Значение дыхания
план-конспект урока по биологии

дыхательная система

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_dyhaniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе дыхания, его  значении для организма, а так же о строении и функциях органов  системы  дыхания. 
Оборудование  и материалы: таблицы «Дыхательная система человека», тетрадь с печатной основой, учебник для 9  класса  «Биология человека». 
Базовые понятия и термины:  дыхание, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, окислительно - восстановительные процессы, легкие, носовая полость, носоглотка, гортань трахеи,  бронхи, бронхиолы, альвеолы. 
                                             СТРУКТУРА УРОКА 
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..4мин 
Изучение нового материала           ………………………25мин 
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       …………….10мин 
Подведение итогов урока   ……………………….1 мин 
Домашнее задание………………………………………………………….1мин. 
                                              ХОД УРОКА 
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
3Актуализация опорных знаний. 
1. Вспомните,  что  такое  дыхание.
2. Как  происходит  дыхание  у  растений?
3.  Чем представлены  органы  дыхания  у  млекопитающих?
4. Вспомните  строение  клетки. Какие органоиды  называют  энергитическими  станциями  клетки? (митохондрии, здесь протекает  клеточное  дыхание)
Вы  уже  догадались, что  сегодня  мы  будем  говорить  о  дыхании, о  том, как  происходит  этот  процесс у  человека,  каково  его  значение, а  так же  рассмотрим  строение  органов  дыхательной  системы
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить  значение  процесса  дыхания для  человеческого  организма,  а  так  же  познакомиться  со строением и  функциями  органов  дыхания  человека.
4. Изучение нового материала.
1. Дыхание и его  значение.
Рассказ  учителя.
Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.
В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха.
Акт дыхания состоит из трех процессов: внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой; 
внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках; 
транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. 
Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека. У более низкоорганизованных животных дыхание жаберное, трахейное и кишечное.
Значение дыхания:
обеспечение организма О2
образование и удаление из организма СО2
окисление органических соединений с высвобождением Е
удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S  и др.
2. Строение  и  функции органов  дыхания.
Самостоятельная  работа  учащихся  с  элементами  рассказа  материала  учителем

Далее предлагаю учащимся  читая  текст  учебника, слушая  дополнения  учителя, заполнить таблицу


Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, (три  пары) слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 
шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: 
щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель; выстлана слизистой оболочкой. 

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:
легочная плевра
пристеночная плевра
Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при дыхании

Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 гр. пыли в сутки.

5. Закрепление и систематизация  знаний
Выполнение заданий  в  тетради с печатной  основой.
6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок изучения нового материала....

урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.

На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....