Урок в и5 классе "Жизнь на разных материках"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кубецкая Тамара Викторовна 2

УрокТема:    Жизнь организмов на разных материках

 

Цели урока:   - создать условия для осознания и осмысления материала о растительном и животном мире разных материков Земли;                                                              - продолжать развивать кругозор школьников.

 

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

 

Планируемые результаты:

Предметные  – знание материков планеты и их основных природных особенностей; сформировать общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Метапредметные -  создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);                                                                                - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);                                                    

 - создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, составляют общую характеристику материка).

 

Основные понятия, изучаемые на уроке:   местные виды, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Оборудование:   географическая карта материков, таблицы «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Тундра», «Степь», «Пустыня», рисунки растений и животных, черный ящик, презентация, макеты материков, видеофильм, клей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klaass_zh_na_mater.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

Тема:    Жизнь организмов на разных материках

Цели урока:   - создать условия для осознания и осмысления материала о растительном и животном мире разных материков Земли;                                                              - продолжать развивать кругозор школьников.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные  – знание материков планеты и их основных природных особенностей; сформировать общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Метапредметные -  создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);                                                                                - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);                                                    

 - создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, составляют общую характеристику материка).

Основные понятия, изучаемые на уроке:   местные виды, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Оборудование:   географическая карта материков, таблицы «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Тундра», «Степь», «Пустыня», рисунки растений и животных, черный ящик, презентация, макеты материков, видеофильм, клей.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация, формулировка темы урока, целеполагание

Цель: установление контакта, настрой на сотрудничество, учить планированию деятельности

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

-уметь организовать выполнение заданий учителя

     

Познавательные УУД:

- работать  с картой

        :

       

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас в этот солнечный весенний день. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть весеннего утра и хорошее настроение. Выдохните обиду, злость и беспокойство, забудьте о них. Я желаю вам плодотворной работы и успехов на уроке, доброго отношения друг к другу.

2. Организует вступительную беседу.

 Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?

Что обозначено на карте синим цветом? разными цветами? Назовите материки.

И везде есть ЖИЗНЬ! А что такое жизнь? Какой смысл вы вкладываете в это понятие? Как доказать, что наша планета живая?

3. Демонстрируется видеофильм про разнообразных животных Земли.

Предлагаю вам небольшой видеофильм.

Удивительные животные Земли. А вот теперь представьте ситуацию, что эти животные заблудились и не могут найти свой дом (показывает на карту).

 4. Предлагает  учащимся поработать с настенной картой, на которой  неверно размещены рисунки растений и животных – провокация со стороны учителя.

Они просят нас о помощи, просят вернуть их домой. Вы можете это сделать? Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

5.Подводит учащихся к формированию темы урока и предлагает её сформулировать.

Надо ли изучать жизнь организмов на разных материках?

Сформулируйте тему урока.

6. Знакомит с опорным конспектом урока и просит каждого ученика поставить себе оценку за урок.

Сегодня весь материал  урока вы будете заносить в опорный конспект. Возьмите свой конспект урока и подпишите его.

Оценивать свою работу на уроке вы будете самостоятельно. Ту оценку, которую вы хотите сегодня получить, прямо сейчас поставьте в опорном конспекте урока. А в конце урока посмотрим, достигли вы своей цели или нет.

7.Предлагает определить задачи урока и записать их.

Итак, начинаем работать. Запишите в конспект тему урока.

Какие учебные задачи будем решать на уроке?

(выборочно проверяет цели урока у некоторых учащихся).

Какими способами мы можем достичь поставленных целей? Что нам для этого потребуется?

1.Ученики настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.

2. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

4. Пытаются выполнить задание учителя, делают много ошибок.

Соглашаются с учителем, что для выполнения данного задания у них недостаточно знаний.

5. Формулируют тему урока «Жизнь организмов на разных материках».

6. Начинают заполнять опорный конспект, ставят оценку за урок.

7.Формулируют задачи урока (с помощью подсказок на доске) и  заносят их в опорный конспект.

Изучить материал с помощью учебника, дополнительной литературы, атласов, таблиц.

Актуализация

знаний

Цель: подготовить к осознанному восприятию нового материала, осуществить связь с ранее изученным

Метапредметные результаты:

  Познавательные УУД:

- находить отличия

- работа с информационными таблицами

- сравнивать и выделять признаки

- составление логической цепочки     

Коммуникативные УУД:

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

Предметные результаты:

- знать условия жизни организмов в разных природных зонах

1.Организует работу на повторение ранее изученного материала по таблицам.

Какие природные сообщества и природные зоны изображены?

Где разнообразие живых организмов будет больше?  Почему в тундре и в пустыне так мало растений? А почему мало животных?

2.Дает   задание составить логическую цепочку из понятий: животные, растения, условия жизни.

Я утверждаю, что животные в этой цепочке должны стоять на первом месте? Вы согласны со мной?  От чего зависит жизнь животных? А  разнообразие растений?

1.Отвечают на вопросы, доказывают своё мнение.

На таблицах изображены природные сообщества хвойного и лиственного леса, природные зоны тундры, степи, пустыни.

Разнообразие живых организмов больше в лиственном лесу, так как там благоприятные условия жизни – много света, тепла, воды. В тундре и в пустыне мало животных, потому что мало растений. А растений немного, потому что неблагоприятные условия жизни.

2.Предлагают вариант логической цепочки и проверяют её правильность по слайду 3 

Жизнь животных зависит от растений, которые служат им пищей и местом жительства.

Разнообразие растений зависит от  условий жизни.

Формирование новых знаний

Цель: изучить условия жизни на разных материках, их растительный и животный мир

Рефлексивно-оценочный этап

Цель: прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения

Метапредметные результаты:

  Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации

-умение ориентироваться в учебнике

Коммуникативные УУД:

-работать в группе по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

-выражать своё мнение и идеи

Регулятивные УУД:

-планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому содержанию

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Познавательные УУД:

-выделять существенную информацию

Коммуникативные УУД:

-обосновывать своё мнение

-понимать на слух ответы групп учащихся

-отвечать на вопросы

1.Обобщает ответы учащихся, что данные природные сообщества расположены на материке Евразия.

Посмотрите на карту. На каком материке располагаются данные природные зоны и природные сообщества?

Это самый большой материк. Для нас он самый известный.

2. Предлагает рассмотреть жизнь организмов на других материках: Африке, Австралии, Антарктиде. Для этого организует работу в группах, назначает руководителей групп.

Давайте рассмотрим жизнь организмов на других материках, то есть составим «визитную карточку материков» (распределяет материки группам по загадкам):

1.Где лишь лето и весна?

Где кругом стоит жара?

Что за звери там живут?

Что за птицы там поют?

Всё узнать о нем пора

Это -… АФРИКА.

2. Этот южный материк

И не мал и не велик.

Круглый год там холодно

Пингвины там живут.

Материк тот как зову? АНТАРКТИДА

3. Это чудо материк.

Он красив и невелик

И на нем всего одна живописная страна.

Но это не Италия, и не Португалия

Этот материк - …. АВСТРАЛИЯ.

3. Даёт задания группам:

- составить «визитную карточку материков» с помощью учебника, дополнит. литературы, атласов.

Вернемся к нашей логической цепочке ). Что вы должны указать, составляя «визитную карточку материков»? Это ваш план работы. Он указан в опорном конспекте в  виде таблицы.

(на слайде 4 указаны задания группам - № страниц в учебнике, в атласах и т.д.)

-заполнить таблицу в тетради,

-по данным таблицы изготовить макет материка с помощью рисунков растений и животных.

1.Организует выступления групп.

2. Проводит первичное закрепление материала.

Теперь вы сможете отправить животных и растения в родные места?

На обороте опорного конспекта выполните задание «Верни на Родину»: соедините стрелками организмы и материк, на котором они проживают.

Выполните самопроверку (карандашом).

3.Предлагает проверить уровень усвоения материала урока с помощью рефлексивного приёма «Чемодан или корзина?».

Сегодня мы совершили виртуальное путешествие по материкам Земли. Я предлагаю вам проверить свой «багаж знаний». Что вы выбираете «Чемодан или Корзина?»

3.Ученикам, уверенным в своих знаниях, предлагает исправить ошибки на карте материков, представленной в начале урока (поменять местами рисунки организмов).

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

4.Рекомендует оценить деятельность учащихся на уроке: свою и одноклассников.

Оцените свою работу на уроке. В левой стороне опорного конспекта выставьте себе отметку за каждый этап урока и итоговую оценку за урок.  (слайд 5). У кого итоговая оценка совпала с оценкой в начале урока?

За что вы могли бы себя похвалить?

Кто хочет поделиться впечатлениями от урока?

1.Организуют  работу по обсуждению информации

На материке Евразия.

2.Распределяются на группы.

 3. Распределяют роли в группе для выполнения и защиты своего задания.

Условия жизни, растения, животные.

4.Изучают  информацию в учебнике и других источниках,  используют рисунки.

5.Заполняют таблицу по своему материку.

6. Отображают информацию в виде макета материка.

1.Отчитываются о проделанной работе в группах, представляют отчет в виде макета материка с населяющими его живыми организмами.

2. Индивидуальная работа по выполнению задания с последующей самопроверкой.

3.Участвуют в рефлексии – проводят самоанализ того, что удалось на уроке.

3. Желающие выходят к доске, переставляют рисунки организмов, комментируют свои действия.

Дают ответы.

4.Оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке.

Домашнее

задание

1.Сообщает информацию о домашнем задании:

 - изучить п. 22,

- продолжить заполнение таблицы в  тетради по другим материкам,

- подготовить загадки о живых организмах разных материков для «Черного ящика» (творческое задание).

2.Выставляет оценки за урок.

3. Благодарит за урок.

1. Записывают домашнее задание в дневники, задают необходимые вопросы учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"

Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Урок по теме "Жизнь на разных материках"

Урок природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"....

Урок по теме "Жизнь на разных материках"

Урок природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"....

Маршрутный лист урока "Природа и жизнь на разных материках"

Этот материал поможет в подготовке урока по природоведению "Природа и жизнь в формате ФГОС"...