Разработка урока "Химический состав клетки" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Разработка урока по теме "Химический состав клетки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_sostav.doc | 823.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Молекулярный уровень: общая характеристика
Задачи: сформировать представление о химическом составе клетки: макро и микроэлементах, их роли в клетке; сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клетки.
Элементы содержания: органические вещества, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды, биополимеры, мономеры.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ЭОР, ЦОР, таблица, иллюстрирующая содержание химических элементов в клетке, строение биополимеров.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Вопросы для беседы
Фронтальный опрос.
- Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
- Каковы основные свойства живого?
- В чем может проявляться приспособленность организмов к среде обитания?
- Перечислите основные уровни организации живого?
- Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
- Что такое химический элемент?
Мы уже знаем, что можем встретить в природе огромное разнообразие клеток, которые различаются по размеру, функциям, форме и рядом других параметров, мы познакомимся с химическим составом клетки, разберем, в чем состоят две важные особенности живой клетки, и обсудим функции органических веществ, входящих в ее состав.
- Химический состав.
В природе можно встретить большое разнообразие клеток (рис. 1). Они отличаются по размеру, функциям, форме, являются свободноживущими или же входят в состав многоклеточных организмов, но при всем этом разнообразии все они состоят из одних и тех же типов химических веществ, претерпевающих одинаковые превращения.
Рис. 1. Разнообразие клеток (Источник)
Живую клетку отличают две важные особенности:
1. Высокое содержание воды.
2. Большое количество сложных органических веществ.
В живой клетке можно встретить различные химические элементы. Ученые подсчитали, что в клетке содержится более 70 химических элементов, то есть более половины всех существующих, только 24 из них постоянно встречаются в различных типах клеток. По количеству элементы, содержащиеся в клетках, делятся на макро- и микроэлементы (рис. 2).
Рис. 2. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы (Источник)
Макроэлементы встречаются в клетках в большом количестве. К ним относятся кислород, углерод, водород, азот, сера, железо, фосфор, кальций, калий и так далее. Микроэлементы представлены в клетках в небольшом количестве, это такие элементы, как марганец, медь, селен, кобальт, цинк, йод, никель и так далее. Несмотря на очень малое содержание, микроэлементы играют важную роль, так как влияют на обмен веществ в клетке. Кроме макро- и микроэлементов, выделяют еще группу ультрамикроэлементов, которые составляют менее одной миллионной процента в организмах живых существ. К ним, например, относятся золото и серебро, которые оказывают бактерицидное воздействие. Ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты. Также к ультрамикроэлементам относят платину и цезий. Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Процентное содержание в организме того или иного элемента ни в коем случае не характеризует степень его важности и необходимости в организме.
Многие микроэлементы входят в состав биологически активных веществ: ферментов, витаминов, например, кобальт входит в состав витамина B12 (рис. 3), а также гормонов. Они оказывают влияние на рост и развитие организмов, кроветворения (железо и медь), процессы клеточного дыхания (медь, цинк) и так далее.
Рис. 3. Витамин В 12 (Источник)
Эти 70 элементов в составе клетки образуют тысячи химических веществ, которые можно разделить на две большие группы (рис. 4).
Рис. 4. Органические и неорганические вещества (Источник)
Это неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки. Неорганические вещества – это вода, минеральные соли, углекислый газ, различные кислоты и основания. Вода является важнейшим компонентом содержимого живой клетки, она составляет в среднем около 70 % ее массы (рис. 5).
Рис. 5. Состав клетки (Источник)
Вода придает клетке упругость и объем, обеспечивает постоянство ее состава, участвует в химических реакциях и в построении химических молекул, делает возможным протекание всех процессов жизнедеятельности клетки. Вода является универсальным растворителем всех веществ, поступающих в клетку, и тех, которые из нее выводятся. Минеральные соли составляют примерно от 1 до 1,5 % от общей массы клетки, но роль, которую они выполняют, очень важна. В растворенном виде минеральные соли представляют собой необходимую среду для химических процессов, которые протекают в клетке.
В клетках можно встретить много разных солей. Животные их избыток выводят с помощью выделительной системы. А у растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях, чаще всего это бывает соль и кальций. Их форма в клетках растений может быть различной: иглы, ромбы, кристаллики, одинокие или сросшиеся вместе, так называемые друзы (рис. 6). Органические вещества клетки называют так потому, что впервые выделены они были именно из организмов. К ним относятся такие вещества, как белки, липиды (или жиры), углеводы и нуклеиновые кислоты.
Рис. 6. Форма различных солей в клетках растений (Источник)
Органическая химия – это химия соединения такого удивительного элемента, как углерод. Его удивительность и уникальность в том, что многочисленные превращения молекул и образование различных крупных и даже гигантских молекул органических соединений происходит благодаря тому, что углерод, будучи четырехвалентным, способен объединяться в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры (рис. 7).
Рис. 7. Модель кристаллической структуры углерода (Источник)
Эти углеродные цепи и кольца являются скелетами сложных органических молекул. В клетках живых организмов синтезируются всевозможные большие и малые органические молекулы.
Некоторые малые молекулы могут соединяться между собой и образуют крупные молекулы – полимеры (от греческого слова polis – «многочисленный» и meros – «часть, доля»). Малые молекулы, ставшие звеньями полимерной цепи, называют мономерами (от слова monos – один) (рис. 8).
Рис. 8. Мономеры и полимеры (Источник)
- Молекула полимера может состоять из многих тысяч соединенных между собой мономеров, которые могут быть одинаковыми или разными.
- Для каждого вида биополимеров характерно определенное строение и функции.
- Биополимеры могут состоять из одинаковых или из разных мономеров.
- Свойства полимеров проявляются только в живой клетке. Все они универсальны, так как построены по плану у всех живых организмов, независимо от видовой принадлежности.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Беседа по вопросам
- Какие элементы преобладают в составе живых организмов?
- Что такое органические вещества?
- Какие виды биополимеров вы знаете?
- Из чего состоят биополимеры?
Домашнее задание: записи в тетради, § 4, соответствующий материал в учебнике.
Углеводы – это органические вещества, в состав которых входит углерод, водород и кислород, то есть, по сути, углерод и вода, отсюда и название – углеводы.
Рис. 9. Углеводы (Источник)
Они выполняют в клетке различные функции:
- энергетическую, как сахароза, глюкоза;
- защитную, как целлюлоза;
- резервную, как крахмал или гликоген.
Углеводы часто выступают в роли очень важных компонентов других органических соединений клетки, которые встречаются практически у всех организмов, живущих на Земле.
Липиды – это вещества, которые практически не растворяются в воде, но зато хорошо растворяются в органических растворителях (рис. 10).
Рис. 10. Липиды (Источник)
Многие из них образованы с участием жирных кислот. Хорошо знакомые нам липиды – жиры, которые мы употребляем в пищу, например сливочное масло. Это не что иное, как соединение жирных кислот и трехатомного спирта глицерина. Роль липидов в жизненном цикле клетки не сводится к одному лишь запасанию энергии, хотя благодаря своим свойствам эту функцию они выполняют блестяще. Разные виды липидов включаются в самые различные процессы, протекающие в клетке, например фосфолипиды (рис. 11), в состав которых входит остаток фосфорной кислоты.
Рис. 11. Фосфолипиды (Источник)
Эти соединения – главный компонент плазматической мембраны, мембран хлоропластов, митохондрий, ядра и так далее (рис. 12).
Рис. 12. Соединения липидов (Источник)
Существуют липиды, которые входят в состав гормонов и участвуют в регуляции обмена веществ в организме.
Заключение
Мы рассмотрели химический состав клетки, органические вещества, входящие в состав клетки – липиды и углеводы, обсудили их функции. Нуклеиновые кислоты и белки мы рассмотрим на следующем уроке.
Домашнее задание
- Какие особенности отличают живую клетку и на какие группы делятся химические вещества, входящие в ее состав?
- Какова роль неорганических веществ в жизни клетки?
- Какие функции выполняют углеводы и липиды?
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"
Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....
Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели и задачи: Познакомиться с разнообразием народов Ро...
Разработка урока в 6 классе "Отношения "Входит в состав". Схема состава".
Разработка урока в 6 классе "Отношения "Входит в состав". Схема состава"....
Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав" Программа И.Н. Пономаревой....
Разработка урока в 5 классе на тему: "Состав слова. Словообразование"
Разработка урока...
Методическая разработка урока "Отношение: входит в состав" 6 класс информатика ФГОС
Методическая разработка урока в рамках курса информатики в 6 классе. На уроке активно используется метод самооценки своей деятельности учеником, групповая работа....
"Значение крови и её состав" 8 класс
Конспект урока побуждает ребенка к учебной деятельности, так как он составлен с обращением к ученику и представляет собой инструкцию к действиям. Подходит для самостоятельного изучения учащимся данной...