Биология, 8 класс
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Киселева Мария Александровна

Тема урока: «Зубы.  Пищеварение в ротовой полости и желудке».

Цели: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и ферментов в процессе пищеварения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_31.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Зубы.  Пищеварение в ротовой полости и желудке».

Цели: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и ферментов в процессе пищеварения.

Задачи:

Образовательные:

помочь учащимся приобрести знания об органах пищеварения; функциях пищеварительной системы; обобщить представления об органах и системах органов.

Развивающие:

привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы.

Воспитательные:

сформированные чувства бережного отношения к своему организму.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный урок).

Оборудование: презентация, учебник, карточки для проверки домашнего задания.  

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

Умение слушать друг друга. Полноценно и комплексно излагать мысли при ответе.

Регулятивные УУД:

Сверять выполняемые действия с планом, умение соотносить цель деятельности и результат, умение находить ошибки и корректировать деятельность, в соответствии с целью.

Познавательные УУД:

Овладение учебными умениями и навыками , формирование и развитие навыков  логично излагать материал; осуществлять исследовательскую деятельность.

Личностные:

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование устойчивой мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности. Формирование познавательных интересов, мотивов для дальнейшего изучения биологии.

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты) 
  2. Проверка домашнего задания. (7 минут) 
  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (3 минуты)
  4. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (20 минут) 
  6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минут)
  7. Подведение итогов урока. (2 минуты) 
  8. Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута)

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку

Беседа

Добрый день!

Приветствие и проверка посещаемости.

«Наша  жизнь  зависит  от  пищи,  наш  вес,  рост,  красота,  ум, нравственность,  мировоззрение,  восстановление  и  сохранение  тканей.  Наши жизненные  силы,  достижения  и  неудачи,  наши  болезни -  всё  это  результат  нашего питания.  Мы  то,  что  мы  едим.  Правильное  питание  -  улучшает  умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».

Учащиеся настраиваются на восприятие материала.

Проверка домашнего задания

Опрос

Фронтальный и индивидуальный

Фронтальный опрос:

•Каково значение пищи?

•Чем пища отличается от питательных веществ?

•Какие типы зубов свойственны человеку?

•Поясните, насколько обоснован совет: «Тщательно пережевывай пищу».

•Каково внутреннее строение зуба?

•Почему необходимо беречь зубы?

•Какие функции выполняет пищеварительная система?

Задания на карточках раздаются индивидуально.

Опрос учащихся по желанию.  

Задания на карточках выдаются нескольким учащимся.

Задания на карточках выдаются нескольким учащимся.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

Беседа, рассказ

Скажите, какая система нашего организма выполняет функцию переваривания пищи?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя при  подготовке к новой теме.

Постановка цели занятия перед учащимися

Беседа

Что мы узнаем на сегодняшнем уроке? Какова наша цель?

Что мы хотим изучить?

Выдвигают предположения.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний

Рассказ учителя

Сегодня  мы  продолжаем  изучать  изменение  пищи  в  органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:  

Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок?

Пищеварение происходит не только в желудке, но и в ротовой полости.

В ротовой полости пища обрабатывается зубами.

Для чего в ротовой полости нужны зубы?

Совершенно верно, поскольку измельченная пища усваивается лучше.

Сколько зубов в ротовой полости у человека?

Расположены они на нижней и верхней челюстях, по 16 штук.

Передние 8 – резцы.

За ни ми 4 – клыки.

По 10 штук – коренные зубы, малые и большие.

Первые зубы появляются в 6-9 месяцев.

Как вы думаете, для чего нужна смена зубов?

Найдите ответ на этот вопрос на странице 135.

Форма и строение зубов так же различны.

Давайте рассмотрим.

В строении зуба выделяют: коронку, шейку, корень.

(раздать картинки строения зуба).

Подписывают части.

Внутри зуб так же состоит из частей: коронка зуба состоит из дентина и покрыта эмалью. 

Корень – из дентина и цемента.

(показать на рисунке).

Внутри зуба – полость, заполненная  пульпой.

В ней находятся кровеносные сосуды и нервы.

Дома, рассмотрите на странице 136 – 137 материал по уходу за зубами.

Теперь рассмотрим пищеварение в ротовой полости и желудке.

В ротовой полости пища смачивается слюной.

Благодаря слюне пищевой комок смачивается, склеивается, это позволяет пище легко перемещаться по пищеводу.

(записывают функцию).

Слюна обладает бактерицидными свойствами.

Ферменты ротовой полости:

Амилаза, липаза.

У человека выделяется около 1 литра слюны.

Далее пища поступает в глотку и пищевод.

Откуда поступает в желудок.

Пищеварение в желудке.

Объем желудка около 3 литров.

Клетки внутреннего слоя желудка выделяют желудочный сок, основная кислота которого – соляная. 

Помимо кислоты в состав входят пищеварительные ферменты.

Для чего нужна соляная кислота?

Для пищеварения и обеззараживания пищи.

Ферменты: пепсин, трипсин.

В желудке пища находится около 3-6 часов.

Перечисляют органы и железы (из записанного на прошлом уроке).

(ответы учеников - желудок).

Для измельчения и перетирания пищи.

32 зуба.

Затрудняются ответить.

Записывают подзаголовок.

Записывают состав желудочного сока.

Переваривание и бактерицидные свойства.

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Беседа

Лабораторная работа на странице 139.  

Подведение итогов урока.

Беседа

Выставление оценок за урок.

Выставление оценок за урок

Домашнее задание к следующему уроку.

Диктует задание

Параграф 32.

Записывают домашнее задание

.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....