урок Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека
план-конспект занятия по биологии (7 класс)
Цели:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся.
- Сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.
Задачи:
- Познакомить с многообразием пресмыкающихся, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;
- Научить находить причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_integrirovannogo_uroka.odt | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого интегрированного урока «Биология и ОБЖ» по теме «Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека»
Кубецкая Тамара Викторовна, учитель биологии
Цели:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся.
- Сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.
Задачи:
- Познакомить с многообразием пресмыкающихся, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;
- Научить находить причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.
Формируемые в ходе урока УУД:
Регулятивные УУД:
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Оборудование:
- Таблицы с изображениями пресмыкающихся;
- Схемы строения пресмыкающихся;
- Влажные препараты;
- Доклады и сообщения.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Тест по материалам домашнего задания к уроку
3. Изучение нового материала
Тест по материалам домашнего задания к уроку
Задание: Заполните таблицу.
Перечень костей пресмыкающегося | Кости передней конечности | Кости задней конечности |
|
|
|
Учитель: Познакомимся с систематикой пресмыкающихся и с разнообразием форм этой группы наземных животных.
Класс Пресмыкающиеся | ||||
Отряд первоящеры Древнейшие из всех рептилий. В современной фауне встречается только один вид – Гаттерия (Новая Зеландия). | Отряд чешуйчатые | Отряд черепахи | ||
Подотряд ящерицы 2700 видов. | Подотряд змеи 2500 видов. Среди них много ядовитых. | Около 300 видов. Включают наземные и водные формы, снабженные прочным костным панцирем, образованным двумя щитами. Зубов нет. Челюсти покрыты роговым чехлом с режущим краем. |
Яды
(Или как сообщение учащегося, или как продолжение речи учителя).
Темы сообщений:
- «Яды. И как кусает гадюка».
- «Эти удивительные змеи».
Речь учителя: Определение внешних признаков, по которым можно было бы совершенно точно и быстро отличить ядовитую змею от неядовитой, не существует. Единственное действительное отличие – наличие ядовитых зубов на верхних челюстях.
Что же представляет змеиный яд, с такой поразительной силой действующий на животных при укусе?
Вес яда лучше установить после высушивания. Наибольшее количество яда – 3,9 мл. – дает гремучая змея. После высушивания он весит 1145 мг. Если змея долго не кусала, железа переполнена ядом; в этом случае яд действует сильнее.
Яд имеет вид не густой прозрачной жидкости. Он бесцветен или имеет цвет от соломенно- и оранжево-желтого до светло-зеленого. В воде капли яда падают на дно, но вскоре смешиваются с ней, давая легкую муть. Яд имеет кислотность, но лишен запаха и вкуса. Обладает клейкостью, медленно сохнет. Разрушается он от действия бактерий и гниения.
Яд – сложная смесь органических и неорганический веществ. Помимо воды в яде есть альбумины, глобулины, и др. белки (в яде кобры из более 85%), пигменты, жиры, ферменты (у кобры сычужный фермент). В состав яда входят хлориды, фосфат кальция, аммоний и магнезия. В свежевыделенном яде, как правило, много слущиваюшихся со стенок протока эпителиальных клеток и слизи. Из ротовой полости змеи в яд проникают различные болезнетворные бактерии.
В результате действия ферментов яда, в организме пострадавшего от укуса змеи возникают токсичные лизоцитины, обуславливающие основное действие змеиного яда. Как показали исследования, яд различных змей обладает не одинаковым действием на животных и человека.
Яд гадюк содержит особое вещество – Геморрагин, разрушающее стенки тонких кровеносных сосудов. Кровь выпотевает через капилляры в окружающие ткани и вызывает кровоизлияния заметные даже простым глазом. | Другое вещество яда гадюк – Цитолизин – растворяет белки и красные кровяные тельца (шарики). Фибрин – фермент усиливая свертываемость крови, приводит к образованию в кровеносном русле многочисленных сгустков, которые закупоривают просветы легочных и сердечных сосудов. Это приводит в ряде случаев к смерти от удушения или инфаркта. |
Яд кобры действует на животных различных видов не одинаково. Собаки к этому яду более чувствительны, чем кошки. Черные голуби более чувствительны к яду, чем белые. Наиболее чувствительны к яду голуби, за тем кролики, морские свинки, белые и др. крысы, мыши, собаки, кошки, лягушки.
Одно и то же количество яда кобры (1,0 гр.) убивает разное количество животных (живой вес берут для сравнения). 1250 кг собак, 1430 кг крыс, 2000 кг кроликов, 2500 кг морских свинок, 8333 кг мышей. Грамм сухого яда кобры может убить 20000 кг лошадей. Он оказался бы смертелен для 167 человек по 60 кг (Е.Н.Павловский).
Ядовитая змея не может убить своим ядом ни себя, ни других змей того же вида, и во многих случаях даже змей других видов того же рода, но может убить змей других родов.
Сила поражающего действия яда зависит от вида змей, количества и качества попавшего в рану яда, от места укуса, от глубины проникновения зубов в кожу и, наконец, от физического и психического состояния человека в момент укуса.
Первая медицинская помощь
Не верно, но бытуют слухи.
- Приложить к месту укуса грязную паутину или комок холодной земли – такая «помощь» может нанести пострадавшему огромный вред, т.к. действие яда не ослабляется, а из земли в ранку могут попасть бактерии столбняка или газовой гангрены. Тоже можно сказать и о смачивании раны керосином, бензином, прижигании едким калием, азотной, серной, карболовой кислотами.
- Посыпать на ранку порох и поджечь его – вспышка наносит глубокий ожог, не ослабив действия яда.
- Прикладывать к месту укуса раскаленное железо или уголь из костра – бесцельно и опасно.
- Отсечение кисти руки или пальца топором – принцип травмирующего рану лечения себя не оправдал.
- Наложение жгута (из веревки, галстука, резины…) – если туго перетянуть конечность и не ослабить через 20-30 минут, можно вызвать полную остановку кровообращения.
Наложение жгута – опасное и бесполезное средство, т.к. оно практически не задерживает всасывание яда.
На данном этапе урока учитель показывает видео фрагмент из видео блога UrgentCare«Неотложная помощь при укусе змеи»: ttps://www.youtube.com/watch?v=aBQN3nYnyRc
Далее учитель закрепляет увиденный материал краткими выводами:
Итак, при укусе змеи рекомендовано:
- При укусе змеи следует избегать всего, что усиливает кровообращение: нельзя поить пострадавшего спиртными напитками. Алкоголь немедленно расширит кожные сосуды и только ускорит всасывание яда.
- Пострадавшему нельзя самостоятельно передвигаться. Это тоже будет способствовать действию яда.
- По мнению З.С.Баркагана (1964), удаление значительной части введенного яда из ранки может быть достигнуто энергичным ранним отсасыванием. В полевых условиях проводить отсасывание почти всегда приходится ртом. Проведенный Баркаганом анализ литературы показал, что такое отсасывание совершенно безопасно для людей, которые его производят, что подтверждено им и личными наблюдениями Ф.Ф.Талызина. Выдавливание пальцами яда и отсасывание его из ранок (сплевывать слюну) рекомендуется делать тотчас после укуса 7–9 минут.
- В первые 20 минут, полезно новокаиновая блокада места поражения (при сильной боли). Хорошее действие может оказать внутримышечное веление норадреналина, димедрола, специфической противоядной сыворотки.
Действительная помощь заключается в том, чтобы немедленно доставить пострадавшего в больницу, амбулаторию или любой другой врачебный пункт, где ему немедленно введут противоядную сыворотку. Змею, укусившую человека следует отыскать, убить и доставить врачу. Если вид не установлен, характер яда определяется по симптомам.
Существует два типа сывороток:
Моновалентные | Поливалентные |
Вводят при укусе определенной змеи. Сыворотка «Антигюрза» нейтрализует яд гюрзы или других близких к ней змей семейства Гадюковых. | Сыворотки помогают укушенному любой ядовитой змеей. |
Если яд плюющей кобры попал в глаза, их надо немедленно промыть сывороткой «Антикобра», а потом накапать сыворотку под веки.
В настоящее время противоядные сыворотки вырабатываются учреждениями всего мира. Ее готовят в Пастеровском институте в Париже, в Германии, в Сан-Пауло в Бразилии, в штате Пенсильвания в США, в Индии – микробиологический институт им. Хавкина в Бомбее и Калькутте, в Южно-Африканском институте медицинских исследований в Иоганнесбурге, в Индонезии, на острове Ява, в Бакинском и Ташкентском микробиологических институтах.
Домашнее задание:
- В учебнике страницы 186-189, П.41.
- Найти информацию о представителях класса пресмыкающиеся (черепахи, крокодилы, ящерицы).
Литература для учеников и учителя:
- В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Учебник «Биология 7 класс», М.: «Вентана-Граф»,2014.
- Биология. Поурочные планы. под. ред. М.В. Высоцкой; Учитель; Волгоград, 2006.
- Брэм. «Жизнь животных». Школа; М., 2000.
- А.В.Пименов, Е.А. Пименова «Портфель учителя. Биология» дидактические материалы 7-8 класс. НЦ ЭНАС; М., 2006.
- А.Г.Резанов «Зоология в таблицах, схемах и рисунках»; Школа, М., 2000.
- Ф.Ф.Талызин «Ядовитые животные суши и моря», Знание, М., 1970.
- https://www.youtube.com/watch?v=aBQN3nYnyRc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Роль кислорода в природе и жизни человека"
Материал можно использовать в курсе химии 8 класса в теме "Кислород"...
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая цель – изготовление корм...
Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека
Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...
Разработка урока "Роль бактерии в природе и жизни человека"
quot;Роль бактерии в природе и жизни человека"...
Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека". Тип урока: перевернутый класс...
Конспект урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Конспеки открытоно бинарного урока по предметам "Биология" и "Математика" 5 класс....