Биология, 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока:
Тема урока: «Среды жизни на планете земля».
Цель урока: актуализировать знания учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов, систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле; познакомить с разными средами жизни.
Задачи:
Образовательные: проявлять познавательный интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы, определять цель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
Развивающие: развить интерес к биологии, как науке, изучающей живые организмы и процессы, регулирующие жизнедеятельность живого организма, заложить основы формирования навыков сравнения, анализа, обобщения, формировать умение делать выводы, выделять главное, формулировать цель и задачи урока.
Воспитывающие: воспитание биологической грамотности, самостоятельности, ответственности, бережного отношения к окружающей природной среде.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: презентация, текст учебника, видео
Структурный план урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты)
- Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
- Организация восприятия и осмысления новой информации. Практическая работа. (27 минуты)
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (6 минуты)
- Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Домашнее задание к следующему уроку. (1 минуты)
Основные этапы урока | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Беседа | Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя. Проверка посещаемости. Добрый день. Для начала задам вам два вопроса: – В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)? – Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви? Верно. А можем ли мы это назвать, одним словом? Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина: Спросили у Мухи – глазастой и бойкой: – Скажите, чем вас привлекает помойка? Не всякий пойдёт на такое сближение – Отходы кругом и следы разложения. И Муха ответила – честно, открыто: – Кому-то – помойка, кому-то – корыто. Легко здесь живётся, и просто – с питанием: И это моя среда обитания. | Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации. Учащиеся отвечают на вопросы.
| |
Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) | Фронтальный краткий опрос | Смогли ли вы заметить ключевые слова?
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле?». (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их). Какова же тема и цель нашего урока? | Учащиеся предлагают цели к уроку, и формулируют задачи. | |
Организация восприятия и осмысления новой информации. (23 минут) | Беседа с учащимися, презентация, раздаточный материал. | Попробуйте записать в тетради определение среда жизни. Формулируют и записывают определение понятия «среда жизни». Проверяют записи. Сравнивают с определением. Водная среда жизни Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 64 «Среды жизни» на с. 76, слайд презентации с изображением обитателей водной среды и назвать их. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС) Наземно-воздушная среда Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. Почвенная среда жизни Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Организм как среда жизни Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищённостью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. Физкультминутка Все ребята дружно встали | Формулируют и записывают определение понятия «среда жизни». Проверяют записи. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде. Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в наземно-воздушной среде. Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называют представителей почвенной среды, анализируют текст презентации об условиях жизни в почвенной среде. Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в организменной среде. |
|
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (2 минуты) | Рассказ учителя, беседа с учащимися. | Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам. Вариант I А. Водная среда: 1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак. Вариант II А. Водная среда: 1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
| Отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу. |
|
Подведение итогов урока. (2 минуты) | Молодцы! Выставляем оценки за урок. Дополните «Облако тегов»: Сегодня я узнал (узнала) … | Учащиеся подводят итоги урока. | ||
Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) | Записи на доске | § 17 Учащиеся записывают задание учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....