Биология, 8 класс
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока:
Тема урока: «Дыхательные движения».
Цели: сформировать представление о работе легких, на примере модели Дондерса, изучить работу диафрагмы, и регуляцию дыхания.
Задачи:
Образовательные:
Изучить особенности дыхательных движений; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ.
Развивающие:
Привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы, анализировать, сравнивать, выделять главную мысль.
Воспитательные:
Сформированные чувства бережного отношения к своему организму и здоровью.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы.
Оборудование: учебник, презентация с заданиями, презентация «Значение дыхания. Органы дыхания», видеофильм «Значение дыхания», тесты.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование познавательных интересов, мотивов учебной деятельности.
Развитие навыков мышления: анализа, сравнения, умения выделять главное, делать выводы.
Развитие навыков самонаблюдения. Самообразование.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
Добывать недостающую информацию, с помощью вопросов (познавательная активность), умение вести беседу, строить диалог.
Регулятивные УУД:
Овладение исследовательскими умениями: определять цели урока, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.
Познавательные УУД:
Умение обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Личностные:
Формирование познавательных интересов, мотивов ученой и исследовательской деятельности.
Развитие навыков анализа, сравнения, умения делать выводы.
Структурный план урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты)
- Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
- Проверка домашнего задания. (15 минут)
- Изучение нового материала. (15 минут)
- Обобщение изучаемого на уроке. (3 минут)
- Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута)
Основные этапы урока | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание | |
Организационный момент | Беседа | Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя. Проверка посещаемости и готовности к уроку. Психологический настрой учащихся. Наш сегодняшний урок необычный. На короткое время я стану вашим учителем, а вы моими учениками. Очень хочется, чтобы наш урок прошел в благоприятной атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. | Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации. Учащиеся настраиваются на восприятие материала.
| Листочки учитель раскладывает на парты в начале урока. | |
Постановка цели и задачи перед учащимися | Тему и цель нашего урока мы с вами сформулируем, выполнив задания в группах. Для этого вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков. Вы уже разделились на группы, в которых, я надеюсь, вам будет комфортно работать. Ребята, кому нравиться решать кроссворды, выстраивать логические цепочки, работать и диаграммами? Каждая группа получает задание, в зависимости от своего желания. | Учащиеся формулируют цель урока. Записывают тему урока. | Заранее разделить на группы. | ||
Проверка домашнего задания (15 минут) | Работа в группах | Работа в группах.
1 2 3
4 5 6 7
Проблемный вопрос: Почему нужно дышать через нос?
1. Лёгочные пузырьки 2.Эластичный, гибкий хрящ, закрывающий путь в гортань 3.Часть пищеварительной системы, по которой проходит воздух 4. Разветвление трахеи
2. Процесс окисления органических веществ, который идёт с выделением СО2 и запасами энергии 3. Главная дыхательная мышца 4. Процесс обмена газами 5. Трубка длиной 8,5 – 15 см, имеет твёрдый скелет в виде хрящевых полуколец 4-я группа составить диаграммы «Процентный состав вдыхаемого воздуха» и «Процентный состав выдыхаемого воздуха» (Составить диаграмму на доске) Учитель: при решении кроссворда у нас получилось два ключевых слова: вдох и выдох. Это два понятия, которые мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке. Может быть, кто-то знает, что такое вдох и что такое выдох? (Дыхательные движения). Правильно. Итак, тема нашего урока «Дыхательные движения. Регуляция дыхания» Ребята, а так вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (Ответы обучающихся) | |||
Изучение нового материала (15 минут) | Рассказ учителя + беседа, так же использование таблиц и схем. (Презентация). Работа с текстами и учебником. | Вы знаете, как меняется состав воздуха в легких. (Постановка проблемного вопроса.) Но почему воздух то входит в легкие, то выходит? Что заставляет нас совершать дыхательные движения? Механизм дыхательных движений Учитель: ребята, изучение нового материала мы начнем с интересной демонстрации. Это модель Дондерса. Как она работает и что показывает, вы, я думаю, догадаетесь сами. Что имитирует данная модель? Давайте теперь разберемся, какую часть дыхательной системы имитируют части данной модели. У человека два легких, каждое легкое находится в герметически замкнутом пространстве. При нарушении герметичности плевральной полости устанавливается постоянное сообщение с атмосферным воздухом и давление в плевральной полости становится равным атмосферному. Легкие спадают и движения грудной клетки уже не приводит к растяжению легких и наполнению их воздухом. Это состояния называется пневмоторакс. Если он двухсторонний, то организм погибает. (Демонстрация этого на модели: сверху развязывается нитка и вставляется карандаш. При имитации дыхательных движений «легкие» не наполняются воздухом) Учитель: для того чтобы понять механизм вдоха и выдоха давайте проведем небольшой эксперимент (физиологическую пробу). Сейчас каждый из вас понаблюдает за своей грудной клеткой. Все сделайте медленный глубокий вдох, а затем медленный глубокий выдох. Что менялось? Что вы почувствовали. В спокойном состоянии человек делает 16—20 дыхательных движений в 1 минуту. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц и мышц диафрагмы — грудобрюшной преграды. Сокращаясь, диафрагма оттесняет органы брюшной полости вниз, межреберные мышцы поднимают ребра, при этом объем грудной и, естественно, плевральной полости увеличивается. Давление в ней понижается еще значительнее. Это вызывает расширение легких, легочных пузырьков и бронхов и падение в них давления. При выдохе под действием собственной тяжести ребра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются, она принимает первоначальное положение и грудная полость уменьшается до обычных размеров. Легочные пузырьки и бронхи уменьшаются в объеме за счет сокращения своих эластичных стенок и выталкивают наружу большую часть находящегося в них воздуха. | Вызывается один ученик, демонстрирует работу модели. Обучающемуся, предлагают оттянуть резиновое дно вниз и понаблюдать, что происходит. Учащиеся наблюдают раздувание «легкого» при оттягиваний вниз резиновой диафрагмы и спадание «легкого» при движении диафрагмы вверх. Ответы детей: дыхательные движения. Ответы детей: - полость, ограниченная внутренними стенками воронки и резиновым дном, моделирует грудную полость; - выводная трубка воронки — трахею с бронхом; - шарик внутри воронки — легкое; - резиновое дно изображает диафрагму. (Объем грудной клетки). |
| |
Обобщение изучаемого на уроке (2 минуты) | Беседа, использование игры. | 1. Что такое внешнее и внутреннее дыхание? 2. Какие стадии характерны для процесса дыхания? 3. В чем заключается значение дыхания? 4. Какие органы образуют воздухоносные пути? 5. Почему объем легких изменяется вслед за изменением объема грудной полости? 6. Почему кусочек легкого, опущенный в воду, не тонет? | Беседа с учащимися.
| ||
Подведение итогов урока. | Спасибо всем за работу! Все молодцы! | ||||
Домашнее задание к следующему уроку. | Записи на доске | § 25 Задание № 2 на странице 110 | Учащиеся записывают задание учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....