Разработка урока "Ядро" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Ядро
Задачи: изучить строение ядра как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.
Элементы содержания: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, гаметы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», ЭОР, ЦОР.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка знаний учащихся
Закончите предложение (работа по карточкам)
Рассмотреть строение клеточной мембраны можно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет двойной слой молекул липидов, в котором расположены молекулы белков. Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают избирательное прохождение ионов внутрь клетки или из нее. Питательные вещества попадают в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза. Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в пищеварительных вакуолях расщеплению под действием пищеварительных ферментах.
Ответы:
- электронного микроскопа; 2.) двойной слой молекул липидов; 3) молекулы белков; 4) избирательное прохождение ионов внутрь клетки или из нее. 5)
пиноцитоза и фагоцитоза; 6) в пищеварительных вакуолях; 7) пищеварительных ферментах
- Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а а имеющие ядро – эукариотическими.
Организмы
Эукариоты прокариоты
Растения, животные, грибы бактерии, цианобактерии
Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.
- Ядро – обязательный органоид эукариотической клетки (искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки флоэмы растений)
Функции:
- Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.
- Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.
Строение ядра
Ядерная оболочка
Состоит из двух мембран: внутренней гладкой и наружной шероховатой;
Функции: обмен веществ между цитоплазмой и ядром; синтез белка; отграничивает содержимое ядра.
Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) - внутренняя полужидкая среда, где находятся ядрышки и хромосомы. Состав: аминокислоты, белки, ферменты.
Ядрышко (состоит из РНК и белка). Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.
Функции: синтез РНК; формирование рибосом.
Хромосомы (хроматин - нити ДНК)
Функции: хранение и передача наследственной информации.
- Хромосомы – носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.
Хромосома – спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков гистонов – нуклеопротеид. Содержит гены.
Хромосомы являются носителями наследственной информации. Но большую часть своего существования они имеют вид тонких нитей, которые очень трудно изучать. Эти нити конденсируются и образуют четко очерченные хромосомы только во время клеточного деления. Наиболее удобным этапом для исследования хромосом является метафаза митоза. Для того чтобы задержать клетки на этой стадии, исследователи хромосом добавляют к культуре клеток колхицин - вещество, которое разрушает микротрубочки веретена деления и останавливает деление именно на стадии метафазной пластинки.
На стадии метафазы почти все хромосомы имеют Х-образную форму. Это связано с тем, что в этот момент каждая из хромосом состоит из двух хроматид, соединенных в месте первичной перетяжки. В хромосоме можно выделить плечи. Эти плечи могут быть примерно одинаковыми или иметь разную длину. В таком случае выделяют длинное и короткое плечо хромосомы. В месте соединения двух хроматид в хромосоме расположена первичная перетяжка. В некоторых хромосом на плечах можно найти и вторичные перетяжки.
Каждая из хромосом метафазной пластинки имеет парную ей гомологичную хромосому. Гомологичные хромосомы дублируют одна одну. В каждой из хромосом такой пары находятся участки, которые кодируют одинаковые гены. Но в разных гомологичных хромосомах могут находиться различные варианты (аллели) одного гена.
Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, гомологичные хромосомы.
Для каждого из видов эукариотичных организмов характерен определенный набор хромосом, который можно увидеть на метафазных пластинках клеток представителей этого вида. Этот набор хромосом называется кариотипом, и он является важным систематическим признаком. Важными характеристиками кариотипа является число, размер и форма хромосом, которые его составляют.
Кариотип – набор хромосом, содержащийся в клетках одного организма.
Следует отметить, что количество хромосом в определенных тканях и органах одной особи может отличаться от характерной для определенного вида. Например, в большинстве клеток организма позвоночных животных или цветочных растений все хромосомы представлены в виде гомологических пар. А вот в половых клетках этих организмов все хромосомы представлены только в одном экземпляре без своей гомологичной пары. Такой набор хромосом называется гаплоидным, а хромосомный набор обычных клеток - диплоидным. Это связано с особенностями полового размножения. В ходе этого процесса новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток родителей. Если бы в половых клетках не происходило уменьшение числа хромосом, то каждое следующее поколение имело бы вдвое больше хромосом, чем их родители.
Все клетки организма делятся на соматические и половые (показать в виде схемы)
Соматические (клетки тела) – 2n, половые - n
У человека 2n = 46 хромосом в соматической клетке, а в половых n = 23 хромосомы. Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора: n + n =2n
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Дать ответы на вопросы:
- Почему клетки, из которой удалено ядро, не может долго существовать?
- Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?
- Какие функции выполняет ядро?
Домашнее задание: записи в тетради, § 15, соответствующий материал в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"
Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.
Это разработка проведенно мастер-класса учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"
Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...