Биология, 8 класс
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Тема урока: «Строение и функции почек».
Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_39.docx | 86.6 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока:
Тема урока: «Строение и функции почек».
Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы, изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Развивающие: Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами, умение давать объяснения биологическим терминам.
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный урок).
Оборудование: презентация, учебник, карточки для проверки домашнего задания.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
Умение слушать друг друга. Полноценно и комплексно излагать мысли при ответе.
Регулятивные УУД:
Сверять выполняемые действия с планом, умение соотносить цель деятельности и результат, умение находить ошибки и корректировать деятельность, в соответствии с целью.
Познавательные УУД:
Овладение учебными умениями и навыками , формирование и развитие навыков логично излагать материал; осуществлять исследовательскую деятельность.
Личностные:
Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование устойчивой мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности. Формирование познавательных интересов, мотивов для дальнейшего изучения биологии.
Структурный план урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты)
- Проверка домашнего задания. (7 минут)
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (3 минуты)
- Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (20 минут)
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минут)
- Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута)
Основные этапы урока | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку | Беседа | Добрый день! Приветствие и проверка посещаемости. | Учащиеся настраиваются на восприятие материала. | |
Проверка домашнего задания | Опрос Фронтальный и индивидуальный | На столах для каждого ученика тестовые задания по теме «Витамины». Учащиеся на отдельных листах отвечают на тестовые задания. | Работают над заданием учителя. | Задания на карточках выдаются нескольким учащимся. |
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме | Беседа, рассказ | Просмотр фильма о строении и работе почек и мочевыделительной системы. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя при подготовке к новой теме. | |
Постановка цели занятия перед учащимися | Беседа | Постановка цели учащимися. | Выдвигают предположения. | |
Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний | Рассказ учителя | Тема нашего урока «Строение и функции почек». И я твердо убеждена, что к концу урока вы с легкостью сможете ответить на следующие вопросы: (слайд 4) Каковы функции мочевыделительной системы? Почему важно заботиться о здоровье почек? Но для того чтобы ответить на вопросы нам с вами необходимо поставить цель на данный урок. Перед вами на доске перемешаны слова из этих слов вам необходимо составить цель урока – изучить строение и функции почек. Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система) посмотрите видео про строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) зарисуйте строение мочевыделительной системы (органы системы). Знаете ли вы: - Человека с крепкими почками можно узнать по большим ушам. Маленькие и просвечивающиеся уши наоборот говорят о слабости почек. - Почки весят от 120 до 200 грамм, причем правая весит несколько больше левой. - С 2006 года отмечается День почки — второй четверг марта. Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса. ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? Ответ: (слайд 9) (проверка взаимообмен 9-10правильно – 5нефронов; 6-8 правильно – 3нефрона; 3-5правильно – 1нефрон) Как вы думаете, что вы сейчас получили за правильные ответы? Нефроны – структурно функциональная единица почки. В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны (приложение 3) «Нефрон - структурно-функциональная единица почки». - Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу). В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника). Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158) Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой. От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены. 1. Уберите лишнее
Работа нефрона (слайд 12) Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. (слайд 13)
ОТВЕТ:4,3,2,1,5 Функции почек Осмыслите следующий факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки? В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек: 1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена); 2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ). Сейчас просмотрите видео и по ходу заполните таблицу по тому, что увидите и услышите (видео процесс образования и выделения мочи) (слайд 15) Образование мочи (приложение 4) Этапы мочеобразования Процессы (фазы) Где образуется Состав 1.Образование первичной мочи фильтрация В почечной капсуле Вода, мочевина, соли и др. 2.Образование вторичной мочи Обратное всасывание (реабсорбция) В канальцах Мочевина, мочевая кислота, вода (проверка всем классом 6 ответов -5 нефронов; 4 ответа – 3 нефрона; 2ответа – 1нефрон) Ответьте на вопросы…(слайд 16) Каковы функции мочевыделительной системы? Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови? Какие вещества не удаляются из крови с мочой? Почему важно заботиться о здоровье почек? Итог урока (у кого больше нефронов – медаль) (приложение 5) Домашнее задание (слайд 17) 1. Изучить § 39 учебника. 2. 3 вопроса (приложение 6) Приложение 4 Образование мочи Этапы мочеобразования Процессы (фазы) Где образуется Состав 1.Образование первичной мочи 2.Образование вторичной мочи Приложение 5 Приложение 6 1. Известно, что у человека за 1 сутки образуется 180 л первичной мочи. Как определена эта величина? 2. Известно, что скорость образования почками вторичной мочи зависит от двух факторов: скорости фильтрации в почечных клубочках и интенсивности обратного всасывания в почечных канальцах. При болевом раздражении количество образующейся вторичной мочи уменьшается. Каковы могут быть конкретные физиологические механизмы этого явления? Предположите эксперименты, с помощью которых можно выявить участие некоторых из задействованных регуляторных механизмов. 3. Объясните, почему употребление 1 л пива вызывает более обильное образование мочи, чем употребление такого же количества воды.
| ||
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. | Беседа | Лабораторная работа на странице 139. | ||
Подведение итогов урока. | Беседа | Выставление оценок за урок. | Выставление оценок за урок | |
Домашнее задание к следующему уроку. | Диктует задание | Параграф 39. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....