На нем располагаются пестик и тычинки Пестик В нем происходит оплодотворение и образование женских гамет Тычинка В не образуются мужские гаметы
Физкультминутка Вот так яблоко ! ( Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно . ( Руки на пояс.) Руку протяните , ( Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите . ( Руки вверх.) Стал ветер веточку качать , ( Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать . ( Подтянулись.) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву ! ( Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко ! ( Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно . ( Руки на пояс.)
Вокруг главных органов цветка расположен околоцветник . Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки , образуют венчик . Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Венчик: раздельнолепестной и сростнолепестной
.
Цветы имеющие и пестики, и тычинки называют обоеполыми. Цветы имеющие только пестики – пестичные цветки. Цветы имеющие только тычинки – тычиночные цветки. Тычиночные и пестичные цветки называют раздельнополыми. Строение цветка
Цветы бывают Однодомные Двудомные Тычиночные Пестичные Пестичные Тычиночные
Раздельнополые цветки на одном растении
Раздельнополые цветки на разных растениях
Соцветие. H есколько цветков располагаются на побеге и в определённом порядке. Простое соцветие - цветки располагаются по одному на главной оси побега. Сложное соцветие – на главной оси располагаются большие соцветия.
Соцветия.
Соцветия Соцветие – это группа цветков, расположенных в определённом порядке. Формы соцветий Схемы Растение Кисть Смородина, черёмуха Головка Клевер Корзинка Одуванчик, подсолнечник Зонтик Примула Простой колос Подорожник Исправь ошибки!
Анаграммы «Цветок» Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка и дайте им определение. Вязазь Л-п-ст-к Чеклиток Ц—т-н—к- Кстоибл Жетоцвлое Ч-ш-л-ст-к Лькинпы Т-ч-н— Китпес О—л-цв-тн-к Кичвен
Д.З . § 11, составить красочный кроссворд не менее 12 слов по пройденной теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верякушская ООШ»
Методическая разработка урока
« Цветок, его строение и значение»
Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного диалога, кейс технология
Учебный предмет: биология
Класс: 6
К УМК: И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова,
В.С.Кучменко. Биология: 6 класс.-
М.: Вентана-Граф, 2015.
Учитель биологии: Феоктистова Н.Н.
Верякуши, 2017 год
Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомить с разнообразием цветов и их соцветий.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать понятия цветок и соцветие, познакомиться со строением цветка, выяснить, какое значение и применение имеют цветы в природе и жизни человека, научиться различать разные соцветия.
- развивающие: развивать сопоставительный анализ, через сравнение и определение побега и цветка; продолжить развитие логического мышления, через решение биологических задач и проблемных вопросов; продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами; развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.
- воспитывающие: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.
Методы обучения: проблемный, элементы технологии критического мышления.
Оборудование: учебник биологии 6 класс (Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. ), модель цветка, схемы типов соцветий и гербарий, ноутбук, проектор, презентация.
Организационный момент Рассказ о многообразие цветов: «Среди растений цветковые самые многочисленные, их насчитывается 250 тысяч. Они очень разнообразны по форме, окраске, размерам. Среди них есть настоящие гиганты, например, раффлезия и очень маленькие, такие как у ряски. Цветы во все времена вдохновляли поэтов, композиторов, художников. Пожалуй, не найдется человека, который не любил бы любоваться цветами.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями цветок и соцветие, выясним какое строение он имеет, каково его значение в природе и жизни человека.
- Откройте тетради и запишите тему урока:
«Цветок, его строение и значение» Слайд 1, Слайд 2
Актуализация знаний Приём «бортовой журнал» предлагается ответить на вопрос: «Что вы знаете о цветах?». Слайд 3
Известная информация | Новая информация |
Ответы детей.
- По ходу изучения нового материала, всю новую для вас информацию вы вносите в таблицу.
. Слайд 4 -14
Название части цветка | Функции |
Лепестки | Защита пестика и тычинок, привлечение насекомых и животных для опыления |
Чашелистики | Защита бутона цветка на стадии развития |
Цветоножка | Выносит цветок выше к опылителям |
Цветоложе | На нем располагаются пестик и тычинки |
Пестик | В нем происходит оплодотворение и образование женских гамет |
Тычинка | В не образуются мужские гаметы |
Слайд 15
- На основе ваших знаний сформулируйте определение цветка.
Ответы детей.
Запишите определение цветок в свои тетради.
Вопрос учителя:
- Внимание, вопрос: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег.
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Ответы детей.
- Используя информацию учебника рис 71, назовите структурные части цветка.
Ответы детей.
- А теперь, опираясь на текст учебника §11, опишите функции каждой части цветка по следующей схеме:
- Все структурные части цветка делят на 2 группы: главные и вспомогательные. Используя уже имеющиеся знания о строении цветка, установи соответствие между частью цветка и группой, к которой эта часть относится: Слайд 16-22
А. Главные 1.Лепесток
Б. Вспомогательные 2. Тычинка
3. Чашелистик
4. Цветоложе
5. Пестик
6. Цветоножка
Ответ поясните.
Ответы детей.
- Вернёмся к нашему вопросу: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег.
Ответы детей.
- В цветке происходят 2 очень важных в жизни растения процесса: опыление и оплодотворение. Используя текст учебника, выпишите определение этих понятий.
- Как вы думаете, взаимосвязаны ли эти 2 процесса? Ответ поясните.
Ответы детей.
- Обратите внимание на название §11. Почему цветок относят к генеративным органам?
Ответы детей.
Вашему вниманию биологическая задача, ответ на которую вы дадите после просмотра видео фрагмента.
Задача: Начинающий садовод отправился на сельский рынок в надежде приобрести саженец облепихи. В огромном многообразие растений ему удалось найти то, что он искал. Вернувшись, счастливый с покупкой садовод отправился на участок и сразу же посадил молодое растение. Каково же было его удивление, когда ни через год, ни через 2…5…7 лет облепиха не приносила плоды. Объясните, почему?
- Используя имеющиеся знания и текст §11, дополните схему:
Типы цветков
Обоеполые: ?
Двудомные ?
Приведите пример цветов на каждый тип.
Ответы детей.
- Вашему вниманию 2 фотографии цветов (сирень и роза).
Назовите эти цветы. Чем они отличаются?
Ответы детей.
- Группа цветов располагающихся в определенном порядке, называется соцветием.
- Познакомимся с типами соцветий, необходимо заполнить таблицу, как обобщение (на заранее заготовленных листах). . Слайд 23-25
Тип соцветия | Схема соцветия | Пример растения |
Ответьте на вопросы:
1. Какие типы соцветий существуют?
2. Каково биологическое значение соцветия? Слайд 26-27
Ответы детей.
Цветение и опыление растений.
-Что называют цветением?
-Что называют опылением?
Ответ найдите в учебнике стр.64.
Закрепление изученного
Используя свою таблицу, скажите, что нового вы узнали о цветке?
- Распределите правильно структурные части цветка.
- Составьте синквейн к понятию цветок.
-Определите тип соцветия: Слайд 28
Д.З.§11, составить красочный кроссворд не менее 12 слов по пройденной теме
Рефлексия (подведение итогов занятия) . Слайд 29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...
Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"
Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....
цветок, его строение и значение
цветок...
Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс
Методическая разработка урока соответствует ФГОС....
Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"
Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...
План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".
План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....
Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"
Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"...