Биология, 8 класс
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Киселева Мария Александровна

Тема урока: «Строение и функции почек».

Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_39.docx86.6 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Строение и функции почек».

Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы, изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Развивающие: Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами, умение давать объяснения биологическим терминам.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный урок).

Оборудование: презентация, учебник, карточки для проверки домашнего задания.  

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

Умение слушать друг друга. Полноценно и комплексно излагать мысли при ответе.

Регулятивные УУД:

Сверять выполняемые действия с планом, умение соотносить цель деятельности и результат, умение находить ошибки и корректировать деятельность, в соответствии с целью.

Познавательные УУД:

Овладение учебными умениями и навыками , формирование и развитие навыков  логично излагать материал; осуществлять исследовательскую деятельность.

Личностные:

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование устойчивой мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности. Формирование познавательных интересов, мотивов для дальнейшего изучения биологии.

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты) 
  2. Проверка домашнего задания. (7 минут) 
  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (3 минуты)
  4. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (20 минут) 
  6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минут)
  7. Подведение итогов урока. (2 минуты) 
  8. Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута)

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку

Беседа

Добрый день!

Приветствие и проверка посещаемости.

Учащиеся настраиваются на восприятие материала.

Проверка домашнего задания

Опрос

Фронтальный и индивидуальный

На столах для каждого ученика тестовые задания по  теме «Витамины».

Учащиеся на отдельных листах  отвечают на тестовые задания.  

Работают над заданием учителя.

Задания на карточках выдаются нескольким учащимся.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

Беседа, рассказ

Просмотр фильма о строении и работе почек и мочевыделительной системы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя при  подготовке к новой теме.

Постановка цели занятия перед учащимися

Беседа

Постановка цели учащимися.

Выдвигают предположения.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний

Рассказ учителя

Тема нашего урока «Строение и функции почек». 

И я твердо убеждена, что к концу урока вы с легкостью сможете ответить на следующие вопросы: (слайд 4)

Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?

Почему важно заботиться о здоровье почек?

Но для того чтобы ответить на вопросы нам с вами необходимо поставить цель на данный урок. Перед вами на доске перемешаны слова из этих слов вам необходимо составить цель урока – изучить строение и функции почек.

Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система) посмотрите видео про строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) зарисуйте строение мочевыделительной системы (органы системы).

Знаете ли вы:

- Человека с крепкими почками можно узнать по большим ушам. Маленькие и просвечивающиеся уши наоборот говорят о слабости почек.

- Почки весят от 120 до 200 грамм, причем правая весит несколько больше левой.

- С 2006 года отмечается День почки — второй четверг марта.

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. 

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ

У человека две почки.

Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.

По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека.

Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Ответ: (слайд 9)

(проверка взаимообмен 9-10правильно – 5нефронов; 6-8 правильно – 3нефрона; 3-5правильно – 1нефрон)

Как вы думаете, что вы сейчас получили за правильные ответы?

Нефроны – структурно функциональная единица почки.

В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны (приложение 3)

«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». 

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника).

Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158)

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой. От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.

1. Уберите лишнее 

  1. Извитой каналец
  2. Петля
  3. Лоханка
  4. Собирательная трубочка

  1. 2. Капиллярный клубочек
  2. Мочеточник
  3. Извитой каналец
  4. Капсула

Работа нефрона (слайд 12)

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. (слайд 13)

  1. Мочевой пузырь
  2. Мочеточники
  3. Лоханка
  4. Почечные чашки
  5. Мочеиспускательный канал

ОТВЕТ:4,3,2,1,5

Функции почек

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните:

а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?

В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

Сейчас просмотрите видео и по ходу заполните таблицу по тому, что увидите и услышите (видео процесс образования и выделения мочи) (слайд 15)

Образование мочи (приложение 4)

Этапы мочеобразования

Процессы (фазы)

Где образуется

Состав

1.Образование первичной мочи

фильтрация

В почечной капсуле

Вода, мочевина, соли и др.

2.Образование вторичной мочи

Обратное всасывание (реабсорбция)

В канальцах

Мочевина, мочевая кислота, вода

(проверка всем классом 6 ответов -5 нефронов; 4 ответа – 3 нефрона; 2ответа – 1нефрон)

Ответьте на вопросы…(слайд 16)

Каковы функции мочевыделительной системы?

Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?

Какие вещества не удаляются из крови с мочой?

Почему важно заботиться о здоровье почек?

Итог урока  кого больше нефронов – медаль) (приложение 5)

Домашнее задание (слайд 17)

1. Изучить § 39 учебника.

2. 3 вопроса (приложение 6)

Приложение 4

Образование мочи

Этапы мочеобразования

Процессы (фазы)

Где образуется

Состав

1.Образование первичной мочи

2.Образование вторичной мочи

Приложение 5

http://www.gornovosti.ru/static/images/archive/2365/J0233959_WMF.jpg

Приложение 6

1. Известно, что у человека за 1 сутки образуется 180 л первичной мочи. Как определена эта величина?

2. Известно, что скорость образования почками вторичной мочи зависит от двух факторов: скорости фильтрации в почечных клубочках и интенсивности обратного всасывания в почечных канальцах. При болевом раздражении количество образующейся вторичной мочи уменьшается. Каковы могут быть конкретные физиологические механизмы этого явления? Предположите эксперименты, с помощью которых можно выявить участие некоторых из задействованных регуляторных механизмов.

3. Объясните, почему употребление 1 л пива вызывает более обильное образование мочи, чем употребление такого же количества воды.

 

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Беседа

Лабораторная работа на странице 139.  

Подведение итогов урока.

Беседа

Выставление оценок за урок.

Выставление оценок за урок

Домашнее задание к следующему уроку.

Диктует задание

Параграф 39.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....