Биология, 5 класс
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Киселева Мария Александровна

Тема урока: «Методы изучения природы».

 

Цель урока:  познакомить учащихся с основными методами изучения природы, использованием методов для изучения и рассмотрения природы, рассмотреть принципы работы в лаборатории, познакомиться с понятием эксперимента.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Методы изучения природы».

Цель урока:  познакомить учащихся с основными методами изучения природы, использованием методов для изучения и рассмотрения природы, рассмотреть принципы работы в лаборатории, познакомиться с понятием эксперимента.  
Задачи:

Образовательные: сформировать представление о методах изучения природы, ввести понятия наблюдение, эксперимент, описание, измерение.

Развивающие: развить интерес к биологии, как науке, изучающей живые организмы и процессы, регулирующие жизнедеятельность живого организма,  заложить основы формирования навыков сравнения, анализа, обобщения, формировать умение делать выводы, выделять главное, формулировать цель и задачи урока.

Воспитывающие:  воспитание биологической грамотности, самостоятельности, ответственности, бережного отношения к окружающей природной среде.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный урок).

Оборудование: презентация, текст учебника, наглядные пособия, небольшой мяч.  

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (3 минуты) 
  2. Проверка домашнего задания (5 минут)
  3. Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты) 
  4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (20 минут) 
  5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты)
  6. Подведение итогов урока. (3 минуты) 
  7. Домашнее задание к следующему уроку. (2 минуты) 

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент
(3 минуты).

Беседа

Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя.

Проверка посещаемости.

Добрый день! Присаживайтесь!

Давайте улыбнемся новому дню и друг-другу!

 

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Сдают листочки с выполненным заданием.

Учащиеся заранее перед уроком получают небольшие листочки бумаги для рефлексии. Для выполнения задания требуется не более 1 минуты.

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Беседа, опрос

Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

У природы много тайн, и одну из них мы раскрывали на прошлом уроке. Это тайна живых существ.

Давайте побеседуем на тему живых существ:

1. Что называется живым?

2. Какие признаки свойственны живым организмам?

3. Какова роль обмена веществ в жизни организмов?

4. Докажите, что растения – живые организмы.  

Давайте поиграем в небольшую игру, и еще раз вспомним, какие признаки характерны для живого объекта, а какие нет.

Каждый, кто получает мяч называет признаки живого организма,  добавляя какой-либо новый признак.

1. Состоят из клеток

2. Раздражимы

3. Обмен веществ

4. Обмен энергии

5. Удаление ненужных веществ

6. Питание

7. Дыхание

8. Рост

9. Развитие

10. Размножение

11. Движение

12. Организм из органов

Показывают выполнение домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты) 

Фронтальный краткий опрос

Тема сегодняшнего урока – методы изучения природы.

На прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте определим задачи сегодняшнего урока!

Учащиеся записывают задачи, которые считают наиболее значимыми.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (25 минут) 

Беседа с учащимися

Мы с вами знаем, что человек связан с окружающей природой.

Жизнь человека зависит от природы.

Человек стремился к изучению природных объектов и явлений, то есть стремиться изучить природу.

Для того, что бы изучить все многообразие природы и явлений природы, человек использует целый арсенал методов изучения природы.

Давайте запишем тему урока:

«Методы изучения природы».

Давайте посмотрим в окно. Что мы там видим?

(Растения).

Какие особенности растений вы можете называть?

А может за окном есть птицы?

(Учащиеся наблюдают картину за окном).

Сейчас мы использовали такой метод,  как наблюдение.

Запишем в тетрадях метод – наблюдение. 

Этот метод самый простой и используется с древних времен.

Свои наблюдения человек записывает или зарисовывает.

Так составлялись биологические описания с древних времен.

Когда человек наблюдает, у него появляется необходимость описать свои наблюдения.

Описание – так же является методом изучения биологии.

Попробуйте описать состояние природы за окном.

Один из методов, который необходим биологу – измерение.

(раздать гербарные образцы растений).

Попробуйте измерить листовую пластину растения.

Данные, которые мы получаем – результаты измерений.

Измерять можно любые объекты живой природы.

Не только листья растений, но и размер перьев у птиц, и раковин у моллюсков.

Человек может использовать методы, в которых он не вмешивается в окружающую природу, но для исследования, часто приходится прибегать к методу эксперимента.

При проведении эксперимента, исследователь работает по определенному плану, подготовленному заранее.

Давайте проведем с вами эксперимент.

Для эксперимента мне нужен желающий.

(выбирается учащийся из класса).

Мы проведем эксперимент по утомлению мышц.

У нас имеется план проведения эксперимента. 

План заключается в следующем:

1. Мы предполагаем, что нагружая мышцы, они способны утомляться.

2. Мы выбираем испытуемого.

3. Обсуждаем план действий.

4. Планируем результат.

5. Проверяем.

Эксперимент обязательно записывается.

Поэтому, мы ведем протокол эксперимента.

На доске записывается ведение эксперимента.

Когда мы проводили эксперимент, мы выполняли план эксперимента – этот метод называется – опыт. 

Так же, то, что мы предположили результат эксперимента можно назвать моделированием.

Давайте поговорим о том, что делают исследователи в лаборатории.

После того, как мы провели исследование, мы изучаем результаты исследования.

Если эксперимент проводится несколько раз, в лаборатории обсчитываются средние значения и подводится итог работы.

Строятся графики, схемы.

Так же, можно проводить сравнение результатов эксперимента.

Теперь, давайте разберемся, какие из перечисленных методов мы можем использовать в лаборатории, а какие методы в природе.

И сопоставим (методы из первого столбика и природу/лабораторию из второго).

Можно сделать вывод, что многие методы используются и в лаборатории и в природе.

 

Учащиеся записывают тему урока.

Учащиеся выполняют задания учителя, используя методы изучения биологии.

Записывают метод - наблюдение.

 

Записывают определение – описания.

Записывают метод измерение.

Записывают метод эксперимента.

Учащиеся записывают план выполнения эксперимента.

 

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты)

Рассказ учителя, беседа с учащимися.

Для подведения итогов урока, каждый выбирает объект для наблюдения и описывает его.

Для описания можно выбрать объект за окном, или одноклассника, учителя.

Для эксперимента можно выбрать название.

Для работы нам потребуется около 4 минут.

И несколько наблюдений мы послушаем.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.

 

Подведение итогов урока. (2 минуты) 

В начале урока вы записывали задачи, которые определили для себя на сегодняшний урок.

Посмотрите на нах и поднимите  руки те, чьи задачи в ходе сегодняшнего урока были решены.  

Если кто-то не до конца смог решить поставленные задачи, прочтите дома записи в тетради и текст учебника и еще раз посмотрите на записи в тетрадях.

Учащиеся подводят итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) 

Записи на доске

 С.12 - 15  § 3.

По желанию

Проект, в котором главной частью является наблюдение, описание. 

Учащиеся записывают задание учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....