Биология, 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока:
Тема урока: «Значение бактерий в природе и для человека».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий, важностью бактерий для человека, понятиями симбиоза, брожения, клубеньковыми бактериями.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о важности бактерий в жизни человека, ввести понятия, связанные с особенностями бактериальных клеток.
Развивающие: развить интерес к биологии, как науке, изучающей живые организмы и процессы, регулирующие жизнедеятельность живого организма, заложить основы формирования навыков сравнения, анализа, обобщения, формировать умение делать выводы, выделять главное, формулировать цель и задачи урока.
Воспитывающие: воспитание биологической грамотности, самостоятельности, ответственности, бережного отношения к окружающей природной среде.
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный урок).
Оборудование: презентация, текст учебника.
Структурный план урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (3 минуты)
- Проверка домашнего задания (5 минут)
- Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты)
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (20 минут)
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты)
- Подведение итогов урока. (3 минуты)
- Домашнее задание к следующему уроку. (2 минуты)
Основные этапы урока | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Беседа | Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя. Проверка посещаемости. Добрый день! Присаживайтесь! Сегодня, чтобы определить тему урока, вам необходимо будет отгадать ребус. | Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации. Учащиеся отгадывают тему урока, которая зашифрована в виде ребуса. | Учащиеся заранее перед уроком получают небольшие листочки бумаги для рефлексии. Для выполнения задания требуется не более 1 минуты. |
Проверка домашнего задания (5 минут) | Беседа, опрос | Давайте проверим, как вы справились с заданием. Первое задание: перечислит по рисунку структуры, образующие бактериальную клетку. (Учащийся называет, класс называет функцию).
Второе задание: описать процессы жизнедеятельности бактерий. | Показывают выполнение домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | |
Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты) | Фронтальный краткий опрос | Отгадали ли вы тему урока? (Называют тему). «Значение бактерий в природе и для человека». Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Запишите, что вам кажется наиболее интересным? Может быть, что – то вы хотите рассмотреть более подробно? | Учащиеся записывают задачи, которые считают наиболее значимыми. | |
Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (25 минут) | Беседа с учащимися | Поговорим о роли бактерий в жизни человека и в природе. Как вы думаете, полезны бактерии для человека, или все же, вредны? (Учащиеся высказывают предположения). Давайте посмотрим небольшой мультфильм, который поможет ответить нам на многие вопросы. (Просмотр мультфильма о бактериях). Что нового вы узнали из мультфильма о значении бактерий в жизни человека? Учащиеся перечисляют, то, что узнали из мультфильма. Давайте запишем основное значение бактерий для человека и природы. В первую очередь, бактерии, впервые появившиеся на земле, создали первую живую оболочку. Все органические соединения на Земле образуются благодаря действию бактерий. Повышают плодородие почвы. Особенно большое значение имеют азотофиксирующие бактерии. Некоторые почвенные бактерии поселяются в клетках растений. Это клубеньковые бактерии. (Получают от растения питательные органические вещества). Совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов получило название симбиоз. Важнейшее значение имеют бактерии выполняющие фотосинтезирующие цианобактерии. Эти бактерии в ходе обмена веществ выделяют кислород. В образовании топлива так же, принимают участие бактерии. Давайте поговорим о том, какое же значение для жизни человека имеют бактерии. Уже на протяжении тысячелетий люди применяют брожение, при изготовлении различных молочных продуктов, сыров, квашении капусты, приготовлении уксуса. Но ранее, люди не понимали, что за процесс брожения на самом деле, так же, отвечают бактерии. Если вы обратите внимание на рисунок 36, на странице 44, то убедитесь в том, что по большей части, все продукты молочнокислого производства, на прямую связаны с деятельностью бактерий. Некоторые бактерии человек использует при производстве лекарственных препаратов. Но, несмотря на важную роль в жизни человека, бактерии, так же, могут приносить большой вред здоровью человека. Как вы думаете, какие бактерии могут наносить вред и какой? Записывают: 1. Заболевания растений. 2. Вызывают порчу продуктов питания. 3. Отравление человека. На странице 44, найдите меры, которые применяют для того, что бы обезопасить продукты питания от болезнетворных бактерий. Можно подвести небольшой итог сегодняшнего занятия: Бактерии имеют большое значение для человека и природы. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие и фиксирующие азот, бактерии разлагающие органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, но в тоже время, имеются бактерии, вызывающие опасные для здоровья человека заболевания. |
Учащиеся отвечают на вопросы, предполагают. Учащиеся смотрят мультфильм. Учащиеся перечисляют, то, что узнали из мультфильма. 1. Создание живой оболочки земли. 2. Образование органики из неорганики. 3. Повышение плодородия почвы. 4. Фиксация атмосферного азота. Записывают определение симбиоза. 5. Образование кислорода. 6. Образование топлива. | Игра развивает внимание и быстроту действий учащегося, требует концентрации внимания. |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты) | Рассказ учителя, беседа с учащимися. | Все ли сегодня на уроке было для вас понятно? Или есть вопросы, которые по-прежнему, вызывают затруднения? Давайте подведем итог, ответив на следующие вопросы: 1. Какую роль выполняют бактерии в природе? 2. Какую роль играют азотофиксирующие бактерии? 3. Какое значение имеют бактерии для человека? | Отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу. |
|
Подведение итогов урока. (2 минуты) | Молодцы! Учитель называет отметки за урок. | Учащиеся подводят итоги урока. | ||
Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) | Записи на доске | § 10, стр. 42 - 45 Творческое задание: составить рассказ, сказку, легенду о жизни бактерий. | Учащиеся записывают задание учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....