Разработка урока "Фотосинтез" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока "Фотосинтез"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fotosintez.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фотосинтез

Урок - эксперимент по биологии в 6 классе

Цели и задачи урока:

1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи:

- познакомить с понятием «фотосинтез»;

- на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества;

- сформулировать понятие «фотосинтез».

2. Развивающая цель: 

развивать логическое мышление;

- навыки самостоятельной работы;

- умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.

Задачи:

- развивать умение выделять главное;

- развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;

- развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.

3. Воспитательная цель: 

воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.

Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Тип урока: изучение нового материала в форме урока - эксперимента.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по выполнению эксперимента, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: исследование, проблемно - развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? - что? - где? - чем? - зачем? - как? - когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы, информационные.

Оборудование урока: растения герань, колеус, герань, выдержанная в темноте; лабораторное оборудование: спирт, чашка Петри, стакан с водой, йод, спиртовая горелка или сухой спирт, пробирки; карточки – инструкции с планом проведения экспериментов; ИОР.

Ход урока

  1.  Мотивация к уроку

    Эпиграф к уроку: «Единственным критерием истины является опыт»               Леонардо да Винчи

Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного?

  1. Активизация знаний

Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.

А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На этом уроке нам предстоит узнать, где протекает этот процесс? Какие вещества получаются в результате?  И выяснить, что такое «фотосинтез». 

Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез. Воздушное питание растений» (Слайд 1)

Сегодня мы познакомимся  с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с космосом. Выдающийся русский ученый-ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это, К.А.Тимирязев назвал роль растений на Земле космической. Чтобы убедиться в этом, вспомним о воздушном питании растений. (Слайд 2)

Любое питание-это получение живым организмом необходимых ему веществ.

Мы с вами уже знаем, что у растения есть:

1) почвенное питание-получение растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ;

2) воздушное питание-образование в листьях питательных веществ.

(Слайд 3)

Ученые выяснили, что при воздушном питании в зеленых листьях растений образуется крахмал. Давайте, мы  с вами откроем дверь в нашу лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит. (Слайд 4)

  1. Изучение нового материала

В виде исследовательской работы

1. Экспериментальная проверка:

Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?

Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.

Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.

2. Работа в группах (Слайд 5)

Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием 

Мы заранее заложили опыт и приготовили материалы для дальнейшей работы: три стакана с кипятком, три плошки с теплым спиртом, флакончик с йодом, пипетка, пинцет.

Задание 1 группы: вынимаем растение (Б) номер один из шкафа, аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке;

Задание 2 группы: снимаем трафареты с листьев второго растения (А) и

аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке;

Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (С) (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.

Объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал) Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и записывают в тетради.

3. Организация и обобщение информации

Каждая группа результаты эксперимента  вносят в таблицу

Объект

Вода t кип

Спирт t кип

Раствор йода

Вывод

Герань А

Изменений нет

Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску (хлорофилл растворяется в спирте)

Синеет тот рисунок на листе, который находился на свету

На свету в листьях образуется крахмал

Герань Б

Изменений нет

Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску (хлорофилл растворяется в спирте)

Лист окрашивается в цвет раствора

В темноте в листьях не образуется крахмал

Колеус (С)

Изменений нет

Спирт окрашивается в зеленоватый цвет, а листья теряют свою окраску (хлорофилл растворяется в спирте)

Края листа синеет

На свету в листьях хлоропластов образуется крахмал

Вывод: крахмал выдал себя в этом «следственном эксперименте» - он посинел

4. Работа в группах с микроскопом

- Где же в клетках листа образуется крахмал?

Вы помните, что в нашей лаборатории есть прекрасный микроскоп? Давайте с его помощью посмотрим на посиневший лист. Я думаю, что нам удастся выяснить, что именно, что именно окрасилось синим. Так мы сможем понять, где в клетках листа образуется крахмал.

Что такое? При взгляде в микроскоп просто рябит в глазах от каких-то синих точек. Так! Наведем четкость изображения.

Да это же посинели наши давние знакомые – хлоропласты. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: крахмал образуется именно в хлоропластах. (Слайд 6)

Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим углекислый газ и вода.

5. Формулирование выводов по итогам исследования:

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты. Используя схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза. (Слайд 9, 10)

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?

Значение фотосинтеза:

1.В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

2.Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

3.Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

4.Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.

IV. Закрепление

- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу:

- Где протекает этот процесс?

- Какие вещества получаются в результате?  

Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.

V. Рефлексия

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — было интересно и понятно, желтый — встретились трудности, красный — было трудно, много ошибок. Ученики наряжает дерево  листьями.

Домашнее задание § 16 стр.91 задания для любознательных

Инструктивная карточка


hello_html_m12d69093.jpg

Задание 1 группы:

  • вынимаем растение (Б) номер один из шкафа постоявшее в темноте;
  • аккуратно срезаем лист;
  • опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
  • после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
  • берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
  • внести результаты в таблицу и сделать вывод

Инструктивная карточка


hello_html_m12d69093.jpg

Задание 2 группы:

  • снимаем трафареты с листьев второго растения (А)постоявшее на свету
  • аккуратно срезаем лист;
  • опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
  • после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
  • берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
  • внести результаты в таблицу и сделать вывод

Инструктивная карточка


hello_html_m12d69093.jpg

Задание 3 группы:

  • перед вами комнатное растение колеус (С) зелёную окраску имеют только края его листьев, постоявшее на свету.
  • аккуратно срезаем лист;
  • опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
  • после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
  • берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
  • объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал);
  • внести результаты в таблицу и сделать вывод

Каждая группа результаты эксперимента  вносят в таблицу

Объект

Вода t кип

Спирт t кип

Раствор йода

Вывод

Герань А

Герань Б

Колеус (С)

Каждая группа результаты эксперимента  вносят в таблицу

Объект

Вода t кип

Спирт t кип

Раствор йода

Вывод

Герань А

Герань Б

Колеус (С)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...