Значение дыхания
план-конспект урока по биологии
Предварительный просмотр:
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе дыхания, его значении для организма, а так же о строении и функциях органов системы дыхания.
Оборудование и материалы: таблицы «Дыхательная система человека», тетрадь с печатной основой, учебник для 9 класса «Биология человека».
Базовые понятия и термины: дыхание, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, окислительно - восстановительные процессы, легкие, носовая полость, носоглотка, гортань трахеи, бронхи, бронхиолы, альвеолы.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..4мин
Изучение нового материала ………………………25мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….10мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
3. Актуализация опорных знаний.
1. Вспомните, что такое дыхание.
2. Как происходит дыхание у растений?
3. Чем представлены органы дыхания у млекопитающих?
4. Вспомните строение клетки. Какие органоиды называют энергитическими станциями клетки? (митохондрии, здесь протекает клеточное дыхание)
Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о дыхании, о том, как происходит этот процесс у человека, каково его значение, а так же рассмотрим строение органов дыхательной системы
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить значение процесса дыхания для человеческого организма, а так же познакомиться со строением и функциями органов дыхания человека.
4. Изучение нового материала.
1. Дыхание и его значение.
Рассказ учителя.
Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.
В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха.
Акт дыхания состоит из трех процессов: внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой;
внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках;
транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.
Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека. У более низкоорганизованных животных дыхание жаберное, трахейное и кишечное.
Значение дыхания:
обеспечение организма О2
образование и удаление из организма СО2
окисление органических соединений с высвобождением Е
удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S и др.
2. Строение и функции органов дыхания.
Самостоятельная работа учащихся с элементами рассказа материала учителем
Далее предлагаю учащимся читая текст учебника, слушая дополнения учителя, заполнить таблицу
Органы | Особенности строения | Функции |
Носовая полость | Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, (три пары) слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы. | Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли |
Гортань | Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 | Образование звуков и речи |
Трахея и бронхи | Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра. | Прохождение воздуха |
Легкие | Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры. | Газообмен |
Плевра | 2 листка соединительнотканной оболочки: | Уменьшает трение при дыхании |
Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 гр. пыли в сутки.
5. Закрепление и систематизация знаний
Выполнение заданий в тетради с печатной основой.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека
Цель урока: выяснить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока: образовательная: изучить анатомические и морфологические особе...
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Значение дыхания. Органы дыхания.
Урок изучения нового материала....
урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.
На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...
Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.
Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....