Среды жизни планеты Земля
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок: Среды жизни планеты Земля
Автор: Жалсараева Марина Анатольевна, учитель биологии Баянгольской средней общеобразовательной школы.
Предмет: биология
Класс: 5 класс
Тема: Среды жизни планеты Земля.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: изучение нового материала с использованием ИКТ и систематизации знаний. Первый урок Главы 3.
Цель урока: Сформировать представление о средах жизни на земле, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Задачи урока:
• образовательные: способствовать пониманию у учащихся о средах жизни организмов.
• развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи , развивать воображение учащихся;
• развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умение применять полученные знания на практике;
• продолжить формировать навыки работы с учебником и научной литературой.
воспитывающие: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
• прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Технологии:
- Информационно-коммуникативная
- Развивающего обучения
Учебно — методическое обеспечение:
- Используемый УМК И.Н.Пономаревой и др. «Алгоритм успеха», изд. Вентана-Граф, 2016г.
- наглядная презентация учебного материала.
Продолжительность занятия: 40 минут
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Каждый фрагмент урока логически связан в единое целое
- Смена видов деятельности на уроке, при его плотности и насыщении, позволяет удерживать внимание, способствует повышению интереса обучающихся.
- Развитие понятийного, наглядно-образного мышления
- Творческие задания, развивают познавательную активность детей.
- Повышается эффективность усвоения обучающимися материала.
План урока:
Этапы занятия | Время реализации |
Организационный момент: приветствие | 1 мин. |
Формулирование темы урока Постановка целей урока | 1мин. |
1 мин. | |
Актуализация знаний средах жизни, разнообразия организмов, условий обитания, способов приспособлений к жизни. | 3 мин. |
Погружение в новую тему. Активное сознательное усвоение знаний, навыков. Работа с текстом. Заполнение таблицы в рабочей тетради стр.49 | 15 мин. |
Закрепление материала, тест. | 15мин. |
Запись домашнего задания. Выставление оценок. Рефлексия. | 4мин. |
Всего: | 40 мин |
Ход урока:
1.Организационный этап
Ребята, а что вам говорят такие слова «Я интересен тем, что я интересен»
Вывод: люди могут быть интересны, когда они что-то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания.
Мотивация:
У нас в гостях герои одного интересного сюжета. Вот послушайте, что у них произошло. (приглашаю желающих, они одевают маски)
Группа детей разыгрывает мини - спектакль «Своя квартира».
Постановка проблемы, постановка цели урока:
Подумайте, Правы ли были звери, ругая косолапого за его услугу? А может со временем им там и понравилось?
1.Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока.
2. С формулируйте цели урока.
Дети формулируют цели.
- Узнать, что такое среда обитания организмов
- какие среды жизни различают
- какие условия жизни в каждой среде
- определить черты приспособленности организмов к жизни в них
2. Актуализация знаний. Получение информации. Первичное усвоение новых знаний.
А) В ходе спектакля упоминались места обитания животных, вспомните героев и где они жили.
Глядя на слайды с примерами мест обитания животных, продолжите следующее предложение. Среда обитания – это … (условия окружающей среды)
Записать определение в рабочую тетрадь – стр.49.
Б) Организация самостоятельной работы в парах, по рядам.
1ряд – водная среда жизни
2 ряд – почвенная среда жизни
3 ряд – наземно-воздушная среда.
4ряд – организменная среда.
Инструкция
1.Прочитайте текст,
2Найдите в тексте информацию о средах обитания и характерных для них условиях,
3 Заполните предложенную таблицу в тетради.
Кто такие обитатели вашей среды жизни?
Какими чертами характеризуется среда жизни:
Работают с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в таблицу (моделирование).
- Вывод -
Подведение итогов. Первичное закрепление.
Вариант 1.
Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Вариант2
Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1Воздушная среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2.Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
3.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
4.Ноги животных в водной среде приспособлены к бегу, прыжкам.
5.Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов
6. У обитателей почвы плохо развито зрение
Вывод –
Беседа с классом по вопросам
- Почему звери ругали косолапого за его медвежью услугу?
- Так, что такое среда обитания для живых организмов?
- Какие приспособления присутствуют у организмов к определенной среде обитания.
Запись домашнего задания. Выставление оценок. Рефлексия
А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если ваша активность:
Моя активность на уроке | Высокая | средняя | низкая |
Материал урока | Хорошо усвоил | Усвоил частично | Плохо усвоил |
Объяснить тему | Могу сам | Могу с подсказкой | Затрудняюсь |
низкая– вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку
средняя – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим
высокая– вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний. Домашнее задание
Задание на выбор
- Орел – мини-сочинение о любой среде обитания
- Соловей – прочитать параграф 17, задание 5,6
- Воробей - прочитать параграф 17, задание 3,4.
Выставление оценок активно отвечающим на уроке детям.
Корректировка оценок учителем.
В конце урока учащимся предлагается устно закончить следующие предложения.
* На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...
* На этом уроке меня порадовало...
* Я похвалил бы себя за ...
* Особенно мне понравилось...
Сегодня мне удалось...
* Я сумел...
Было интересно то, что...
* Было трудно...
* Я понял, что...
* Теперь я могу...
* Я почувствовал, что...
* Я научился...
* Меня удивило….
Итак вы были интересны другу?
Используемая литература:
- Поведение животных/ пер. с англ. М Волчанской. –М: Терра-Книжный клуб, 1998.
- Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы, ООО издательская группа Аттикус, 2010.
- Энциклопедия OXFORD Природа, Москва «Росмэн» 2008
- wikipedia.org›Среда обитания
- knowledge.allbest.ru›Биология и естествознание
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I.Орг. момент | Регулятивные формирование способности к организации своей деятельности | Приветствие, настраивает на активную работу учащихся на уроке. Предлагает обсуждение эпиграфа «Я интересен тем, что я интересен», учитель корректирует. Вывод: люди могут быть интересны, когда они что-то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания. | Настраиваются на активную работу на уроке. Обсуждают, дают свои версии как они его поняли. |
II. Мотивация Определение темы урока и цели. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели рока | У нас в гостях герои одного интересного сюжета. Вот послушайте, что у них произошло. Исходя из сценки – подумайте, правы ли были звери, ругая косолапого за его услугу? Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока. Слайд. Сформулируйте цели урока. Корректировка целей урока. Слайд. | Группа детей разыгрывает мини - спектакль «Своя квартира». Отвечают на вопрос, дают свои версии. Предлагают свои версии темы урока. Записывают в тетрадь. Дети вносят свои предложения. |
Актуализация знаний. Получение информации. Первичное усвоение новых знаний. Погружение в новую тему. Активное сознательное усвоение знаний, навыков. Работа с текстом. Заполнение таблицы в рабочей тетради. Организация самостоятельной работы в парах. | Регулятивные: целеполагание; планирование, прогнозирование коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. познавательные: умение применять знания, моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Личностные: формирование логичного изложения материала, умение грамотно и смело отвечать на вопросы, целеустремленность. | В ходе спектакля упоминались места обитания животных, вспомните героев и где они жили. Глядя на слайды с примерами мест обитания животных, продолжите следующее предложение. Среда обитания – это … (условия окружающей среды) Слайд. Каждая группа выбирает одну из сред жизни (4 группы). Раздается текст с информацией о средах жизни, условий обитания, характеристикой, и обитателями. Проверяет правильность с учащимися. Вопрос: Какими чертами характеризуется средаобитания данных организмов? Какие приспособления имеются у организмов для жизни в этой среде? Корректирует вывод учащихся.
| Обсуждение, запись определения в рабочей тетради стр.49. Работают по инструкции 1.Прочитайте текст, 2Найдите в тексте информацию о средах жизни и его обитателях. 3.Заполните предложенную таблицу в рабочей тетради, стр. 49-50. Проверяют правильность заполнения, остальные заполняют соответствующие графы. Работают с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в таблицу (моделирование). Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы |
Подведение итогов. Первичное закрепление. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство и обоснование. Коммуникативныеинициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. | Предлагает тест 2 варианта, «Какие утверждения верны» Проверка, обсуждение ответов. Беседа с классом. - Почему звери ругали косолапого за его медвежью услугу? - Так, что такое среда обитания для живых организмов? - Какие приспособления присутствуют у организмов к определенной среде обитания. | Отвечают, проводят оценивание работы соседа, выставляют оценки. Взаимооценка Оценивание: Работа без ошибок – «5». 1 ошибка – «4». 2 ошибки –«3». Больше 2 ошибок – «подучи». |
Запись домашнего задания. Выставление оценок. Рефлексия. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если ваша активность: низкая– вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку средняя – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим высокая– вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний. Слайд. Затем записываем домашнее задание которое соответствует вашему выбору. Выставление оценок активно отвечающим на уроке детям.
Рефлексия: * На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался... * На этом уроке меня порадовало... * Я похвалил бы себя за ... * Я сумел... Было интересно то, что... * Было трудно... * Я понял, что... * Теперь я могу... * Я почувствовал, что... * Я научился... * Меня удивило…. Итак вы были интересны другу? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. Отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"
Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля. Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...
Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....
Конспект урока "Среды жизни планеты Земля. "
Конспект урока в 5 классе...
Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"
Технологическая карта. Тема урока: “Среды жизни планеты Земля”....
«Среды жизни планеты Земля»
Закрепить понятия «среда жизни», изучить условия сред обитания и приспособленность организмов к жизни в этих средах; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения ...