Урок по теме "Дюнные всхолмления, Партизанский дуб"
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Зенюков Алексей Викторович

Урок по курсу "Заповедная Брянщина" в разделе "Памятники природы областного значения" - знакомит учащихся с яркими примерами особо охраняемых природных территорий родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент Брянской области.

Курс: «Заповедная Брянщина»

Тема урока: Особо охраняемые природные территории (ООПТ)  ландшафтного и геологического природоохранного значения – «Дюнные всхолмления», «Партизанский дуб»

22 урок в целом по данному курсу, 5 урок в теме «Памятники природы областного значения и их профили». Продолжается знакомство учащихся с сетью памятников природы Брянской области. Обсуждается их значение для сохранения живой природы и культурно-исторического наследия, поддержания биоразнообразия в различных районах Брянской области.

Цель: сформировать представление о ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения, раскрыть их природоохранное и историко-культурное значение

Задачи:

  1. Образовательные - познакомить учащихся ещё с 2-мя ООПТ Брянщины, показать и доказать их необычность, уникальность, необходимость в охранных мерах
  2. Воспитательные – на примере ООПТ Брянщины продолжить экологическое и патриотическое воспитание учащихся (воспитывать гражданина и патриота своей страны, своей малой родины)
  3. Развивающие – на примере данных ООПТ продолжить формировать экологическое мировоззрение учащихся; развивать формирование общеучебных навыков обработки текстовой, фото и видео-информации, умения устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: экран, ноутбук, проектор

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

Сегодня мы продолжим наше путешествие по ООПТ нашей Брянщины. Проверьте еще раз наличие на партах учебников, тетрадей… Дидактические карточки помогут вам во время урока. У всех всё есть? Ну что ж, тогда – в путь!

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с ООПТ ландшафтного и геологического значения.

Я прошу вас ещё раз вспомнить значение этих слов: ООПТ, ландшафт, геология, геологическое и ландшафтное значение. Поработайте в парах – проверьте знание этих терминов друг у друга (вполголоса). Оцените себя и своего соседа по парте. Отметки занесите в свою тетрадь.

В конце урока мы ещё раз вернемся к этим понятиям и подумаем, в чём же именно заключается ландшафтное и геологическое значение изучаемых сегодня ООПТ, а может быть выделим и какое-либо ещё (значение).

В течение урока вы ведете записи в тетради – заполняете таблицу по известной вам форме (см. карточку).

Сегодня мы отправляемся на восток от Брянска, проезжаем около 45 км и 1-м пунктом нашего виртуального путешествия будет г. Карачев. Хотя…, не совсем город. Всего в 2 км к СЗ от его окраины, на берегу реки Снежеть мы встречаем удивительное для нашей местности природное образование – дюнные всхолмления! Делаем запись в таблицу! Слайды 2-3

Что же это такое? Какое из этих 2-х слов более понятно? (всхолмления). Что оно может значить? (невысокие холмы, гряды)

А что же значит слово «дюнные», «дюна»?

Может быть,  вы смотрели фильм или читали книгу «Дюна» (о планете сплошь покрытой песком, в котором живут загадочные гигантские песчаные черви длиной до 400 метров)

А может быть, вы уже путешествовали со своими родителями, например, во Францию, где на берегу Атлантического океана находится одна из крупнейших дюн в Европе – дюна де Пила? Слайды 4-8

Итак, что же такое – дюна? (песчаный холм, образовавшийся под действием ветра). Запишите определение в первой колонке таблицы, где у вас название этой ООПТ.

В дидактической карточке на 1 странице прочитайте об отличительных особенностях дюн:

- края прорастают растительностью

- дюны движутся

- находятся по берегам рек, озер, морей – должно быть открытое пространство для ветра, создающего дюну

Отличительные особенности дюн зафиксируйте в последней колонке таблицы  - дополнения. Слайд 9

Конечно, не все дюны столь масштабны и величественны, как де Пила! (500 м ширины, 3 км длины, 120 м высоты)

В нашей стране тоже есть дюны: Слайды 10-13

- в Дагестане

- на Куршской косе Калининградской области

- и, оказывается, у нас на Брянщине, недалеко от г. Карачев.

Подумайте и предложите причины, по которым «Дюнные всхолмления» могли стать памятником природы:

  1. Уникальность ландшафта
  2.  Место произрастания редких для области видов растений (смотрим учебник, фото 69 и 70 – стр.32)

- армерия обыкновенная

- молодило побегоносное, в просторечье – заячья капуста. Посмотрите внимательно на фото и попробуйте объяснить народное название.

Итак, используя учебник, заполните таблицу - запишите цель создания данной ООПТ и охраняемые растения.

Каково же значение дюн для человека? (дюны движутся, засыпая песком дороги, пашни, луга и т.д.)

Возвращаемся домой, в Брянск. И снова – в путь: на этот раз на юг. Вновь перед нами – районный центр, поселок Навля. Слайд 14

Неподалеку от с. Глинное, на правом берегу р. Навля находится примечательный природный объект – огромный дуб! Слайд 15

Человека всегда поражали и привлекали деревья-гиганты. Оказывается, есть такие и в наших краях!

Этому дубу люди дали и собственное имя – Партизанский (фиксируем в таблице название и местоположение памятника природы).

Почему? На это есть несколько причин, и все они связаны с Великой Отечественной войной, с партизанами. Обратимся к дидактической карточке.

  1. Наблюдательный пост партизан за передвижением гитлеровцев по прилегающей дороге Слайд 16
  2. Место казни партизан
  3. Плакат «Партизаны, бейте врага без пощады!» также указывает на это название – на нем, в ветвях дуба – партизан, местный житель, дед Архип. Слайд 17

Итак, с названием разобрались. Теперь, собственно о дереве как таковом, что же оно собою представляет? (смотрим фото и видео)

Перед просмотром видеофрагмента обратите внимание на вопросы (проверим вашу внимательность) – смотрим карточку, с.2

  1. Каково значение деревьев – памятников природы?

(природное и культурное наследие нации, туристический объект, используется в патриотическом воспитании: любовь к дереву, к лесу, к Родине)

  1. Какую диагностику провели дереву?

(- состояние листвы (болезни и вредители)

- географические координаты

- наличие скрытых стволовых гнилей

- определение точного возраста дерева)

  1. В чём ботаническая уникальность этого дуба?

(- распускается не в конце апреля, как остальные дубы, а в середине мая)

  1. Как почитается  дуб местными жителями?

(- Сюда приезжают молодые пары, повязать ленточки в знак любви и верности друг другу; школьники, ветераны, и просто сельчане приходят почтить память погибших воинов в годы Великой Отечественной войны)

А что же можно сказать о его внешних параметрах?  Слайды 19-25. Обратимся к учебнику

- высота 25 м

- диаметр ствола 2,5 м

- диаметр кроны – 28,5 м

Обхват ствола (окружность) 7 м

Фиксируем в последней колонке таблицы

Достоин ли такой дуб быть памятником нашей природы?

И, возвращаясь к началу урока, снова попробуем обсудить значение изученных сегодня ООПТ

- В чем именно заключается их ландшафтное и геологическое значение?

- Есть ли какое-либо иное значение у этих памятников нашей природы?

Домашнее задание

  1. Закончить заполнение таблицы – остальные колонки (используя знания, полученные на уроке, в случае затруднения – сеть Интернет)
  2. Подготовить сообщение по одной из предложенных в карточке тем:
  • Сравнительная характеристика дюн и барханов
  • Дюны в нашей стране
  • Охраняемые растения – армерия обыкновенная
  • Охраняемые растения – молодило побегоносное
  • Дуб черешчатый – что интересного мы знаем о нём?
  • Деревья Брянщины – памятники живой природы

При подготовке сообщения в первую очередь ориентируйтесь на его познавательность, старайтесь, чтобы вашим одноклассникам было интересно!!

  1. Попробуйте придумать по изученной теме загадки.

В качестве примера – о дюнах:

Песчаная волна

Кустами обросла.

Придешь через несколько лет -

Волны на этом месте уже нет.

Зыбучий и непостоянный,
Нанос прибрежный, холм песчаный,
Что под напором ветра
Готов бежать хоть 20 метров.

Зенюков Алексей Викторович,

учитель биологии МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска



Предварительный просмотр:

Дидактико-информационная карточка к уроку

Дата урока:

Тема урока: ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения
– Дюнные всхолмления, Партизанский дуб

Наши термины:

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)— участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое значение:

  1. природоохранное,
  2. научное,
  3. культурное,
  4. эстетическое,
  5. рекреационное и оздоровительное,

изъяты полностью или частично из хозяйственного использования

установлен режим особой охраны

Ландшафт - рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.

Геология (от др.-греч., гео — Земля + логос — учение) — совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии

Наша таблица

Название ООПТ

Где находится

Цель создания

Охраняемые растения и животные

Дополнение

Дюнные всхолмления

Партизанский дуб

Дюны

Дю́на — песчаный холм, образовавшийся под воздействием ветра - на берегах морей, рек и крупных озёр (при наличии низких берегов и рыхлого песка). Наветренная сторона дюн пологая (до 15°), подветренная более крутая (до 35°) и осыпающаяся. Дюна перпендикулярна направлению господствующих ветров.

Самой интересной особенностью дюн является их способность к движению, механизм которого прост — ветер переносит песок через гребень, и если в этой местности господствуют постоянные сильные ветры, то дюна начинает движение. Скорость движения дюны составляет до 20 м в год, в приморских районах дюна, как правило, движется вглубь суши. Хотя менее мощные края дюны полностью порастают растительностью и фиксируются, центральная часть, оставшаяся не заросшей, продолжает движение

Движение дюн — не безобидная проблема, они могут засыпать дороги, поля, пастбища, даже небольшие города.


Партизанский дуб

В годы войны на дереве, которое стояло на обочине дороги на Трубчевск, по которой передвигались немецкие войска, был оборудован наблюдательный пункт партизанского отряда "Смерть немецким оккупантам!". Каратели неоднократно предпринимали попытки уничтожить это партизанское соединение с осени 1942 года по весну 1943 года. На «Партизанском дубе», как его называют местные жители, фашисты устроили публичное место казни. На вековых ветвях дуба оккупанты вешали тяжелораненых пленных партизан и членов их семей. В память о погибших советских воинах и партизанах после войны зародилась традиция оставлять на дереве алые ленточки.

По воспоминаниям участников партизанского движения, прототипом героя-партизана на известном плакате художника Виктора Корецкого «Партизаны, бейте врага без пощады!» периода Великой Отечественной войны, послужил старейший боец группы самообороны из деревни Алексеевка Навлинского района дед Архип, которого автор и запечатлел на фоне этого дуба. Художнику очень понравились слова этого бесстрашного бойца: «Коль суждено на старости мне в руки взять винтовки ложу, так разобью фашистскую рожу». Это незамысловатое высказывание старого партизана и легло в основу помещенного на плакате призыва: «Партизаны, бейте врага без пощады!».

Указом Губернатора Брянской области Н.В. Денина от 26 марта 2013 года № 270 уникальный природный объект «Партизанский дуб» признан памятником природы областного значения. Партизанский дуб будет являться главным объектом туристических маршрутов районного и областного уровней

Осенью 2013 года старшеклассники из Алтуховского школьного лесничества собрали под кроной самого знаменитого брянского дерева более 150 кг желудей.

Специалисты ожидают получить до 30 тысяч сеянцев. Часть из них планируют использовать для создания парка, который будет находиться возле дерева-памятника. Вторую часть намерены использовать для закладки памятной аллеи в поселке Навля. Саженцы будут готовы к высадке весною  2015 года.

Вопросы к видео (проверка вашей внимательности):

  1. Каково значение деревьев – памятников природы?
  2. Какую диагностику провели Партизанскому дубу?
  3. В чём ботаническая уникальность этого дуба?
  4. Как почитается Партизанский дуб местными жителями?

Темы сообщений (рефератов) к домашнему заданию

  1. Сравнительная характеристика дюн и барханов
  2. Дюны в нашей стране
  3. Охраняемые растения – армерия обыкновенная
  4. Охраняемые растения – молодило побегоносное
  5. Дуб черешчатый – что интересного мы знаем о нём?
  6. Деревья Брянщины – памятники живой природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партизанская война: мифы и уроки

Проблемный урок для 11 класса социально-гуманитарного профиля....

Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе книги писателя  и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Урок "Петя Ростов в партизанском отряде"

Урок литературы в 5 классе с использованием репродукции картин А. Дюрера, Р. Санти, музыки из кинофильмов "Звезда пленительного счастья" и "Крестный отец"...

Презентация на тему: "Партизанское движение" к уроку в 11-м классе.

Презентация "Партизанское движение" к уроку в 11 классе по теме "Великая Отечественная война". В связи с ограничением сайта на объем закачиваемых файлов размещена частично. С полной версией можно озна...

Статья "Юность, подвиг партизанский не забудь!" к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.С. Харченко, пулеметчика и командира отряда "Грозный" Второй Ленинградской Партизанской бригады

Из опыта патриотического воспитания в школе №104 имени Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга. О деятельности школьного музея, об организации историко-к...

Методическая разработка Урока Победы по теме "Партизанское движение в годы ВОВ"

Методическая разработка  Урока Победы по теме "Партизанское движение в годы ВОВ"...