Разработка урока "Фотосинтез" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Фотосинтез
Урок - эксперимент по биологии в 6 классе
Цели и задачи урока:
1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи:
- познакомить с понятием «фотосинтез»;
- на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества;
- сформулировать понятие «фотосинтез».
2. Развивающая цель:
- развивать логическое мышление;
- навыки самостоятельной работы;
- умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.
Задачи:
- развивать умение выделять главное;
- развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;
- развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
3. Воспитательная цель:
- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.
Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
Тип урока: изучение нового материала в форме урока - эксперимента.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по выполнению эксперимента, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.
Педагогические технологии: исследование, проблемно - развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? - что? - где? - чем? - зачем? - как? - когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы, информационные.
Оборудование урока: растения герань, колеус, герань, выдержанная в темноте; лабораторное оборудование: спирт, чашка Петри, стакан с водой, йод, спиртовая горелка или сухой спирт, пробирки; карточки – инструкции с планом проведения экспериментов; ИОР.
Ход урока
- Мотивация к уроку
Эпиграф к уроку: «Единственным критерием истины является опыт» Леонардо да Винчи
Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного?
- Активизация знаний
Создание проблемной ситуации.
Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.
А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На этом уроке нам предстоит узнать, где протекает этот процесс? Какие вещества получаются в результате? И выяснить, что такое «фотосинтез».
Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез. Воздушное питание растений» (Слайд 1)
Сегодня мы познакомимся с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с космосом. Выдающийся русский ученый-ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это, К.А.Тимирязев назвал роль растений на Земле космической. Чтобы убедиться в этом, вспомним о воздушном питании растений. (Слайд 2)
Любое питание-это получение живым организмом необходимых ему веществ.
Мы с вами уже знаем, что у растения есть:
1) почвенное питание-получение растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ;
2) воздушное питание-образование в листьях питательных веществ.
(Слайд 3)
Ученые выяснили, что при воздушном питании в зеленых листьях растений образуется крахмал. Давайте, мы с вами откроем дверь в нашу лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит. (Слайд 4)
- Изучение нового материала
В виде исследовательской работы
1. Экспериментальная проверка:
Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?
Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.
2. Работа в группах (Слайд 5)
Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием
Мы заранее заложили опыт и приготовили материалы для дальнейшей работы: три стакана с кипятком, три плошки с теплым спиртом, флакончик с йодом, пипетка, пинцет.
Задание 1 группы: вынимаем растение (Б) номер один из шкафа, аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке;
Задание 2 группы: снимаем трафареты с листьев второго растения (А) и
аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке;
Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (С) (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.
Объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал) Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и записывают в тетради.
3. Организация и обобщение информации
Каждая группа результаты эксперимента вносят в таблицу
Объект | Вода t кип | Спирт t кип | Раствор йода | Вывод |
Герань А | Изменений нет | Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску (хлорофилл растворяется в спирте) | Синеет тот рисунок на листе, который находился на свету | На свету в листьях образуется крахмал |
Герань Б | Изменений нет | Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску (хлорофилл растворяется в спирте) | Лист окрашивается в цвет раствора | В темноте в листьях не образуется крахмал |
Колеус (С) | Изменений нет | Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску (хлорофилл растворяется в спирте) | Края листа синеет | На свету в листьях хлоропластов образуется крахмал |
Вывод: крахмал выдал себя в этом «следственном эксперименте» - он посинел
4. Работа в группах с микроскопом
- Где же в клетках листа образуется крахмал?
Вы помните, что в нашей лаборатории есть прекрасный микроскоп? Давайте с его помощью посмотрим на посиневший лист. Я думаю, что нам удастся выяснить, что именно, что именно окрасилось синим. Так мы сможем понять, где в клетках листа образуется крахмал.
Что такое? При взгляде в микроскоп просто рябит в глазах от каких-то синих точек. Так! Наведем четкость изображения.
Да это же посинели наши давние знакомые – хлоропласты. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: крахмал образуется именно в хлоропластах. (Слайд 6)
Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим углекислый газ и вода.
5. Формулирование выводов по итогам исследования:
В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты. Используя схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза. (Слайд 9, 10)
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.
- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?
Значение фотосинтеза:
1.В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
2.Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
3.Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
4.Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
IV. Закрепление
- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу:
- Где протекает этот процесс?
- Какие вещества получаются в результате?
Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.
V. Рефлексия
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — было интересно и понятно, желтый — встретились трудности, красный — было трудно, много ошибок. Ученики наряжает дерево листьями.
Домашнее задание § 16 стр.91 задания для любознательных
Инструктивная карточка
Задание 1 группы:
- вынимаем растение (Б) номер один из шкафа постоявшее в темноте;
- аккуратно срезаем лист;
- опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
- после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
- берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
- внести результаты в таблицу и сделать вывод
Инструктивная карточка
Задание 2 группы:
- снимаем трафареты с листьев второго растения (А)постоявшее на свету
- аккуратно срезаем лист;
- опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
- после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
- берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
- внести результаты в таблицу и сделать вывод
Инструктивная карточка
Задание 3 группы:
- перед вами комнатное растение колеус (С) зелёную окраску имеют только края его листьев, постоявшее на свету.
- аккуратно срезаем лист;
- опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
- после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
- берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
- объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал);
- внести результаты в таблицу и сделать вывод
Каждая группа результаты эксперимента вносят в таблицу
Объект | Вода t кип | Спирт t кип | Раствор йода | Вывод |
Герань А | ||||
Герань Б | ||||
Колеус (С) |
Каждая группа результаты эксперимента вносят в таблицу
Объект | Вода t кип | Спирт t кип | Раствор йода | Вывод |
Герань А | ||||
Герань Б | ||||
Колеус (С) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"
Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.
Это разработка проведенно мастер-класса учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...
Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...
Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"
Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...