Применение образовательной технологии «Веб-квест» на уроках биологии.
методическая разработка по биологии (5 класс)
Применение образовательной технологии «Веб-квест» на уроках биологии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково – исследовательской деятельности. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения.
В помещаемом материале описан вид проектной деятельности «Веб-квест» на примере разработанного мною квеста «Путешествие с друзьями по заповедникам Крыма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_obrazovatelnoy_tehnologii_vebkvest.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение образовательной технологии «Веб-квест» на уроках биологии.
(Бондаренко Н.Б.
Учитель биологии
МБОУ СОШ №23
г.Симферополь )
Большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций;
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки;
- развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
- использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Критерии оценки работ учащихся
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. | Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.
В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Примеры веб-квестов.
Российский академик Д. С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково – исследовательской деятельности. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения.
Разработанный мною квест «Путешествие с друзьями по заповедникам Крыма» предполагает решение следующих задач:
- расширять биологический и экологический кругозор учащихся;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к природным ценностям родного края;
- прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
Задача участников квеста – изучить материалы размещенные в интернете, подобрать иллюстративный материал. После обобщения результатов всех участников квеста будет создана интерактивная презентация и путеводитель по заповедникам Крыма.
При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.
Роли участников квеста:
Историк – находит сведения об истории создания и развития заповедника.
Географ – изучает расположение и климатические условия
Зоолог – изучает животный мир заповедника
Ботаник – изучает растительный мир заповедника
Энтомолог – изучает мир насекомых заповедника.
Фотограф – находит иллюстративный материал
Дизайнер – отвечает за дизайн электронных презентаций и путеводителя.
Программист – создает интерактивную презентацию из собранных материалов
Редактор – отвечает за создание путеводителя
Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.
Этот квест я предлагаю пройти ученикам 5-6 классов. Это позволяет разнообразить учебный процесс, а акцент на то, что мы готовим путеводитель для гостей Крыма придает ученикам чувство ответственности за предоставляемый продукт, ощущение важности их работы.
Подробно с этим веб-квестом можно ознакомиться в Интернете по адресу http://zunal.com/webquest.php?w=399831
Изученный опыт применения веб-квестов на уроках биологии позволяет понять, что работа эта и полезная, и интересная, действительно активизирующая учебную деятельность.
Примеры квестов:
1. Рогачева Светлана Николаевна, «Удивительный мир Земноводных», https://урок.рф/library/obrazovatelnij_vebkvest_udivitelnij_mir_zemnov_122634.html
2. Сухарева Ирина Александровна, "Фотосинтез",
https://infourok.ru/urok-vebkvest-po-biologii-na-temu-fotosintez-klass-260603.html
3. "Удивительные насекомые",
https://sites.google.com/site/vebkvestpobionyenasekomye/home
Литература
1. Романцова Юлия Вячеславовна. «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся». Сайт: http://открытыйурок.рф/авторы/100-670-245;
2. Быховский Ярослав Семенович «Образовательные веб-квесты», Некоммерческая организация “Project Harmony” (США) (“Проект Гармония”), г.Москва. Сайт: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
3. Гришина К.А. «Преимущества применения технологии веб-квест на уроках иностранного языка», Материалы Международной научно-практической конференции для преподавателей английского языка. Тула, 20–22 сентября 2013 г. Сайт: http://tsput.ru/fb/int/1/files/assets/basic-html/#I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности обучающихся посредством применения электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках биологии
Рекомендации из опыта работы с ЭОР нового поколения...
Применение образовательных технологий на уроках математики
использование информационно-коммуникационных технологий...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях и уроках английского языка в ДОУ и образовательной школе.
автор работы: Степанова Алина Александровна...
Применение образовательной технологии «Веб-квест» на уроках биологии.
Большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Доклад на школьном методическом объединении учителей истории и естественно-научного цикла. 2017 год....
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...
Из опыта применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы
В статье дано краткое описание технологии веб-квеста, даны примеры практического применения данной технологии...