Биология, 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тема урока: «Растения».
Цель урока: познакомить учащихся с растениями, выявить роль растений в жизни человека, рассмотреть основные группы растений, выделить черты сходства и различия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_12.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока:
Тема урока: «Растения».
Цель урока: познакомить учащихся с растениями, выявить роль растений в жизни человека, рассмотреть основные группы растений, выделить черты сходства и различия.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о растениях, основных группах растений, важности растительного мира для жизни человека.
Развивающие: развить интерес к биологии, как науке, изучающей живые организмы и процессы, регулирующие жизнедеятельность живого организма, заложить основы формирования навыков сравнения, анализа, обобщения, формировать умение делать выводы, выделять главное, формулировать цель и задачи урока.
Воспитывающие: воспитание биологической грамотности, самостоятельности, ответственности, бережного отношения к окружающей природной среде.
Тип урока: урок изучения нового материала (с практической работой).
Оборудование: презентация, текст учебника, раздаточный материал для игры.
Структурный план урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (3 минуты)
- Проверка домашнего задания (5 минут)
- Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты)
- Организация восприятия и осмысления новой информации, проведение практической работы. (20 минут)
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты)
- Подведение итогов урока. (3 минуты)
- Домашнее задание к следующему уроку. (2 минуты)
Основные этапы урока | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Беседа | Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя. Проверка посещаемости. Добрый день! Присаживайтесь! Сегодня мы познакомимся с очень интересным царством в биологии. Послушайте стихотворение и определите, о каком царстве пойдет речь сегодня. С удивленьем гляжу на гербарий: Медуница с иваном-да-марьей, Лук гусиный с мышиным горохом, Мать-и-мачеха с чертополохом, Грустный ландыш с весёлою кашкой И фиалка с высокой ромашкой На одной расцветали опушке, И не знали они друг о дружке! Дождь осенний за окнами хлынул. Я сухие растения вынул, Положил на листы полукругом И цветы познакомил друг с другом. Совершенно верно! Мы начинаем говорить с вами о растениях! | Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации. Царство: растения. | Учащиеся заранее перед уроком получают небольшие листочки бумаги для рефлексии. Для выполнения задания требуется не более 1 минуты. |
Проверка домашнего задания (5 минут) | Беседа, опрос | Прежде чем поговорить по интереснейшей теме растений, давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков. Для этого проведем небольшой опрос: Всего будет 10 вопросов, на которые вам необходимо будет ответить. Вопросы: 1. Упорядочить знания о живых существах помогает: А. классификация Б. систематизация В. обобщение 2. Наименьшая и основная единица классификации это: А. род Б. вид В. семейство 3. Неклеточная форма жизни в природе называется: А. животное Б. вирус В. бактерия 4. Вирус с латыни переводится: А. яд Б. отравление В. вредность 5. Отличительной особенность ю бактерий является: А. наличие клеточной стенки Б. наличие вакуоли В. отсутствие ядра 6. Бактерии относят к группе: А. прокариоты Б. эукариоты В. нет верного ответа 7. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических, это: А. сапротрофы Б. гетеротрофы В. автотрофы 8. Бактерии запасающие азот, называют: А. азотофиксаторами Б. кислородофиксаторами В. таких бактерий нет 9. Взаимовыгодное существование организмов разных видов это: А. сожительство Б. симбиоз В. квартиранство 10. Бактерии: А. Приносят только вред Б. Приносят вред и пользу В. не имеют значения. Теперь давайте проверим, что получилось по итогу выполнения заданий. (Учащиеся сдают тесты, учитель называет правильные ответы). | Показывают выполнение домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | |
Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты) | Фронтальный краткий опрос | Так как тема нашего сегодняшнего урока связана с растениями, давайте определим задачи урока: 1. 2. 3. Учитель определяет задачи вместе с учащимися, записываю вместе на доске и в тетради. Мы с вами определили задачи урока и можем переходить к изучению материала. | Учащиеся записывают задачи, которые считают наиболее значимыми. | |
Организация восприятия и осмысления новой информации, выполнение практической работы (25 минут) | Беседа с учащимися, презентация, раздаточный материал для выполнения практической работы. | Растения, на самом деле, удивительные организмы. Они всюду присутствуют на нашей планете. Все растения, окружающие человека составляют огромное многообразие. От растений, которые не составляют даже нескольких миллиметров, до растений поражающих своими размерами (например: секвойя, 200 метров). Слышали ли вы такое название, как флора? Флора – это совокупность всех растений. Такое название растения получили, в честь древнеримской богини цветов, весны и юности – Флоры. Как вы думаете, все ли растения абсолютно разные, или у них есть общее сходство, и если есть, то в чем же оно заключается? Совершенно верно! Помимо этого все растения объединяет способность к росту в течение всей жизни. Запишите эти два признака, которые объединяют абсолютно все растения. И в первую очередь мы поговорим о цветковых растениях (на столы учащимся раздаются изображения цветковых растений, или гербарные образцы). По какому признаку мы относим растения к цветковым? Совершенно верно! Тела таких растений состоят из двух частей: корня и побега. В составе побега выделяют: стебель, листья, почки. Благодаря наличию у растения корня, оно удерживается в почве. Другая группа растений – голосемянные. К таким растениям относят (гербарные образцы): ель, сосну, кедр и многие другие растения. Они так же обладают определенными особенностями. От цветковых растений их главное отличие заключается в том, что семена у этих растений не защищены оболочками плода, отсюда и берется название «голосеменные». Не менее интересными являются мхи, папоротники, хвощи, плауны. (коллекция, гербарные образцы).
Это небольшие многолетние травы, не цветут и размножаются спорами. Посмотрите образцы и рисунок на странице 49. У мхов нет сформированной корневой системы, она имеется только у папоротников, хвощей и плаунов. Не менее заслуживает внимание еще одна группа растений – это водоросли. Водоросли очень разнообразны. Многие из них являются микроскопическими, другие же, достигают огромных размеров. (до 50 метров). Но при этом, даже если водоросли имеют размеры до 50 метров, они все так же не имеют корней, стеблей, семян и листьев. И давайте проведем небольшую лабораторную работу. (Лабораторная работа в приложении № 1 к конспекту урока № 12). |
Растения имеют сходство, это растительная клетка, и в составе клетки имеется хлорофилл. По наличию цветка. | Игра развивает внимание и быстроту действий учащегося, требует концентрации внимания. |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты) | Рассказ учителя, беседа с учащимися. | Сегодня мы обсудили основные группы растений, познакомились с многими представителями, открыли для себя много нового. У вас есть вопросы по изученному материалу? | Отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу. |
|
Подведение итогов урока. (2 минуты) | Молодцы! Сдавайте тетради с лабораторной работой. | Учащиеся подводят итоги урока. | ||
Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) | Записи на доске | § 11, стр. 45 - 51 Задание: подготовить рассказ о необычных растениях: 1. Секвойя 2. Радужный эвкалипт 3. Венерина мухоловка 4. Баобаб 5. Трупная лилия 6. Хищные кувшиночники 7. Литопсы 8. Виктория амазонская 9. Вельвичия удивительная 10. Гиднора африканская 11. Хура 12. Ярета 13. Драконовое дерево 14. Киндиойская восковая пальма | Учащиеся записывают задание учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....